Coela enarrant dei gloriam
(Небеса воспевают хвалу Богу)
Если Рождественской ночью посмотреть на небо, то на Востоке, над самым горизонтом, можно увидеть созвездие Девы с яркой звездой Спика (“Колос”). В вышине кульминируют звездные Ясли в зодиакальном Раке. А на западе заходят “Три Волхва” – так называли в древности три знаменитые звезды пояса Ориона, символическим отражением которых на земле считают знаменитые пирамиды в Гизе. Эти три пирамиды указывают на место древнего Гелиополиса (библейского Она, египетского Инну), где пребывало во время бегства в Египет Святое Семейство… “Три Волхва” (или “Три Царя”)указывают на ярчайшую звезду всего неба – Сириус (в созвездии Большого Пса). Она мерцает как Рождественская звезда, указывающая дорогу путникам. На севере видна Большая Медведица – ее еще называли “Гроб Лазаря”, за которым идут Марфа и Мария. А через весь небосвод перекинулся Млечный Путь, напоминающий и ствол рождественской елки, и священное Древо Жизни, и столп, и крест…
Эта картина вызывает в памяти образ Рождества Христова. Три таинственных мудреца, ведомые Звездой, приходят с Востока, дабы поклониться Рожденному Девой в “Городе Хлеба” (Вифлееме, Бейт-Лахме) и положенному в ясли. Эта велиая мистерия, корни которой уходят в древние традиции, действительно отражена на небе, записана на нем неизгладимыми звездными письменами. И главный из этих небесных символов – звезда Вифлеема.
ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
К ней несут Цари Востока
Злато, смирну и ладан.
Афанасий Фет
И се, звезда, которую мы видели на востоке,
шла перед нами, как наконец пришла, и остановилась над тем местом, где был младенц.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой.
Евангелие от Матфея 2:9-10
Всего лишь несколько строк из Евангелия от Матфея разрослись на протяжении веков в целые тома астрономических книг. Это строки о таинственной Звезде Вифлеема, возвестившей мудрецам о рождении Спасителя и приведшей их в Вифлеем, к его колыбели.
“Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. (Матф 2:1-2). Далее автор Евангелия повествует, как встревоженный царь Ирод, тайно встретился с волхвами (магами) и, чтобы узнать все о новорожденном младенце, направил их в Вифлеем, на который, следуя древним пророчествам, указывали ему священники и книжники. “Звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними”, пока не привела их к тому месту, где был Младенец, и волхвы приподнесли ему дары: “злато, смирну и ладан”.
Звезда Вифлеема — это великий магический символ, имевший отношение к алхимической символике эзотерического христианства. Непосредственно звездная — астрономическая и астрологическая — символика является лишь одной из граней этого глубокого образа. А было ли вообще какое-нибудь реальное астрономическое явление, возвестившее восточным мудрецам (волхвам, магам, халдеям, астрологам) согласно их тайным доктринам и тайным звездным учениям о рождении Спасителя?
Не все ясно из библейских строк. Что могут означать, например, слова “мы видели звезду его на востоке”? Увидели ли звездочеты звезду в восточной части неба или же просто заметили ее у себя на родине — где-то на Востоке? В оригинальном греческом тексте стоит “ен те анатоле”. Восток же в греческом языке обозначается словом анатолаи (во мн. числе). Употребляемое же в единственном числе слово анатоле имело важное астрономическое значение: оно обозначало гелиакический (в лучах утреннего солнца) восход звезды или другого небесного светила. Таким образом, с астрономической точки зрения точным переводом должен быть следующий: “Ибо мы видели звезду, появивщуюся в первых лучах восходящего солнца”.
Упоминание о Вифлеемской звезде есть еще в одном Евангелии, не вошедшем в число канонических. Речь идет о “Евангелии от Иакова”. В научной литературе это произведение принято называть “Протоевангелием Иакова”. Его авторство приписывается Иакову, брату Иисуса, сыну Иосифа от первого брака (теория о существовании у Иисуса сводных братьев и сестер была распространена среди христиан II-III вв.). По другой версии Иаков считался двоюродным братом Иисуса, в церковной традиции было принято именно это толкование. Он был руководителем иерусалимской общины и весьма почитаемой фигурой в раннехристианской традиции. “Протоевангелие” (или “Книга Иакова”, как называл это сочинение Ориген) в раннем средневековье было настолько популярным, что его перевели на многие языки (сирийский, коптский, армянский и др.). Именно оно содержит подробный рассказ о детстве и замужестве Марии, матери Иисуса. Говорится в нем и о звезде Вифлеема.
