«Бродит осень парками Версаля,
Вся закатным заревом объята...
Мне же снятся рыцари Грааля
На скалах суровых Монсальвата».
М. Волошин
«Перепутал карты я пасьянса…»
1909 г.
 

Вступление

Рыцарство рождается именно тогда, когда, по словам Раймунда Луллия (книга «О рыцарском ордене»), «иссякли в мире милосердие, справедливость и правда, утвердились враждебность, вероломство, несправедливость и ложь». Оно приходит как ответ на потребность человека в более возвышенном и благородном образе жизни, и принимает такую форму быть и действовать, что оставляет след в истории на многие века.

Рыцарские ордена воплощали в себе понятие чести и доблести. Легендарный образ короля Артура и рыцарей Круглого Стола с их миссией защищать справедливость становится образцом для подражания, хотя сами эти персонажи, похоже, вымышлены. «В жизни народов нет ничего реальнее и практичнее идеала», – пишет Вильфредо Парето (итальянский ученый), – и рыцарство тому пример.

Рыцари – это не обычные люди и не обычные воины. Чтобы стать рыцарем, недостаточно иметь оружие, боевого коня, физическую силу и храбрость. Необходимы были воля и дисциплина в следовании нравственной норме. Это было соединение отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости. Их сражения – не драки, они пронизаны духом уважения к противнику. Важно, что бой идет не против кого-то, а всегда за то, что важно и дорого, что нужно защищать, чему нельзя дать погибнуть, за тех, кто нуждается в помощи. Рыцари сражаются за справедливость, честь, свою возлюбленную и веру. В них живет отзвук героев древних времен, носителей доблести и достоинства, силы побеждать, чести и славы. Рыцарь не просто сражается — он служит Королю, Закону, Даме, Богу, и для него это святое. Р. Луллий предостерегает: «Чем выше твои добродетели, тем безусловнее твой высокий долг перед Богом и людьми; если же ты поступаешь вероломно, то становишься смертным врагом рыцарства, чуждым его принципам и его славе». Отсюда важность кодекса чести, который принимает рыцарь после посвящения. Есть планка, ниже которой он не должен опускаться. Жажда прибыли или благодарности, гордость или любовь к почестям не должны руководить его поступками. Напротив, рыцарь везде и во всем призван следовать правде и чести, держать слово, доверять и оправдывать доверие. Рыцарь не должен отступать, каким бы опасным ни оказалось дело, если чувствует, что в нем есть польза для его сограждан.

1. Мистическое рождение Артура

Между V и VI веками в период распада Римской империи жил на земле Британии грозный король Утер Пендрагон, и был он влюблен в прекрасную Игрейну, герцогиню Корнуольскую. За счастье соединиться с нею король пообещал магу Мерлину своего будущего сына. И когда ребенок родился, Утер, держа слово, отдал мальчика мудрому друиду, чтобы тот воспитал его по собственному разумению. Так маленький Артур лишился родителей и стал приемным сыном сэра Эктора.

После смерти Утера в стране начинаются междоусобные войны и вторжение англосаксонских племен. В ночь перед Рождеством собрал Мерлин английских баронов в крупнейшей церкви Лондона для предотвращения хаоса в стране. Выйдя после службы из дверей храма, увидели они на площади чудесным образом появившийся камень, в который до середины лезвия был воткнут меч. «Кто может извлечь сей меч из камня, — гласила надпись, — тот станет королем Англии». Многие пожелали испытать свои силы, но меч даже не качнулся, и английский трон не обрел долгожданного властителя.

Спустя много лет, когда о мече в камне уже мало кто помнил, со всех земель Британии съехались в Лондон доблестные рыцари, чтобы участвовать в турнире. Среди гостей был и сэр Эктор с сыном Кеем, а также никому не известный Артур, служивший при своем молочном брате другом и оруженосцем. В дороге выяснилось, что Кей забыл дома меч, и честь вернуться за ним выпала Артуру. Однако слуги ушли на турнир, и дом оказался заперт. Артуру было стыдно предстать перед своим господином с пустыми руками, но, по счастью, на площади увидел он торчавший из камня меч, с легкостью извлек его и, осчастливленный находкой, отправился к Кею. Тот сразу узнал волшебный меч Мерлина и, показав его отцу, заявил, что намерен стать королем. Но под строгим взглядом сэра Эктора тут же во всем признался. Когда же Артур на глазах у изумленных рыцарей вновь вытащил меч из камня, стало ясно, кто настоящий король.

