Для нас философия в первую очередь заключается в умении задавать вопросы и пытаться, если это возможно, находить ответы на них. В этом смысле поиск – это начало чего-то. Начало пути, который ведет нас к умению видеть то, что внутри нас, и то, что вне нас, – это своего рода посвящение в мир размышления, в мир постоянного наблюдения.

Стоя Аттала в Афинах (Греция)

 

Мы поговорим о философе как искателе. А где же заканчивается этот поиск? Я не знаю, есть ли у него конец. Я знаю, что всякий раз, когда мы находим что-то ценное для нас, эта находка, в свою очередь, помогает нам снова задаваться вопросами и продолжать искать. Следовательно, философ, как мы его понимаем, никогда не будет утверждать, что он обладает полной истиной. И поговорим мы об этом, опираясь на сравнительный подход к изучению разных философских течений и учений философов Востока и Запада, как это принято у нас, философов-акропольцев.

Почему мы сегодня выбрали именно эту тему? Зачем говорить о достоинстве? Потому что в наше время, когда вокруг столько конфликтов, столько боли, столько страданий, люди теряют ориентиры, не знают, в чем их цели и принципы... В век технологий мы постепенно перестаем быть людьми, мы погребены под множеством цифр и отчетов, самым важным считаем предложение и спрос, повышение производительности, расширение сфер деятельности, и многое другое. Сегодня образование не способно подготовить человека к решению самых обычных для всех нас проблем. Вот почему мы хотим поговорить о достоинстве, избегая догм и предрассудков.

1. Философия и философы всех времен считали достоинство одним из самых важных качеств человека. Для начала вкратце посмотрим, как эти философы определяли то, что не является достоинством. Хотя мы и используем определенные термины и слова в нашем лексиконе, говоря «достойный человек», например, о высокопоставленных сановниках и политиках..., достоинство не имеет ничего общего с тем, каким человек предстает внешне. Оно не связано с почестями, с общественным признанием или привилегиями. Оно не имеет отношения ни к чему из этого. Скорее, оно связано с тем, что происходит во внутреннем мире человека. Можно вспомнить, например, что это слово происходит от латинского dignus, что означает ценность. Это что-то действительно ценное для человека, и найти его можно во внутреннем мире каждого из нас: человеческие ценности.

2. Давайте посмотрим, что говорят о достоинстве великие философы Запада, представители разных эпох, такие как Платон, Пико делла Мирандола и Кант – их взгляды на достоинство во многом совпадают. Все они говорят нам о мудрости, то есть о том, что в человеке есть нечто, что способно постоянно учиться. Нечто, способное выйти за рамки логики в приземленном смысле этого слова; одни говорят о рассудке, другие – об истинном разуме, но все они считают, что мы можем становиться мудрее и уменьшать наше невежество. Все говорят о познании, о попытке познать себя; и это означает, что человек становится владыкой своей самой низшей части и инстинктов.

3. Все они говорят о той свободе, которую мы обретаем, когда способны овладеть, познать и контролировать нашу низшую часть, тесно связанную с животным миром. А умение использовать великую способность выбирать, умение использовать свободу для совершенствования себя и принятия правильных решений во многом связано с достоинством.

4. И, наконец, все эти философы говорят нам, что свобода и достоинство тесно связаны с развитием скрытых потенциалов человека. Все они согласны с тем, что у человека есть ряд внутренних сил, внутренних ценностей, скрытых способностей, добродетелей, пытаясь развить которые, мы обретаем достоинство.

Итак, мы вернулись к началу. Мы начали с ценностей и того, что нам необходимо знать больше, чем сейчас, о себе и о жизни, и завершаем тем, что все, что мы открываем, необходимо практиковать. Применение знаний уменьшает наше невежество, заставляя развивать те скрытые способности, благодаря которым мы и обретаем достоинство.

Ключ ко всему этому, как мы только что сказали, лежит не вне человека, а скорее внутри него.

Поэтому мы хотели бы подчеркнуть, что мы – Школа Философии с ярко выраженным гуманистическим характером. Нас интересует человек и все, что связано с человеком. И именно поэтому мы считаем, что сегодняшняя проблема нашего мира не в науке – ученые совершили много интересных открытий и продвинули наш мир и общество далеко вперед в ряде областей.

