Любопытно: существуют некоторые философские положения, которые в принципе невозможно понять, не проверив на практике. Например, Махаяна в буддизме предписывает своим последователям помогать всем живым существам. И при этом тут же утверждается, что реально помочь может лишь тот, кто уже пробужден, то есть уже достиг состояния Будды.
Так как же быть? Пока я не пробужден, реальной пользы от меня, похоже, нет. Помогать бессмысленно. Но если не помогать — не дойдешь до пробуждения. На первый взгляд может показаться, что это замкнутый круг.
Размышляя об этом противоречии, я вспомнил, как давным-давно учился кататься на горных лыжах. Выглядело это очень комично. В непривычных горнолыжных ботинках, заставляющих ноги сразу быть согнутыми в коленях, я пристегивал лыжи, пытался ехать и сразу падал. Лыжи отстегивались и уезжали вниз. Я их находил, собирал, опять поднимался на склон, снова пристегивал, ехал и опять падал. Это повторялось много раз...
Очевидно, я катался бы гораздо лучше, если бы умел это делать. Но, к сожалению, выяснилось, что невозможно научиться кататься до того, как первый раз выйдешь на склон. Невозможно сначала научиться, а потом уже кататься. Учиться приходится в процессе.
Есть у меня сильное подозрение, что примерно так же обстоят дела и в Махаяне. Было бы чудесно, было бы просто замечательно сначала освободиться самому, чтобы потом помогать освобождению всех живых существ. Это было бы прекрасно, но невозможно освободиться теоретически, ведь путь к конечному освобождению лежит через любовь и сострадание к другим.
И получается, как с горными лыжами, что учиться нужно в процессе. И ответ на кажущееся противоречие достаточно прост: нужно начать практиковать, без этого не поймешь. Об этом, наверное, и говорит «Голос Безмолвия»: «Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путём».