«Новый Акрополь» — это международная организация, которая предлагает идеал непреходящих ценностей. Этот идеал способствует эволюции каждого человека и человечества в целом и осуществляется благодаря деятельности в сфере философии, культуры и добровольчества. «Новый Акрополь» представлен в 60 странах мира на пяти континентах и имеет более 500 отделений.
Его деятельность в мире строится на трех основных идеалах:
- Идеал общечеловеческого братства, утверждающий уважение человеческого достоинства вне гендерных, культурных, религиозных и социальных различий.
- Идеал познания, пробуждающий любовь к мудрости посредством сравнительного изучения философии, религии, науки и искусства.
- Идеал развития, начинающегося с реализации лучших качеств и ценностей каждого человека как прочного фундамента для лучшего мира.
Президент «Нового Акрополя» Карлос Аделантадо расскажет о том, каким путем достигаются эти идеалы.
С какими главными вызовами встречается сегодня «Новый Акрополь»? К каким целям он стремится?
а) На философском уровне важнейшая цель — доказывать вневременную ценность понятия «философия».
Сегодня слово «философия» недооценивается и словно пылится на дне сундука; оно даже немного раздражает. Но ведь так естественно — задавать вопросы о причинах того, что с нами уже произошло или обязательно произойдет. Если смотреть под таким углом, то философия — важный инструмент, благодаря которому человек может увидеть взаимосвязи и смысл всего существующего, а также осознать ту роль, которую он может принять на себя в своей собственной жизни.
Я также надеюсь, что братство войдет в нашу повседневную жизнь, что оно будет становиться все более реальным. Что мы всё больше будем учиться ценить то, что нас объединяет, а не то, что, как кажется, нас разделяет. Что наш взгляд не будут ограничивать поверхностные и постоянно меняющиеся отражения людей и событий.
Философия учит, что, чем глубже мы воспринимаем суть вещей, тем более очевидным для нас становится братство.
б) Мы стремимся к тому, чтобы культура в обществе занимала больше места.
Я говорю не только о том, чтобы проводилось больше культурных мероприятий, а о том, чтобы культура действительно помогала объединять народы и лучше понимать разные ментальности, чтобы с ее помощью возвышалось сознание и раскрывались сердца.
Я убежден, что, к сожалению, некоторые проявления нетерпимости и агрессии в отношении отдельных людей или социальных групп вызваны именно недостатком культуры и незнанием других форм выражения человеческой деятельности.
с) Наша добровольческая работа ставит целью, чтобы каждый доброволец, внося свой бескорыстный вклад в общее благо, одновременно развивался внутренне.
Каждое усилие, каждое действие на благо других помогает лучше понимать смысл жизни; и в то же время растут внутренние силы человека, такие как солидарность, чувство собственного достоинства, надежда на лучшее будущее, сопереживание и многие другие. Но прежде всего в нем крепнет ощущение свободы и сила воли.
Поэтому я очень хочу, чтобы мероприятия в сфере добровольчества были не просто хорошими и в той или иной степени полезными, а чтобы люди, участвующие в них как добровольцы, все больше ощущали свою связь с жизнью.
Какой опыт в эти трудные времена удалось получить «Новому Акрополю» и почти пятистам его центрам во всем мире?
Лично я очень доволен, ведь стало понятно, что, когда люди применяют философию, им легче противостоять страхам, нестабильности и неопределенности.
Мы видим, что люди, которые приходят сегодня на наши мероприятия, проявляют больший интерес и искреннее стремление понять жизнь и человека. Как будто зеркала, когда-то отражавшие реальность, разбились на тысячу осколков, и в них либо ничего не видно, либо видится другая реальность. В любом случае, это побуждает человека двигаться к познанию самого себя.
Мы ощутили пользу новых технологий, благодаря которым нам удалось продолжать свою работу, несмотря на трудности и ограничения. Но тем не менее нам стало ясно, что личного контакта не заменит ничто. Неслучайно занятия философией в древности всегда проходили в школах, в группах, где основным педагогическим инструментом служил диалог, а задачу достичь гармоничного сосуществования разделяли все.
Порой люди не доверяют организациям…
Да, и во многих случаях не без основания.