 

Наш герой Артур не знает своего королевского происхождения, и это его спасает от тщеславия, от чрезмерной гордости. Он скромен и юн, он паж, он оруженосец. Он готов принести своему молочному брату Кею меч, даже если его нужно вытащить из камня. Скромность, чистота – вот то, чем стоит вооружиться, отправляясь в странствие.

Вытащить меч из камня, не имея честолюбивых целей, — это начало Пути.

Так запускается удивительное колесо, которое движет нашу жизнь и отмеряет ее часы. Меч – символ духовного, волевого начала, высшего, «вертикального» начала в человеке. Камень — тяжелая и плотная материя, это мысли и устремления, связанные с материальными запросами и привязанностями. Вытащить меч из камня символически означает избавиться от шаблонов, от навязанных с детства стереотипов поведения, освободить дух от власти материи. Каждый человек должен пройти этот этап, ведь есть то, с чем можем справиться только мы. Миф об Артуре подтверждает: жизнь измеряется не прожитыми часами, а пройденными шагами и совершенными подвигами. Что требуется от Артура? Стать королем. Но стать королем — это не конец Пути, а лишь его начало.

 Статуя короля Артура из Кенотафа Великих Королей Древности в Инсбруке

2. Братство рыцарей Круглого стола

Правил Артур, как подобает справедливому королю. Много славных дел совершил он для блага подданных. Слухами о нем полнилась земля. Мечтая о подвигах, потянулись к его двору благороднейшие рыцари Британии. Это были отважные и сильные люди, но не было среди них согласия. Частые усобицы омрачали жизнь государства. И вот однажды все переменилось. В день свадьбы вместе с приданым своей жены, прекрасной леди Гвиневеры, получил Артур необычный стол — 150 рыцарей могли собираться за ним одновременно, и благодаря его круглой форме все оказывались равными перед Богом и королем (по другой версии он получил этот стол от мага Мерлина).

Так родилось Братство рыцарей Круглого стола. Раз в год, на Пятидесятницу, собирались они в Камелоте, чтобы рассказами о подвигах подтвердить свое право на место за Круглым Столом. Но недостаточно только хорошо владеть мечом, жениться и быть образцовым королем, поддерживающим порядок в королевстве.

У Артура есть миссия – стать магнитом, который соберет вокруг себя людей честных и благородных, готовых служить истине, защищать справедливость, хранить верность. А для этого он должен создать гнездо рыцарей, гнездо чести, благородства и силы. Создать его таким, чтобы вопреки самой смерти оно призывало и растило новых птенцов. Это гнездо — Камелот.

«Камелот (Camelot) – легендарная столица и замок короля Артура. Обычно идентифицируется с руинами замка Карлеон в Уэльсе, существуют и другие гипотезы». «Камелот – по «Артурианской» легенде, – резиденция двора короля Артура.

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух.

Лучшие рыцари, лучшие мужи эпохи, заслышав звук рога, трубившего сбор, спешили на зов своего короля. От этого зова некуда скрыться.

 Король Артур и рыцари круглого стола. Кадр из фильма

В Камелоте не было недостатка в благородных мужах, лишь одно место за Круглым Столом всегда пустовало. Его называли «погибельным», потому что только самый благородный и чистый сердцем рыцарь мог занять его, не причинив себе и другим вреда. И однажды такой рыцарь появился.

В очередной праздник Пятидесятницы, когда, возобновив обеты верности Артуру и Камелоту, рыцари заняли свои места за Круглым Столом, в зале появился прекрасный юноша в белых одеждах. На спинке свободного стула тотчас проступила надпись «Галахад». Когда же Галахад занял предназначенное ему место, грянул гром, тревожно застучали ставни, и на Камелот опустилась тьма. Внезапно на столе возникла чаша, накрытая белым покрывалом, и глас небесный возвестил, что чаша сия – Грааль и что до тех пор, пока живет она в мире, будет жить и братство рыцарей Круглого Стола. Никто не мог видеть ее, лишь наполнился зал прекрасными ароматами, и перед каждым рыцарем появились яства и напитки, которые были ему больше всего по вкусу. «И была священная чаша Грааль пронесена через всю залу и исчезла неведомо как и куда». У собравшихся захватило дух, а когда вновь обрели они дар речи, то, не сходя с места, дали клятву безо всякого промедления отправиться на поиски cвятого Грааля.