Проблема в том, как другие люди используют эти научные достижения. Нынешняя проблема не в политике – политики пришли к решающим договоренностям по улучшению общества, которые были немыслимы несколько столетий назад, потому что тогда мы жили в очень отсталом обществе. Проблема в том, что соблюдать эти соглашения или нет зависит от людей, но это не вопрос политики. Психология достигла огромного прогресса – примером может служить то, что мы потребляем больше, чем когда-либо, потому что достижения великих психологов служат системе: с помощью рекламы они укрепляют чудовищную цепочку производства и потребления. Но проблема не в психологии, проблема в людях.

Что можно сказать о медицине? Медицина достигла невероятных успехов. Огромная проблема – это фармацевтические лаборатории и их экономическая прожорливость. Как говорят некоторые исследователи, фармацевтическая промышленность специализируется на создании иждивенцев. Если человек заболел, чаще всего болезнь останется с ним на всю жизнь, и он постоянно будет зависеть от ряда лекарств. Наши лекарства так подобраны и продуманы, чтобы вызывать у нас зависимость. Всю свою жизнь мы будем зависимы от определенных лекарств, ведь хроническое заболевание делает нас постоянными потребителями. Конечно, человек не выздоравливает, потому что мы не лечим причину, корень болезни, а довольствуемся минимизацией последствий. При этом мы должны понимать, что проблема в людях. А что думает философия о человеке?

Мы поговорили о многом, но давайте подведем итог. В классическом мире существовало изречение, учение, разделяемое всеми философскими школами, которое гласило, что человек – это тайна, которую очень трудно открыть. Действительно, что же такое человек? Что он такое по сути? Что находится в глубине его существа? Что есть у каждого из нас, что отличает нас от других? Что заставляет нас думать, мыслить, размышлять? Что приводит нас в жизнь и уводит из нее? Что такое человек? Вероятно, по сути он – великая тайна. И в этом все философы были согласны.

Они также согласны с тем, что человек может становиться лучше, что он – не конечный продукт эволюции и жизни, и что будучи «человеком», то есть разумным существом, он может постоянно совершенствоваться. Он может становиться лучше, чем был, а для этого, объясняют они, есть одно условие – пробуждение внутренней силы, развитие скрытых способностей, достижение добродетели – вот что делает человека лучше. Если мы теперь зададимся вопросом, как человек может стать лучше, появляется достоинство, тесно связанное с этим вопросом, потому что философы утверждают, что развитие наших внутренних сил – это развитие наших достоинств. Когда мы говорим о достоинстве, мы говорим не о чем-то банальном, с философской точки зрения мы говорим о том, что может сделать нас лучше, как людей.

Давайте зададим себе другой вопрос: когда мы говорим о человеке, о ком мы действительно говорим? Кто мы такие? Что находится в нас? На протяжении всей истории мысли неоднократно говорилось, что человек состоит из тела и души. Также говорилось о теле, душе и духе. В других местах планеты строение человека объясняют немного сложнее, разделяя человека на семь уровней сознания, семь планов вибрации. Более современные теории, в основе которых лежит дарвинизм, говорили, что есть только тело, тело с мозгом, который развивается, и ничего более.

Как бы мы ни хотели согласиться с этим предложением, есть нечто, что философия никогда не отрицала: внутри человека идет своего рода борьба. Есть внешняя часть, состоящая из нашего физического тела, его инстинктов и биологических потребностей; туда также входят наши страсти и желания, весь наш мир эмоций. Включая наши эгоцентричные и эгоистичные мысли, связанные с нашими личными интересами, желаниями, стремлениями и амбициями. Но в то же время внутри нас есть и высшая часть, которая соединяет нас с великими тайнами вселенной.

Есть высшая часть, которая соединяет нас с возвышенным, ярким, сияющим, с тем, что вне времени, что неподвластно времени, что служит любой эпохе и любому месту. Высшая часть, которая, как сказал бы Платон, крылата и жаждет приблизиться к вечному и бессмертному. Все согласятся, что если мы хотим немного больше знать, если мы хотим немного больше узнать о свободе, если мы хотим познать самих себя, если мы хотим развиваться как люди, рано или поздно эти две части начнут конфликтовать, бороться, и тогда мы сможем развивать наше достоинство.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» («Великая война») рассказывается о борьбе между двумя частями в человеке. Эпос великолепно повествует об этой борьбе. В нем объясняется, что мы не можем уклониться от конфликта, не можем избежать борьбы между нашей высшей частью и нашей низшей частью – это неизбежно. Эпос объясняет нам, для чего нужна эта внутренняя борьба: чтобы раскрыть и развить наше внутреннее достоинство. Чтобы действительно стать в чем-то ценным (dignus), нам нужна эта внутренняя борьба. Давайте вспомним, что греки много говорили об areté, арете – это совершенство, достижение совершенства.