Но я думаю, что организация может быть очень полезной, ведь благодаря ей объединяются и координируются усилия и стремления разных людей. Хотя, конечно, нельзя забывать об опасностях, которые могут возникать из-за определенных ошибок внутри тех или иных организаций.
Я считаю такой ошибкой навязывание какого-то частного, персонального мнения, без диалога и сопоставления вариантов; или отход от принципов и целей, ради которых организация создавалась; или использование ее возможностей ради известности и социального престижа.
Что я считаю весьма позитивным — так это огромное количество людей, ставших частью «Нового Акрополя» за долгие годы его работы. Каждый год тысячи людей извлекают пользу из наших занятий по философии, из культурных или добровольческих мероприятий. Кто-то вступает в нашу организацию, кто-то предпочитает сотрудничать лишь время от времени, а кто-то не присоединяется к нам. Но все эти люди на себе почувствовали наши усилия на благо общества.
Но ведь есть и недовольные. Что бы Вы ответили тем, кто критикует «Новый Акрополь»?
Что они имеют полное право это делать, они вправе критиковать.
Учитывая удивительное разнообразие и сложность человеческой натуры, нельзя рассчитывать, что все нас будут любить и принимать. Это вне всякой логики.
Более того, я считаю, что критика может быть очень конструктивной, если отделить ее от злого умысла и негативного заряда, который она часто несет.
Не стоит драматизировать критику, ведь разумным существам свойственно анализировать, дискутировать, сравнивать доводы, подвергать их проверке и, наконец, выбирать. Если убрать право критиковать, это ограничит свободу человека, а также лишит философию ее важной составляющей — ведь критическое мышление, то есть анализ и рассмотрение самой жизни и разных ее сторон, свойственно философам.
А как Вы объясните тот факт, что у «Нового Акрополя» было много недоброжелателей, особенно в прошлом?
Да, если обратиться к прошлому, можно увидеть и такого рода недоразумения. Хотя, в силу своего возраста, я с подобными ситуациями напрямую не встречался.
Как мне кажется, это была проблема недопонимания. Возможно, вызванная тем, что школа философии классического образца — сложное явление, пытающееся соединить теорию и ее воплощение в практике; это философский идеал, стремящийся сделать лучше мир и людей, и с самого начала было очевидно, что это движение, которое способно выйти на международный уровень.
Даже многие участники «Нового Акрополя» первых лет его жизни, которым мы благодарны за усилия и преданность, не очень хорошо осознавали его глубинную суть. Они не понимали, что его корни — в очень далеком прошлом, и, следовательно, это нечто совершенно новое, его невозможно сопоставить ни с чем из того, что было известно в XX веке. Ошибки были, но они постепенно исправлялись. И эта самокоррекция происходит и сейчас и будет постоянно происходить в будущем, поскольку из философской жизни невозможно изъять дух самокритичности.
Хочу добавить к сказанному, что, когда появляется что-то новое, ему всегда требуется время на адаптацию к окружающей среде, а также на то, чтобы в процессе развития показать скрытый в нем подлинный потенциал и пользу для общества.
Но, к сожалению, в обществе всегда существовали люди, живущие критикой, всё очерняющие и падкие до сенсаций.
В любом случае, реакция на наше философское предложение отнюдь не нова для философской школы с глубокими корнями, которые можно даже назвать эзотерическими. Такого рода реакции повторялись на протяжении многих веков.
А какое значение для «Нового Акрополя» имеет понятие эзотерического?
Слово «эзотерический» означает «внутренний, более глубокий». То есть нечто скрытое, находящееся внутри. А «экзотерическое» — это внешнее.
Под эзотерическим мы в «Новом Акрополе» понимаем внутреннее, сущность вещей, то, что скрыто от нашего взгляда, но является самым важным.
У всех вещей и у всех живых существ есть внешняя, видимая часть и есть внутренняя часть, основа. Например, у здания есть стены, двери, окна, и их видно. Это можно назвать экзотерическим. Но также есть каркас из опор, балок и металлических частей — «скелет», который поддерживает всё здание, — это эзотерическое. И его не сразу заметно.
Во Вселенной мы видим планеты, звезды, галактики. Это тела из более или менее плотной материи, и это «экзотерическое». А причина их существования, их предназначение, та жизнь, которая одушевляет эти тела, — это «эзотерическое».