“И он (Ирод. — Н.М.) вопросил мудрецов и сказал им: “Какой знак вы увидели, который возвестил вам о рождении нового царя?” И мудрецы сказали: “Идите и найдите, а когда найдете, скажите мне, дабы и я тоже мог прийти поклониться ему”. И мудрецы отправились. И вот, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока они не подошли к пещере. И она остановилась над головою младенца”. (XXI)
Звезда здесь прямо называется “неописуемо великой” и яркой, затмевающей своим сиянием все остальные звезды. В таком случае ее блеск должен превосходить яркость полной луны. Но Ирод и все население Иерусалима звезды не видят... Значит, она видна лишь посвященным, и только они понимают ее смысл и важность.
ЗВЕЗДНЫЕ ПРООБРАЗЫ
“ Кто такие маги и что думать по поводу этой звезды?” Так спрашивают себя критики, стоящие на позиции рационализма, и другие.
С такой точки зрения трудно ответить на этот вопрос, так как рационализм и онтологизм, черпая все явления из самих себя, совершенно забывают способы, которыми древние народы Востока сохраняли древние традиции.
А. Бонетти. Исторические документы по истории римлян
“ Эта лучезарная звезда, — говорит Даниил Святский в книге “Под сводом хрустального неба” (“Вифлеемская загадка”), — как символ сохранилась в различных народных преданиях и обычаях христианских народов. В канун Праздника не вкушают пищи до появления на небе первой звезды, рождественская елка украшается сверху звездою или Ангелом, держащим Звезду. “Славильщики” ходят с фонарем, сделанным в виде звезды. Вифлеемская Звездда вдохновляла художников и поэтов, бравших темами своих произведений события Рождества Христова. Еще более она интересовала астрономов, пытавшихся объяснить ее с научной точки зрения”.
Все сущесвующие астрономические и астрологические интерпретации образа Вифлеемской звезды можно свести к следующим:
1) вспышка Новой или Сверхновой Звезды;
2) комета; яркие метеоры, болиды или даже упавшие метеориты;
3) планеты (особенно Венера в годы ее наилучшей видимости);
4) соединения планет, имевших особое значение в астрологических традициях (особенно Великое тройное соединение планет Юпитер и Сатурн, вблизи которых находился еще и Марс, в зодиакальных Рыбах в 7 г. до н. э.;
5) различные астрологические аспектные конфигурации.
Последние предположения, имеющие наибольшее число сторонников, позволяют ответить на вопрос, почему эту Звезду видели лишь маги, но не видели ни Ирод, ни все остальные жители Иерусалима. А значит, они могли видеть это знамение, но не понять его значения, которое было ведомо лишь Посвященным.
Английский исследователь Дэвид В. Хагс, написавший о Звезде Вифлеема ряд статей и книгу, говорит: “Хотя мудрецы ее и видели, Ирод и весь Иерусалим не видели, поэтому и не может быть точным изображение яркой Вифлеемской звезды, каковой она представляется на рождественских открытках. Похоже также, что было два проявления этой звезды. Первое побудило Мудрецов покинуть свою восточную страну и отправиться в Иудею; затем они на время потеряли ее из виду. Второе же ее появление было в тот момент, когда они оказались в Иерусалиме, и отсюда она указала им место в Вифлееме, где находился объект их поисков. При этом она не только указала им на Вифлеем, но и “шла перед ними” и, наконец, “остановилась” над Вифлеемом. Таким образом, звезда должна быть в зените. Это связано с легендой, пересказанной Е. Маундер (“Астрономия в Библии”). Возможно, звезда потерялась в дневном свете, когда Мудрецы достигли Иерусалима (что указывает на то обстоятельство, что она была вечерней “звездой” во время их путешествия). Добравшись же до Вифлеема, возможно около полудня, один из них подошел к колодцу постоялого двора, чтобы набрать воды и , смотря в колодец, увидел вдруг звезду, отражающуюся в воде, что опять указывает: она была в зените и они прибыли в нужное место”. Впрочем, проблема видимости звезд в колодцах достаточно дискуссионна. К тому же, когда звезда находится в зените, то она стоит выше всех других светил не только для конкретного места”.
