Основу объективного идеализма Платона составляет его учение об эйдосах, или идеях.
Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» мира идей, то есть материальный мир вторичен по отношению к миру умопостигаемому, где находятся идеи. Иными словами, любой предмет или любое явление материального, чувственного мира имеет причиной своего существования идею в мире умопостигаемом.
Например, четыре главные идеи — Истина, Справедливость, Прекрасное и Добро — в материальном мире в жизни человеческого общества и государства могут проявиться как Наука, Политика, Искусство и Религия. Эти четыре грани жизни любого государства схематично можно представить в виде пирамиды, каждая грань которой является отражением соответствующей ей идеи. Такое представление одновременно дает понимание задачи каждой из граней пирамиды как восхождения к идее, отражением которой она является. То есть искусство — это восхождение к Прекрасному, наука — к Истине и т. д. Чем выше поднимается человек по своей грани к вершине пирамиды, тем менее заметным становится различие между самими гранями.