Для греков арете заключалась для мужчин в мужестве, а для женщин – в красоте. И всегда в этом присутствовала мысль, что все может стать лучше, потому что, как говорил Шиллер, «прекрасное должно стать возвышенным». У красивой женщины была арете, но красота не должна быть только физической: женщина должна была уметь правильно говорить, уметь выразить свои мысли, уметь ходить грациозно и гармонично, красивая женщина могла успокоить боль страждущих, могла одним своим присутствием внести мир и согласие туда, где были разногласия. Самая скромная из женщин могла достичь арете – совершенства (отсюда происходит понятие аристократии, которое, как мы можем убедиться, не имеет ничего общего с размером текущего счета в банках – мы говорим об аристократии духа). В случае с мужчиной арете заключалась в доблести. Но не только в смелости противостоять жизненным проблемам и бороться с невзгодами. Также нужно быть смелым, чтобы жить добродетельно, чтобы суметь сказать кому-то: «Я был неправ, прости, я прошу у тебя прощения».

Арес. Фрагмент статуи. Лувр, Париж. Франция

Нужно обладать большим мужеством, чтобы бороться с самим собой, со своей темной стороной. Нужно быть очень смелым, чтобы признать, что в конце концов все есть тайна. Великая Тайна Жизни. Иногда меня спрашивают о философском понимании смерти; но раскрытие загадки смерти – вопрос времени. Рано или поздно мы все ее раскроем. Но смерть – это часть жизни, и великая тайна – это жизнь. Жизнь... движение… Что это все такое? Что такое Вселенная? Миллиарды галактик, каждая галактика с миллиардами солнц и планет, все, как в космическом танце, вращаются всегда вокруг одного центра... О чем мы говорим? Что это такое? Зачем такое огромное? Для чего? Жизнь – это огромный вопрос. За великими загадками Жизни скрывается Тайна, и философия всегда учила, что мы можем приблизиться к этой Тайне через самопознание. И арете может нам в этом помочь, потому что арете происходит от слова Арес, а Арес был богом внутренней войны. Мы видим, что, уже используя это слово, греки объясняли, что такое совершенство, такое извлечение лучшего в человеке, не приходит с самого начала; оно приходит
в результате усилий, борьбы, часто титанической, между нашей высшей частью и нашей низшей частью, и это объясняет почему нужно жить, почему нужно действовать, почему жизнь создает для нас ситуации, в которых мы должны выбирать, почему у нас возникают проблемы, почему...?

Такой вопрос задавал наш герой из Бхагавадгиты, в Махабхарате: почему я должен сражаться? Это вопрос, потому что я не хочуя не хочу сражаться. Однако нужно понимать, что сказать – я не хочу сражаться, все равно что сказать: «Я не хочу жить». Потому что быть воплощенным, пребывать на этой стороне жизни, – означает ежедневное сражение – нашей высшей части с низшей; наших достоинств с нашими недостатками; наших убеждений с нашими искушениями, нашими слабостями. С каждым днем, по мере того как мы все больше осознаем, кто такой человек, нам все больше приходится сражаться. Задача в том, чтобы осознать это, и в Махабхарате объясняется, почему надо действовать. Не просто действовать, чтобы стать лучше. А действовать, чтобы найти смысл жизни.

Философы древности сказали бы нам, что смысл жизни – смысл нашей жизни – нельзя найти без усилий, нельзя найти, идя по улице в хороший день, и вдруг наткнуться на наш смысл жизни – мы никогда его не искали и вдруг случайно нашли! Все не так просто. Они говорят о том, что нужно стремиться, действовать, идти навстречу этому конфликту и бороться с нашей низшей частью. Найти смысл жизни – это, пожалуй, самое важное, чего может достичь человек, это значит понять, почему мы здесь. Почему с нами происходит то, что происходит? Какой в этом смысл? Куда идет все, что движется? Куда движется вселенная, жизнь, и мы вместе с ней? Мы уже знаем, что находимся в мире вечного движения, где нет ничего статичного; на этом проявленном плане нет ничего неподвижного, все движется. Все куда-то идет и, несомненно, для этого есть основание, есть причина – это и есть Смысл Жизни.