Благодаря своей круглой форме этот стол считался прообразом неба, центром которого, где появляется Грааль, является не конкретный предмет, а полюс притяжения, цель поиска, в процессе которого рыцари не могут позволить себе ни слабости, ни компромиссов. Отныне жизнь среди пиров и ратных подвигов осталась для рыцарей в прошлом.

Здесь мы можем увидеть идею единства, объединенного мира, где духовное выше материального.

3. Поиск Грааля

«Только чистым даны созерцанья

Вечно радостной чаши Грааль».

Н. Гумилев

«Я откинул докучную маску»

Не всегда мы помним, что пища нужна и душе, пища нужна и бессмертной части нашего существа, и не важно, верим мы в ее существование или нет. И cвятой Грааль – символ необходимости в такой пище. Грааль объединяет в себе то, без чего жизнь каждого из нас теряет смысл: самые прекрасные мечты, самую великую любовь, самые высокие стремления, до которых только может дорасти и дотянуться человек. Грааль открывается только тем, кто стремится к нему всей силой своей души.

 Чаша Грааль и Рыцари Круглого стола

Много испытаний принесли поиски Грааля рыцарям Артура. Только трое из них: непобедимый Персефаль, чистый сердцем Борс и совершенный рыцарь Галахад дошли до цели. Грааль открылся им как награда за духовный поиск, за чистоту и мужество, открылся потому, что видели его в мечтах и днем и ночью, и во сне и наяву. Галахад, выполнив миссию, устремил глаза к небу, и отправилась душа его ввысь, навстречу ангелам. Персефаль и Борс поклялись вернуться в Камелот и поведать всем о cвятом Граале.

Не все рыцари вернулись в Камелот. А вернувшихся ждала последняя битва. В ней извечный враг, воплощение зла и порока Мордред, смертельно ранил короля Артура. Пришло время рыцарям Круглого Стола покинуть этот мир. Бесшумно подошедший корабль забрал великого короля на волшебный остров, туда, где нет места злу, страданиям и смерти. Лучшие рыцари последовали за ним, и там, на неведомом острове Авалоне, крепко спят, разделяя судьбу своего владыки.

Да, так оно и есть – где-то на далеком острове и по сей день спят рыцари короля Артура, в хрустальном гроте спит волшебник Мерлин, спят герои средневековых рыцарских романов. Спят и ждут часа, когда вновь будут нужны в этом мире. Когда же зло окутает землю, когда туман материализма и эгоизма станет почти непроницаем, они проснутся. Они придут, чтобы вновь вернуть любовь, добро, справедливость на нашу грешную землю.

Остров «Авалон». Остров яблок, упоминается во многих легендах. Это что-то среднее между Раем и чистилищем, согласно мифологии. Сюда попадали герои, которые слишком хороши для ада, но до рая не дотянули. Все они жили на острове Авалон. О том, что это место связано с загробным миром, указывают следующие факты: отсутствие времени; вечный день; жители не нуждаются в материальной пище. Споры о существовании прекрасного острова длятся по сей день. И приходят люди к выводу, что он существовал на самом деле. Но все же он был не таким волшебным, как в сказках. Яблоко – плод, символический смысл которого разнообразен. Яблоко несет в себе потенциальную возможность осознания Бога через познание противоположностей, Добра и Зла.

4. История отражения Артуровского цикла в литературе

Первым своим читателям о Граале поведал Кретьен де Труа – в незаконченном романе (поэме) «Персеваль или повесть о Граале». В прологе этот автор сообщает, что рассказ о Граале он нашел в книге, которую дал ему на время граф Фландрский Филипп. И говорит, что попытался пересказать в стихах, это было около 1182 года.