Мы с вами каждый день делаем нечто, что имеет внешнюю, видимую ценность, но за нашими внешними поступками стоят истинные мотивы наших действий. И эти мотивы лежат в метафизической области (то есть это больше, чем просто физические действия) — они и составляют эзотерическую часть человека.
Поэтому в «Новом Акрополе» мы говорим о философии причин, известной также как естественная, или эзотерическая, философия. Ведь мы хотим научиться понимать причины всего, скрытые стороны, которые можно воспринять с помощью разума или интуиции, если развить чуть больше чуткости и способности соотносить, связывать между собой то, что нас окружает.
Почему в «Новом Акрополе» одинаково ценится и восточная, и западная философия?
А почему же нет? Мы не можем отрицать философского влияния того, что мы называем Востоком, — народов Индии, Японии, Тибета, Китая и других стран. И не можем забывать о значении философии Запада. Проблема в том, что до сих пор существует скрытый расизм, и не только на физическом уровне. Интеллектуальный расизм и тщеславие гораздо хуже, чем физический расизм, а еще хуже духовная гордыня и духовный расизм, когда кто-то считает, что только он обладает истиной.
Какую роль играют в «Новом Акрополе» так называемые «живые силы»?
Это группы, состоящие из членов «Нового Акрополя», которые добровольно решили посвятить свое время и усилия прямой поддержке его жизненно важных граней. Кроме того, это разные этапы получения опыта, то есть внутренней и внешней реализации на практике тех знаний и упражнений, которые помогают продвигаться по пути философии как образа жизни. А именно это советуют философы-классики Востока и Запада
То есть речь идет о том, чтобы давать жизнь тем силам, которые есть в нас, а также о том, чтобы познавать и использовать силы жизни. Все это очень важно, поэтому к участникам предъявляются определенные требования, например честность, добросовестность, здравый смысл. В эти группы принимаются не все, и это может вызывать недовольство у тех, кого не приняли, и даже какие-то враждебные действия. Но это риск, на который приходится идти.
Вернемся к миру, в котором мы живем. Вы можете назвать какую-либо ошибку современности, которую считаете самой серьезной?
На мой взгляд, главная ошибка по-прежнему состоит в смешении целей и средств.
Яркий тому пример — экономика. Экономика должна быть полезным и необходимым средством для создания и поддержания тех или иных институтов, но она ни в коем случае не должна быть самоцелью.
С ее помощью нужно улучшать образование, обеспечивать доступность образования для большей части населения планеты. Облегчать бремя тяжелой, механической, рутинной работы. Давать возможность людям развиваться, но развиваться во всех сферах.
А жажда обладать материальными благами, накапливать их ведет к ущемлению других, к росту соперничества и эксплуатации других людей, и все ради получения большей выгоды. Все это пагубно и с человеческой точки зрения, и с точки зрения движения к лучшему будущему.
В «Новом Акрополе», например, мы финансируем себя, в основном, за счет ежемесячных взносов всех участников, за счет продажи наших книг, за счет небольших мастерских, действующих на самоокупаемости. Все это скромные суммы, но они помогают работать нашим центрам и осуществлять некоторые культурные и добровольческие проекты.
Хотя сегодня экономика царит и властвует в обществе, мы не считаем, что это единственная сила, ведущая к прогрессу и целые народы, и отдельных людей.
Что Вы думаете о материализме?
На протяжении долгого времени эта идея является доминирующей в мире. Она господствует в сфере политики, науки, экономики, образования, а также, к сожалению, в сфере морали. Эта идея проникла в наши дома и в умы людей. Материалистический менталитет управляет жизнью подавляющего большинства жителей нашей планеты.
Хорошо это или плохо? Да, это опыт, который должно пройти всё человечество в целом. Возможно, нужно было пройти путь материализма до конца, чтобы вновь увидеть ценность других сторон человеческого существования.
Сегодня не без оснований предполагается, что ученые-материалисты наткнулись на большой камень преткновения — попытку объяснить, как в процессе случайной эволюции материи возникло сознание. Мы многое знаем о том, как ведет себя материя, но не знаем, ПОЧЕМУ она себя так ведет.
Образование, политика и экономика, основанные на материализме, также терпят неудачу. Люди в целом не стали счастливее, хотя у них стало больше материальных благ и удобств (в одних регионах планеты — гораздо больше, чем в других). Стоит признать, что так и не удалось искоренить голод, нищету и колоссальное неравенство, царящее на Земле.
