«Познай самого себя». Ибо наше «я» является фактором, обуславливающим наше знание, и наша реакция на вещи соответствует его природе. В свете материалистических взглядов науки девятнадцатого века «я», или разум, считавшиеся тождественными, рассматривались как продукт материи или окружающей среды, относящийся к тленному физическому телу. Оккультный взгляд был диаметрально противоположным, и с тех пор становится всё более обоснованным. Работа Майерса «Человеческая личность и её выживание» ознаменовала собой поворотный момент во взглядах современной научной мысли на строение и природу человека. Ведь выживание тела не доказывает неизменность того сохраняющегося принципа, которым является человеческое «я», или личность. Современная наука не помогла нам приблизиться к пониманию его истинной природы. С другой стороны, древние философы, особенно в Индии, направили свои самые детальные исследования именно на этот принцип, структура которого была разделена на части и изучена ими с исчерпывающей тщательностью. Это деление и анализ – не всегда лишь умозрительные построения, как западные востоковеды всегда были готовы окрестить их, – привели к самым поразительным открытиям. Открытиям не менее потрясающим и революционным для нашего мировоззрения, чем результаты исследований современной науки, с тех пор, как совершился тот поворот, к которому последовательно вели Коперник, Ньютон и Эйнштейн.
Фундаментальное изменение в нашем понимании, вызванное как одним исследованием, так и другим, – это полное разрушение той основы эгоцентризма, на которой человек в своей зачаточной разумности начал строить теории относительно собственного существования. Он бесконечно мал в безграничном континууме времени и пространства, безграничном, но не бесконечном, согласно Эйнштейну. И сознание, на котором зиждется его самость, столь же эфемерно, как и внешняя Природа, согласно исследованиям субъективной науки. Разве не чудо из чудес, что единственная достоверность в мире человеческого познания, тот первичный фактор, который входит в каждый его опыт, а именно собственное «я», каким он весьма наивно считал его, должно оказаться величайшей иллюзией из всех, будучи искусственным чувством, созданным его контактами с внешним миром, которые отпечатываются в его воспоминаниях?
Пространство, время и «я» — все они становятся иллюзорными и представляют собой, по-видимому, треугольник иллюзии. Теперь становится очевидным, что прежде чем мы сможем надеяться осознать природу этих иллюзий, мы должны направить на них не затрагиваемый ими разум, который сможет приблизиться, скажем так, к более широкому взгляду на нашу проблему из нового измерения. Оккультная наука говорит нам о существовании именно такой возможности. В свете этого разума, что заложен в каждом человеческом существе как неразвитый зародыш, его «я», каким он его знает здесь, внизу, представляет собой всего лишь вместилище теней, которое он стремится поддерживать и укреплять всеми психологическими средствами, находящимися в его власти. Прежде чем он сможет постичь природу времени и пространства, в терминах, отличных от математических символов, он должен выработать в себе такое состояние сознания, которое сможет получать свежие впечатления от составляющих их явлений и улавливать их значения независимо от предыдущих способов их понимания. Это должно быть состояние сознания, в котором способность познания свободна от рабской привязанности к своим прежним восприятиям, свободна от любого импульса инерции, что уносит его в бессознательности за пределы свежего непосредственного восприятия, зависящего от контакта между субъектом и объектом от мгновения к мгновению. Способность эта должна быть настолько тонкой, что не признаёт никакой связи между двумя точками во времени или пространстве, которую не может непосредственно воспринять или проверить. Такое свежее, обострённое, несущее свет восприятие возможно лишь для сознания, что рассеяло тьму, окутывающую тюрьму собственных ограничений. Только по мере того, как осознаётся природа ограничивающей нас самости, способность к познанию, освобождённая из её сетей, становится достаточно тонка или достаточно чиста, чтобы понять даже самый внешний аспект той вечной взаимосвязи между «быть» и «не быть», что составляет сущность проявления.
Глава из книги "Интересы человека"
Перевод: Максим Климов. Редакция: Леонид Мебель.