Это период, когда после развода герцогини Алиеноры Аквитанской с королем Франции Людовиком VII и второго брака с королем Англии Генрихом II, во Франции двором правила дочь Алиеноры. И в те времена царили терпимость в вопросах религии и морали, за исключением концепции духовного поиска – неотъемлемой составляющей судьбы каждого отдельного человека, остающимся за пределами контроля Церкви.

В начале поэмы Персеваль предстает наивным юношей, воспитанным вдали от мира матерью, потерявшей мужа и старших сыновей в рыцарских походах и желавшей уберечь младшего от подобной участи. Однажды юноша встретил странствующих рыцарей, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Он оставил мать и направился ко двору короля Артура.

 Персеваль встречает рыцарей в лесу

Пройдя через многочисленные и тяжелые испытания, Персеваль становится доблестным рыцарем, и, укрепившись в осознании своего нового предназначения, он чувствует, что готов вернуться к матери. Но в пути он останавливается в замке Короля-рыбака, страдавшего от мучительной и неизлечимой раны. При дворе короля он увидел таинственную процессию с окровавленным копьем, пронзившим грудь распятого Христа и чашей, куда была собрана его кровь, тем самым Граалем, поисками которого были заняты все рыцари круглого стола. Из излишней скромности молодой человек не осмелился спросить у Короля-рыбака ни о причине его страданий, ни о значении этой процессии, а наутро все исчезло. Он снова отправляется в путь, но узнает, что мать умерла.

Теперь он может заняться делом, ставшим для него главным – поиском Грааля и окровавленного копья и проникнуть в их тайну. Уже при дворе Артура Персеваль узнает о своем невольном грехе, что он не спросил Короля-рыбака о причине его страданий и о той процессии. Однажды в Страстную пятницу, встретив пустынника, он исповедуется, получает наставления на путь покаяния и молитвы, и приоткрывается ему часть тайны Грааля. Повествование, оставшееся не завершенным, продолжается историей Гавейна Говэна (Гальвана).

Баварский поэт Вольфрам фон Эшенбах также сделал Парцифаля главным героем своей поэмы (1210 г.), которая так и называется «Парцифаль». Эшенбах говорит также о потаенном месте, где хранится Грааль, которое он описывает как Храм. Это и другие детали, как например, то, что рыцарей, охраняющих Грааль, называют храмовниками, вместе с различными совпадениями географического, исторического и хронологического характера позволили выдвинуть гипотезу, что легенду о Граале следует отнести к предполагаемым эзотерическим составляющим духовно-рыцарского Ордена тамплиеров. Смысл стремлений тамплиеров к совершенству, понимаемое как духовное возрождение, в действительности может иметь общие черты с поиском Грааля. Ведь они, тамплиеры принесли новое понимание единства. Родится понимание, если есть совместное дело, если есть общая цель, то есть и общий дух.

Римская церковь не оценила энтузиазма, возникшего вокруг Артуровских легенд и их героев в аспекте легенды о Граале. Нравственный идеал рыцаря Грааля побуждал к индивидуальным духовным поискам, что церковным властям совершенно не нравилось. Все это может объяснить быстрое появление Цикла Вульгаты о Граале, называемого просто Вульгата (1230 г., Франция), созданного неизвестными авторами, разделявшими официальные взгляды церкви. Этот цикл состоит из пяти прозаических произведений (история Грааля, Ланселот, Мерлин, Поиски Грааля, смерть Артура). Тема «поиска» в Вульгате приобретает явные черты аллегории поиска Бога человеком, а ее героем становится Галахад, для которого это составляет смысл всего существования. Его образ трактуется как образ самого Христа.

Вульгата (лат. Vulgatus – общепринятый, общедоступный, народный).