Могут ли сочетаться политика и философия?
Философия может сочетаться с любыми гранями человеческой жизни: с искусством в его стремлении к прекрасному, с наукой в стремлении приблизиться к истине, с религией в движении к благу и с политикой, ищущей справедливости.
Чтобы регулировать сосуществование в обществе, необходимо четко определить права и обязанности граждан, и именно здесь вступает в действие понятие справедливости. Еще в древности и Конфуций, и Платон (среди прочих) откликались на этот поиск справедливости, и диалог Платона «Государство» — возможно, одно из самых значимых произведений в этой сфере.
Об этом говорит тот факт, что этот труд часто подвергался критическому анализу; кроме того, в работах более поздних авторов, от современников Платона и до наших дней, мы видим много похвальных отзывов и ссылок на это произведение.
Лично я не думаю, что афинский философ намеревался построить идеальное общество, состоящее из совершенных людей. Скорее, он стремился дать пищу для размышлений и описать возможные решения для многочисленных проблем, связанных с различными политическими системами в Греции того времени. И действительно, в «Законах», более позднем диалоге, он корректирует некоторые положения из «Государства».
В некоторых интеллектуальных кругах Платон считается тоталитарным мыслителем.
Я думаю, будет справедливо упомянуть и о том, что большинство беспристрастных исследователей и интеллектуалов относят Платона к категории мудрецов. Понятие мудреца в Древней Греции понималось очень широко: так называли философов, математиков, ученых, целителей душ, поэтов, политических советников… Да, это «тоталитарное» — всеобъемлющее, целостное понятие. Об этом размышляет Платон, когда предлагает гражданское образование, основанное на целостном воспитании и охватывающее самые разные аспекты человеческой природы.
Критики Платона забывают упомянуть о тех обязательствах, которые великий философ возлагает на правящий класс.
Советы Платона продолжают оставаться ценными и сегодня. Так, например, ПРАВИТЕЛИ...
…должны доказать свою любовь к общему благу, служа добровольно и не эгоистично, и любовь к истине, ведя образцовый образ жизни;
…не имеют частной собственности, кроме самого необходимого. То есть на своем посту они не могут обогатиться;
…не должны пользоваться демагогией, чтобы манипулировать народом;
…прежде чем будут провозглашены правителями, должны пройти испытания и подтвердить свой моральный и интеллектуальный уровень;
…должны воспринимать исполнение власти как жертву, священное действие.
И это еще не все требования!..
А что требуем мы от наших правящих политиков? Каким критериям следуют партии, выдвигая своих кандидатов? Хороший вопрос.
Может ли демократия стать лучше?
Несомненно. Как может стать лучше всё, что существует на Земле. Я считаю, что демократии нужно реальное усилие, чтобы приблизиться к осуществлению общего блага, которое не ограничивалось бы частными интересами той или иной партии.
Столкновения между разными группировками, порой иррациональные, вызывают ряд действий и противодействий, которые тормозят общее развитие. Желание дискредитировать оппонента, отсутствие этики в выполнении предвыборных обещаний, растраты и сомнительное финансирование многих партий, плохая подготовка некоторых кандидатов, — все это, конечно, можно улучшать.
Также стоит уделить много внимания тому, чтобы улучшить образование и воспитание, ведь демократия как система очень нуждается в этом, учитывая, что гражданин имеет возможность участвовать в выборах. А чтобы думать и решать, нам всем необходимо постоянное воспитание. И оно особенно необходимо, если нужно руководить другими людьми.
Профессор Хорхе Анхель Ливрага, основатель «Нового Акрополя», учил, что любая система будет хорошей, если составляющие ее люди будут хорошими. И любая система перестает быть хорошей, если люди становятся безнравственными и неумелыми.
Какова позиция «Нового Акрополя» по отношению к религии?
Такая же, как и у всех философских школ в истории, — абсолютное уважение к разным религиозным формам. Но мы считаем, что эти формы не должны навязываться или быть догматичными.
Для большинства людей принадлежность к религии определяется местом, где они родились, или семейным окружением. Но по мере того, как в человеке развивается способность к самоанализу и рефлексии, он обязательно рано или поздно приходит к осознанию своего отношения к тому, что мы называем священным.