Древние философы также сказали бы нам, что тот человек, которому удалось найти смысл своей жизни, находится в шаге от счастья, потому что именно обретение смысла жизни делает нас по-настоящему счастливыми. За это нужно сражаться, как мы уже видели, и нужно сражаться хорошо. Как мы можем хорошо сражаться? Все философы согласны с тем, что у нас есть один главный инструмент – разум. Мне очень нравится этимология слова: anthropos в переводе с греческого значит «человек» и означает «Тот, кто может смотреть вверх, созерцать и думать, размышлять о том, что созерцает». Это человек, anthropos. Слово гуманный означает: тот, у кого есть разум. И этот разум мы должны уметь использовать. Есть старый тибетский трактат, дошедший до Запада через Елену Блаватскую: «Голос Безмолвия». Возможно, это лучшее, что когда-либо было написано об уме, о его развитии, о владении им. Он рассказывает нам о возможностях ума и опасностях, которые он таит. Блаватская, великий путешественник, великий философ, отважная женщина, которая противостояла своему времени, своему обществу, своему миру XIX века, оставила нам в наследство труд, который изменил взгляд на философию. Эта женщина принесла на запад «Голос Безмолвия», древнейшую тибетскую книгу.

Елена Петровна Блаватская

В нем рассказывается о важности концентрации ума, самоанализа и размышлений. Он объясняет нам, насколько это необходимо для развития наших внутренних потенциалов, наших внутренних сил и, следовательно, нашего достоинства. Он объясняет нам, как разум может помочь нам, если мы найдем способ говорить со своим внутренним миром, вступить в диалог с самими собой. Нужно знать реальные мотивы наших действий, осознавать природу наших мыслей, научиться узнавать свои эмоции – вот путь, ведущий к внутренней реализации. На этом пути совершенствования нам нужен разум. Он нужен нам, чтобы говорить с самим собой, вести диалог и общаться с другими людьми, разрешать сомнения и проблемы, избегать заблуждений, разрешать конфликты. Обученный и тренированный ум способен на это. Кстати, знаете ли вы, кто был фанатом «Голоса Безмолвия»? Элвис Пресли. Мы знаем это из биографии, написанной его женой Присциллой. Он читал его каждый вечер и много размышлял над ним. Он называл свою группу Голос в честь Голоса Безмолвия и иногда останавливал репетиции, чтобы прочитать несколько отрывков.

Замечательный тибетский текст «Голос Безмолвия» объясняет нам, как мы можем найти тот внутренний голос, голос безмолвия, который в некотором роде является голосом нашей совести и позволяет поддерживать очень важный диалог с нашей внутренней частью, с другими людьми и с Богом. С Богом! Сегодня нам неловко говорить о Боге, но давайте проясним философскую концепцию Бога. Это не религиозная концепция, она не подвержена ни эпохе, ни моде, ни социальному давлению. Это очень абстрактное понятие, но мы могли бы связать его с неким Космическим Разумом, упорядочивающим Вселенную. Благодаря ему существует Космос – упорядоченное, организованное Целое, подчиняющееся ряду Законов Природы, которые влияют как на великое, так и на малое.

Нам нужно познать свой маленький ум и овладеть им, чтобы соединиться с той Тайной, которую люди всегда называли Богом, и которую мы, говоря философским языком, связываем с Универсальным Разумом. А еще эта книга предупреждает нас о великих опасностях, которые затрудняют развитие человеческого достоинства. Это лесть и страх. Иными словами, человека можно купить деньгами, золотом, должностями, почестями – сама жизнь может явить нам блестящую, великолепную картину. Но берегитесь! Все это будет, если человек, желая жить в таком раю, предаст и откажется от своего достоинства. Человека также можно запугать, сыграть на его страхах, – и тогда перед нами предстает человек, которым можно манипулировать и управлять. Это и есть великие опасности для человеческого достоинства. Остерегайтесь назначать цену тому, что, как сказал Кант, не имеет цены. Достоинство человека – одна из тех немногих вещей, которые нельзя купить, которые не имеют цены, потому что их ничто не может заменить, ведь нет ничего столь же ценного как достоинство каждого из нас.

Все философы также предупреждали нас о том, о чем подробнее говорил Будда – они предупреждали нас о кризисах и боли. Они говорили, что развитие наших внутренних потенциалов, развитие нашего достоинства должно пройти испытание жизненными проблемами. Мы называем это кризисом. Кризис, как следует из самого слова, – это время перемен; кризис не означает ничего плохого. Кризис означает только переход, изменение. Этап кризиса – это этап перемен. Недавний кризис в этой части мира заставил нас пересмотреть образ жизни, подход к работе, способ мышления... он принес изменения. А изменения – это часть природы жизни. Когда ребенок становится подростком, наступает период кризиса, время перемен. Когда подросток становится взрослым, наступает период кризиса, время перемен. Это происходит даже на самом низшем уровне – физическое тело также реагирует на кризисы, на изменения. Но проблема не в кризисе, проблема в боли.