Согласно «Вульгате», лишь трое рыцарей: Персеваль, Борс и Галахад достигли Грааля. При этом каждый из них шел к цели своим путем. Галахад, чье появление на свет предсказал святой отшельник, с самого рождения был избранником Грааля. Зачат он был в замке Грааля. Корбеник, пришел в мир с миссией воплотить идеал совершенного рыцаря, да и внешность имел соответствующую: по описаниям он скорее напоминает небесного ангела, нежели человека во плоти. Все, что от него требовалось, – подтвердить своей жизнью и делами когда-то уже заслуженное право быть хранителем Чаши. Недаром потом он был взят вновь на небо. Сэр Борс – рыцарь иного склада и необычной судьбы. Право быть посвященным в мистерии Грааля он получил еще до того, как другие рыцари начали искать священную Чашу. В чем причина оказанной ему чести, до конца не ясно. Может, дело в его характере? Часто в рыцарских романах сэр Борс предстает сильным и отважным героем с душой ребенка. Может быть, детская чистота и наивность, которую ему удалось в себе сохранить, и открывает ему путь к Чаше? Путь Персеваля достоин отдельной книги. Этот рыцарь достиг Грааля собственными усилиями, пройдя классический путь героя, преодолев все препятствия и превратности судьбы. Не менее интересны причины, по которым так и не добрались до Грааля другие рыцари, хотя шанс имел каждый.

 Сэр Борс, витраж

Появление круглого стола. Начиная с цикла романов XIII века (т.е. сравнительно поздно) «Вульгата» об Артуре закрепилось число 150как количество мест за Круглым Столом. Существовали и другие версии: от мистической способности Стола безгранично увеличиваться, давая возможность всем достойным рыцарям занять место в кругу, до любопытнейшего числа 12.

Двенадцать знаков Зодиака, 12 сражений солнечного героя, которые ждут короля Артура. Тринадцатое, «проклятое» место в этом контексте соответствует 13-му знаку Зодиака – Змееносцу, символизирующему наступление Новых времен. Интересно и христианское прочтение этого символа. В романе Роберта де Борона «Мерлин» Круглый Стол короля Артура лишь третий в череде «мистических столов». Первым был библейский стол Тайной Вечери, вторым – апокрифический стол Иосифа Аримафейского, который он создал, чтобы отделить праведников от грешников. Стол Артура и Мерлина возник как наследник двух предыдущих – не столько для собрания достойных рыцарей, сколько для того, чтобы стать столом cвятого Грааля.

Вследствие подобного смешения мира легенд с средневековым духом куртуазии, легенда об Артуре приобрела огромную популярность. Поднятая из глубин прошлого и так и не разгаданная загадка священной чаши заставляла все новых и новых авторов браться за перо, предлагая свой ответ. Это продолжается, по сей день. Вскоре, последователи Кретьена объявят Грааль чашей тайной вечери, здесь он лишь загадочный сосуд, значение которого неизвестно.

5. Рыцарь… Какой он?

Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько его поведение в бою. Сражение могло без ущерба для его чести кончиться поражением и гибелью. Гибель в бою была даже хорошим завершением биографии – рыцарю нелегко было примириться с ролью немощного старика. Рыцарь обязан был по возможности предоставлять противнику равные шансы. Если противник упал с коня (а в доспехах он не мог взобраться в седло без посторонней помощи), выбивший его тоже спешивался, чтобы уравнять шансы. «Я никогда не убью рыцаря, который упал с коня! – восклицает Ланселот. Храни меня Бог от такого позора».

 Джеймс Уистлер. Ланселот

Использование слабости противника не приносило рыцарю славы, а убийство безоружного врага покрывало убийцу позором. Ланселот, рыцарь без страха и упрека, не мог простить себе того, что как-то в пылу сражения убил двух безоружных рыцарей и заметил это, когда было уже поздно; он совершил паломничество пешком в одной лишь посконной рубахе, чтобы замолить этот грех. Нельзя было наносить удар сзади. Рыцарь в доспехах не имел права отступать. Все, что могло быть сочтено трусостью, было недопустимо.

За время развития артуровского цикла из него по большей части исчезла лежащая в его основе кельтская мифология. «Мир артуровских» легенд сам приобретал мифологические черты. Камелот, Круглый Стол, рыцарское братство, поиски Грааля становились новыми мифологемами. Именно в этом качестве они воспринимались уже на исходе средневековья. Поэтому обращение к артуровским легендам в XIX–XX веках отражало морально-этический идеал.