Я считаю это отношение делом очень личным и очень свободным, поскольку оно затрагивает ум, сердце и сознание. И я думаю, что даже те, кто считают себя атеистами, в душе поддерживают связь со священным.
Одним подходят сложившиеся формы религии, другим — какие-то свои формы; для одних эта связь будет строиться на объективных элементах, а для других будет встречей с чем-то глубоко субъективным. Для всех нас это прекрасное упражнение на толерантность.
Дело в том, что никто не может управлять духовностью других.
Почему такое значение имеют символы?
Возможно, потому, что они дают возможность установить связь с тем умопостигаемым, высшим миром, о котором говорил Платон. Следует иметь в виду, что логика и ее инструменты имеют свои ограничения, свойственные линейному миру. Но в нелинейной реальности свойства времени и пространства меняются, и, как следствие, сознание подвергается иному воздействию: оно растет и расширяется, благодаря чему достигает более тонкого и глубокого восприятия Реальности.
Я говорю не о подсознании или бессознательном, а, если можно так сказать, о сверхсознании. О высшем измерении сознания, где познание происходит без вмешательства чувств и где опыт переживается под полным контролем самого индивида. Символы помогают нам проводить аналогии, благодаря которым они соотносятся с более высокими идеями.
Как Вы думаете, почему люди пользуются символами? Они присутствуют и в деловой, и в социальной, и в трансцендентной и даже в повседневной сферах жизни…
Прежде всего можно сказать, что, видимо, существует потребность принадлежать к чему-то, и поэтому люди пользуются анаграммами, символами и эмблемами как средствами узнавания. Их используют сотрудники маленьких и больших фирм, бренды одежды и обуви, спортивные и культурные сообщества, финансовые корпорации и т. д. Символы в ходу всегда и везде.
Но возможно также, что все мы естественным образом, от природы знаем, что нам нужно достигать всё более возвышенных, интуитивных состояний сознания, которые позволят нам выйти за пределы понятийного плана.
Возможно, дело в том, что символический мир — важное эволюционное отличие, выделяющее людей среди других царств Природы: символическое воображение работает, когда мы вступаем в брак или заканчиваем учебу; когда кто-то рождается, приходит в этот мир, мы даем ему имя, и мы прощаемся с ним в конце его жизни — всё символическим образом. Люди носят кольца, ожерелья, одежду, цвета… даже столь модные сегодня татуировки — все это приближает человека к миру символов. Мы видим, что ни улыбку, ни плач не получится понять, если убрать их символический подтекст.
И важно иметь в виду, что некоторые символы во всех цивилизациях на протяжении истории имели одинаковое значение: открытая или закрытая ладонь, колесо как конструкция и как цикличность, огонь, связанный с мудростью, орел как вестник, Солнце как владыка неба...
Любопытно: я обратил внимание, что фильмы и сериалы, в которых сценаристы используют подобный символический язык, обычно имеют хороший отклик у зрителей.
В «Новом Акрополе» мы тоже пользуемся символами, соответствующими тому, чем занимаемся: спортом, добровольчеством, художественными мастерскими, боевыми искусствами или собственно философией. В нашей школе философии мы много времени посвящаем анализу символов, связанных с понятием священного в разных цивилизациях.
И во время наших философских праздников, относящихся к временам года, тоже присутствуют символы весны, лета, осени и зимы.
Что бы Вы посоветовали тому, кто чувствует, будто жизнь лишена смысла?
Первый совет — научиться задавать вопросы. Если человек способен задавать себе вопросы, но не находит ответа, возможно, он недостаточно эффективно ищет или ищет не там.
Я бы предложил ему поискать ответы в самом себе, а не вовне, ведь некоторые ответы невозможно найти во внешнем мире. Пусть он постарается осознать ценности, хранящиеся в его душе, и, по мере того, как он будет их развивать, он естественным образом найдет точки соприкосновения с жизнью.
Здесь возникает другой, не менее важный вопрос: если у жизни есть смысл (предположим, что он есть), то как осознать его? Какого рода этот смысл? Очевидно, что нам нужно развить некоторые скрытые силы, например, силу осознавать и чувствовать смысл жизни.
И в чем же настоящая сила?