Потому что моменты кризиса и перемены приносят боль. И мы должны научиться справляться с болью, особенно во время кризиса, потому что философия считает, что это еще одно из необходимых условий для развития достоинства и скрытых способностей. Именно в моменты кризиса, когда жизнь причиняет нам настоящую боль, каждый из нас может понять, из какого материала он сделан. Если материал хороший – мы всегда сможем выйти из кризиса, мы будем знать, как пережить моменты боли. За падением придет время подняться, и, упав тысячу раз, мы встанем тысячу и один. Это нужно для того, чтобы наше достоинство заблистало. Так объяснял нам это Сиддхартха Гаутама, который пережил впечатляющие кризисы и многому нас научил. Возможно, именно он глубже всего постиг то, что мы сейчас обсуждаем: природу боли, причину боли, способы устранения боли, путь, ведущий к устранению боли. Жестокая реальность такова, что мы не сможем понять есть ли в нас хорошие качества, пока не переживем моменты личных кризисов и не проверим есть ли у нас какие-то хорошие качества. Проблема в том, что мы не можем проверить это, когда все идет хорошо; мы способны проверить это только, если дела у нас идут не так уж хорошо. И тогда мы увидим, кто есть кто. Как говорят в Испании, когда настанут по-настоящему плохие времена, мы увидим, каковы наши внутренние силы, и кто на самом деле нам друг, как реагирует каждый из нас и кто остается на нашей стороне. Мы также выясним, что было всего лишь бесполезным украшением внутри и вокруг нас: дымом, видимостью и удобством.

Иммануил Кант. Фрагмент статуи, Калининград

Не могу не упомянуть китайскую философию и, в частности, Конфуция, который жил V–VI вв. до нашей эры. Философ, которого сначала очень любили на его родине, а затем преследовали и отвергали. Конфуций среди прочего говорил, что, если у нас есть достоинство на индивидуальном уровне, мы создадим достойное общество. И неважно Конфуций, Будда, древние восточные книги, о которых мы говорили, или Платон, Кант, Пико... все согласны с тем, что у людей есть ряд обязательств перед обществом. Мы не можем отделить себя от окружающей среды, мы не можем уклониться от социальных проблем, мы не можем уклониться от всего, что нас окружает. Не можем и не должны. Мы очень тесно связаны с тем, что нас окружает, и несем моральную ответственность за то, чтобы что-то делать для других. Меня впечатлило то, что сказал Кант о человеческом достоинстве: «Если мы обращаемся с другим человеком так, что лишаем его достоинства, если мы обращаемся с ним недостойно, мы посягаем на общее достоинство всего человечества, и действуя так, мы и себя лишаем достоинства. Напротив, если мы помогаем другим людям воспитывать и развивать достоинство, одновременно мы не только себе помогаем стать сильнее, но и всему человечеству».

Храм Аполлона в Дельфах был местом, где встречался весь классический мир, местом паломничества всех греческих народов. В Дельфах были выгравированы несколько моральных правил: самое известное – наверняка всем нам знакомое – «Познай себя», но были и другие, например: «Ничего лишнего», и еще одно, которое гласило: «Стань достойным». Все приходящие к оракулу Аполлона по дороге к святилищу видели изречения, которые напоминали им о том, кто такой человек, напоминали им о судьбе человека на Земле; о самом высоком, самом ярком, самом ценном (арете, которой должен достичь каждый из нас). «Стань достойным», то есть попытайся стать мудрее, чем ты есть, попытайся познать себя и овладеть собой намного больше, чем до сих пор; это усилие даст тебе настоящую свободу, а если ты сможешь освободиться от гнета своей низшей части, эта свобода поможет тебе выбрать правильные действия, чтобы становиться сильнее и развивать свою внутреннюю часть, свои скрытые потенциалы, свои внутренние ценности. Нужно изо дня в день сражаться с нашей низшей частью – мы должны уметь преодолевать моменты кризиса, моменты сомнений, моменты слабости. И научившись говорить с самими собой, научившись слышать тот внутренний голос, о котором мы говорили, – Голос Безмолвия, – возможно, мы станем немного достойнее, как гласило изречение в Дельфах.

Руины храма Аполлона в Дельфах. Фото: Helen Simonsson

Лекция прочитана в Мадриде 19.09.2015.

Перевела с испанского Ольга Князева.

Оригинал статьи: https://biblioteca.acropolis.org/en-torno-a-la-dignidad/

You have no rights to post comments