Мне кажется, что каждый человек в своей мере боится смерти. Проявляется это в том, что мы стараемся обходить эту тему стороной, она нам не очень приятна. Это странно, потому что, приходя в эту жизнь, мы начинаем свой путь к неизбежному моменту ухода из нее, к моменту смерти или, если сказать по-другому, к переходу в иное состояние жизни. И чем ближе мы приближаемся к этому своеобразному итогу жизни, тем сильнее и чаще внутри нас звучит вопрос: «А зачем я приходил? Что я возьму с собой дальше, в иную жизнь?» Всё зависит от того, какую гипотезу мы принимаем для себя. Многие древние традиции, включая античность (в частности, Платон в книге «Государство», в мифе об Эре), рассматривали жизнь как чередование воплощений на земле и жизни в иной реальности, недоступной для нашего взгляда, неизвестной и таинственной. Встреча с тайной всегда пугает. Может быть, именно поэтому мы страшимся и избегаем говорить о смерти? Но ни один человек не сможет жить вечно, значит, это некий универсальный закон жизни, существования. Что же может помочь нам изменить отношение к этому важному моменту жизни?
Мы можем открыть для себя иной взгляд на эту тему, если обратимся к культуре Древней Греции. Для греков была важна не сама смерть, а то, как к ней приготовиться, какие «драгоценности» можно и необходимо взять с собой дальше. На выставке «Знаки и символы на Пути. О времени, о выборе, о шансах», которая проходит в культурном центре «Новый Акрополь» на Басманной есть один экспонат. Это копия погребальной «Стелы девушки» из Берлинского античного собрания. На ней изображена девушка с ларцом в руках. Она держит в левой руке шкатулку, а в правой — вынутый из нее предмет, который на рельефе был выполнен росписью. К настоящему времени краски поблекли, изображение исчезло. Скорее всего, это было ожерелье, которое символизирует драгоценности, достоинства души. У ног девушки лежит крышка от шкатулки. В образе девушки нет страха смерти, она печальна, но спокойна и задумчива. Тема прощания с жизнью звучит через глубокие размышления. Девушка словно задумалась, что же ценного и важного было в ее жизни, с чем она может пойти в дальнейшее путешествие. Шкатулка символизирует добродетели и опыт, которые душа приобрела в течение жизни. Это те драгоценности, которые не в силах отнять даже смерть.
Меня поразило спокойствие, которым веет от рельефа. Нет ни суеты, ни паники, ни ужаса перед неизбежным. Почему? Девушка одета в легкий хитон, который традиционно закреплялся пряжкой на плече. Спокойный гармоничный ритм множества вертикальных складок создает настроение созерцательной тишины, которой пронизано все произведение. Кажется, что она знает нечто, что нам недоступно и продолжает тревожить нас. Может быть, это мысль о том, что «ничто не заканчивается, а только продолжается» дает ей такую уверенность и спокойствие? Верхняя часть стелы — пальметта, стилизованный лист пальмы. В его основании мы видим росток, из которого в две стороны расходятся спиралевидные завитки. Над ними возвышается лист пальмы веерообразной формы. Пальмовый лист — символ победы и триумфа. Спираль — символ времени и цикличности жизни. Орнамент отражал отношение греков к смерти. Они верили, что после смерти душа не навечно попадает в царство Аида. Подобно Персефоне, она вновь возвращается к свету и радости. Идея возрождения помогает увидеть перспективу развития, взаимосвязь жизни и смерти как единого процесса роста. Она дает надежду и веру в то, что многое можно исправить, рождает оптимизм и внутреннее спокойствие, убежденность и тишину.
Такое отношение к жизни и смерти помогает более осознанно проходить все испытания и трудности, выбирать важное в жизни и не размениваться на преходящее, бренное. Оно помогает не бояться смерти, а принимать ее как часть пути. Не случайно стоики, например, советовали каждый день жить как последний, учиться распознавать, выбирая самое ценное, не бояться от чего-то отказываться, даже если для других это ценно. Может быть, это поможет вернуться к самому себе, к своему пониманию жизни, научит радоваться каждому моменту и не зависеть от мнения окружающих.