Вне всякого сомнения, в развитии сознания (как цели) и в воспитании (как средстве для достижения этой цели).
Профессор Хорхе Анхель Ливрага всегда учил, что воспитание — это использование культуры для ускорения эволюции человека, для его преображения. Он настаивал, что воспитывать — не значит искажать или насильно менять природу человека; воспитывать — это освобождать его силы от оков инстинктов и от психической и духовной ограниченности, которая держит эти силы в заточении и является причиной страдания.
Возможно, так оно и есть, ведь все люди рождаются с определенными скрытыми потенциалами, которые можно развить, если дать человеку правильное воспитание.
Профессор Ливрага говорил, что подлинная педагогика дает информацию, но не обманывает, наставляет, но не злоупотребляет властью, воспитывает, но не деформирует. Её цель — воспитать сознательного, счастливого и полезного гражданина, умеющего пользоваться руками, сердцем и умом.
И тогда, возможно, получится привести в действие нечто более высокое, чем просто ум, — то есть воображение и интуицию, помогающие познавать мир, в котором живут великие идеалы, архетипальные идеи, самые чистые мечты.
Наверное, трудно стать преподавателем в «Новом Акрополе»?
Это зависит от способностей, которые проявил человек, от пройденного обучения и от достигнутых успехов.
Здесь стоит вкратце сказать, что «Новый Акрополь» имеет образовательный характер и официально признан как международная некоммерческая организация.
Будучи частным учреждением, он может, как определено законом, создавать свои собственные модели программы обучения, при этом всегда следуя той логике, которая ничем не отличается от логики официальных учреждений.
Таким образом, наши академические степени вдохновлены той моделью, которую используют европейские университеты. Она известна как Болонская система и широко применяется повсюду.
По этой системе университеты применяют два вида степеней: так называемые официальные степени и собственные степени обучения.
Следуя этой системе и учитывая, что у нас очень обширная программа обучения, мы ввели собственные академические степени: эксперта, специалиста и два уровня степени магистра.
Наши преподаватели имеют одну из этих степеней.
Кроме того, и это не менее важно, они должны показывать очевидный пример следования этическому кодексу, которому все мы привержены. Если кто-то не следует этическому кодексу, он не может быть частью нашего преподавательского состава и покидает его.
Как Вы считаете, чего «Новый Акрополь» уже добился и чего ему еще предстоит достичь?
Из всех успехов и достижений, накопленных за 65 лет жизни этого философского идеала, я выделю тот факт, что нам удалось сделать сосуществование и братство реальностью для тысяч молодых людей на пяти континентах. Ведь «Новый Акрополь» состоит из мужчин и женщин разных рас, культур и религиозных убеждений (или вообще без них), из всех социальных слоев. Для нас «быть человеком» значит гораздо больше, чем принадлежать к той или иной социальной или иной группе.
Наша работа дает людям знания с позиций эклектики и отсутствия догматизма, и в некоторых странах она была признана как «представляющая общественный интерес».
Чего нам предстоит достичь?
Мы должны найти нужный путь, чтобы нас правильно понимали. Мы должны сделать так, чтобы наш голос отзывался в гораздо большем количестве сердец, чтобы все те, кто нас ищет, смогли нас найти.
Что бы Вы сами хотели сказать в завершение беседы?
Я закончу словами о философии, потому что мы уже знаем, что в искривленной вселенной начала и концы сходятся. Поэтому я снова скажу о важности и пользе философии.
Философия — это установление подлинной связи между объективными знаниями, которые есть в мире, и субъективностью нашего внутреннего мира (не менее реального, а, скорее, являющегося «другой реальностью»).
ПОДЛИННАЯ СВЯЗЬ — это когда поступки соответствуют чувствам и мыслям. А эти чувства и мысли должны быть в согласии с единством и синтезом нашего объективного и субъективного опыта, то есть опыта нашей жизни.
Это значит, что благодаря правильным действиям личная философия каждого человека со временем будет становиться все лучше, ведь наш жизненный опыт тоже может становиться все более глубоким и утонченным.
«Новый Акрополь» — это поле для внешнего и внутреннего эксперимента, где есть возможность стать лучше как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. «Новый Акрополь» — это мир, полный возможностей. Как и сама Жизнь. Такова философия в действии.
Перевод с испанского.