В 30-х годах XIX столетия английский поэт Альфред Теннисон начал делать наброски поэмы «Смерть Артура», а в 1842году был опубликован двухтомный сборник «Поэмы», в который вошли «Сэр Галахад», «Сэр Ланселот и королева Гвиневра», «Смерть Артура».

Немецкий композитор Рихард Вагнер – человек, внесший самый большой вклад в возрождение этого цикла, опера которого «Парцифаль» впервые была поставлена в Байроте в 1882 году. Самое большое изменение, которое внес Вагнер в образ Парцифаля по сравнению с традицией, это не столько воплощение в герое самого понятия душевной чистоты, сколько потребности очищения.

«Не держите в своих домах того, что не считаете полезным или прекрасным». Уильям Моррис

Уильям Моррис (1834–1896) – английский художник, поэт, романист, график и дизайнер.

Четыре поэмы, написанные на артуровские темы, открывают первый и удостоившийся наиболее высоких похвал современников сборник стихов Уильяма Морриса «Защита Гвиневеры и другие стихотворения».

Американский писатель Джон Стейнбек, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1962), подошел к артуровской теме почти в конце своей писательской карьеры, создав в 1958–1959 гг. роман «Деяния короля Артура и его благородных рыцарей».

Вышеперечисленные авторы видели в легендах о короле Артуре морально-этический идеал; прерафаэлиты (Данте Габриель Россетти и др.) под впечатлением Артурианы создали свой художественный стиль, черпая в ней импульс для творчества.

Другие литературные произведения от средневековья до наших дней.

«Смерть Артура» Томас Мэлори (1485 г., последний в 1634 г.)

«Трилогия Мерлина» («Хрустальный грот», «Полые холмы» и «Последнее волшебство») Мэри Стюарт (1980).

«Пришествие короля» Николай Толстой (1999)

Автор, британский кельтолог с русской фамилией, уделяет много внимания мифам, из которых сплетается сюжет этой книги, отчего она сама напоминает древнее сказание.

«Сага о короле Артуре» Бернард Корнуэлл. (2017, в трех книгах).

Корнуэлл немало изменил известную историю, добавив в нее новые персонажи или существенно изменив старые.

Теренс Уайт – цикл «Король былого и грядущего» (он же «Король Артур», он же «Пендрагон») из пяти романов (1906–1964), одна из самых знаменитых и необычных книг жанра «фэнтези».

Джон Рональд Руэл Толкин «Смерть Артура» (ок. 1937).

Майкл Морпурго «Король Артур» (1994).

Гай Гэвриел Кей «Гобелены Фьонавара» (1984–1986).

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» – сатирическая повесть, 1889.

Саймон Кокс Марк Оксбрау «Король Артур и святой Грааль от А до Я» (2008).

И много других авторов воплощали идею артуровского цикла в своих произведениях.

Заключение

Во все времена, в любой момент истории человечества, продолжается поиск чего-то особенного. Человечество стремится понять тайну Вселенной, понять тайну человека. Человек направляет свой взор туда, где восходит Солнце, чтобы в очередной раз добыть сокровище. В символизме артуровского цикла отражается поиск высокого Идеала, Сокровища – духовной, бессмертной «Я» в человеке. Но для этого пути нужно преодолеть в себе все страхи, суеверия, земные привязанности, развить многие добродетели, поиск должен стать смыслом жизни. Чаша Грааль – символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, обозначающий сердце, имел форму сосуда.

Список тех, кто хотел стать обладателем Святого Грааля, можно продолжать. Более того, он будет дополняться новыми именами, пока умы и сердца людей трогает предание о нем. Но, как гласит это предание, Грааль искали, его хранили, однако никому еще не удалось стать обладателем этого Сокровища. И дело здесь, наверное, в самой природе Грааля: его не просто находят – он открывает себя.

Литература

Илья Молоствов. Король Артур. Что хранит легенда // «Человек без границ». 2008. 08.

Вадим Карелин. В погоне за Граалем. «Человек без границ». 2006. 08.

Д. Стейнберг Гусман. Тайный идеал тамплиеров. М.: НА, 2017.

Легенда о ГРААЛЕ / Под ред. Анджелы Черинотти. М.: НИОЛА-ПРЕСС, 2007.

 

You have no rights to post comments