ЗВЕЗДНЫЕ ПРЕДВОЗВЕЩЕНИЯ
В XII Книге Сивиллы, где даются пророчесва о времени царствования Октавиана Августа есть такие строки:
Явится в небе однажды звезда, подобная Солнцу,
Свет среди белого дня с высот проливая на землю, —
В то же время придет всевышнее скрытое Слово,
Плотью облечено, подобно смертным. С ним вместе
Рима мощь возрастет и славного рода Латинян.
(Пер. М. Витковской и В Витковской)
Пророчества о том, что рождение Христа-Мессии будет возвещено некой звездой, есть также в ветхозаветном эпизоде, связанном с Валаамом:
“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и возрастает жезл от Израиля” (Числа 24:17)
На пророчество Валаама ссылается и Ориген, когда говорит о вифлеемской Звезде-провозвестнице. Это ветхозаветное прорицание весьма примечательно. Валаам, певец-волхв, которого призвал из-за Евфрата маовитянский царь Валак, чтобы тот проклял пришельцев-израильтян, не проклинает, а благословляет “народ Божий”, предрекая ему победу и благоденствие, и возвещает о “звезде Мессии”.
Иоанн Хильдесхаймский в “Легенде о трех святых царях” рассказыает об этом так: “После того (прочества Даниила. — Н.М.) персидский царь Кир приказал переписать и перевести все книги иудеев вкупе с пророчествами Исайи, Иеремии, Даниила, Михея, Валаама и других с европейского языка на халдейский, ибо много в нем нашли такого, что должно было пройти через халдеев и персов, особено же в пророчествах Валаама, провидца языческого, ибо он сказал: “Взойдет звезда Иакова, Муж восстанет от Израиля и восцарствует над всеми язычниками”. И из-за того пророчества исполнились все законники и книжники халдейские и персидские горячего желания и тоски по той звезде, которую предвозвестил Валаам”.
Согласно “Легенде о трех святых царях”, после Рождения Младенца из Звезды раздался голос, который возвестил о великом событии и повелел разыскать Его и поклониться Ему. Иоанн Хильдесхаймский пишет: “...подобно тому, как в Ветхом завете Валааму, предвозвестившему сию звезду, явлен был человеческий голос из ослицы, также и теперь, по провозвестию оного Валаама, пророка язычников, раздался голос из звезды. Посему когда язычники, населявшие Восток и соседние царства, увидели столь чудесную и дивную звезду, то испугались и удивились сверх всякой меры однако же нимало не усомнились в том, что сия звезда была та самая, которую давно уже предрек Валаам и которой они сами столь долго ждали и чаяли”.
“Автор евангельского рассказа, — говорит Д. Штраус в “Жизни Иисуса”, — заимствовал эту звезду из четвертой книги Моисея, а волхвов он вывел на сцену вследствие появления звезды, ибо заметить и распознать Звезду Мессии ранее других могли, разумеется, лишь волхвы и маги, посвященные в таинства природы и, главным образом, звездоведения, притом волхвы и с востока, традиционной родины сокровенных знаний, волхвы из Вавилони или с Евфрата, откуда появился и сам Валаам, сказавший о появлении в далеком будущем той самой звезды, которую теперь увидели вблизи его далекие потомки.
Но эти Маги приносят Младенцу дары. Валаам даров не приносил, напротив, Валаку пришлось послать ему дары, чтобы побудить прийти его из-за Евфрата (Числа 22:7). Валаам пришел, подкупленный дарами, и тотчас увидел звезду, “восходящую от Иакова”, волхвы же пришли, ведомые звездою, и сами принесли дары”.
Как утверждает Штраус, многие из позднейших раввинов принимали это прорицание Валаама именно в смысле указания на Мессию. Но весьма возможно также, что такое толкование было обычным явлением и в более ранний период, так как Лжемессия, поднявший иудейское восстание при Адриане, видимо, как раз на основании указанного пророчества именовал себя Сыном Звезды (Бар-Кохба). “Таким прозвищем он мог называть себя, принимая слово “звезда” за фигуральное обозначение Мессии, но буквоедство книжников и астрологические суеверия того времени весьма способствовали тому, чтобы под “звездой от Иакова” масса разумела настоящую звезду, которая должна появиться во время Мессии, появление которого она предвозвестит”.
РОЖДЕННЫЕ СО ЗВЕЗДОЙ
Пала во тьму звезда, другой разбита звездою.
Скрыла сиянье свое, затмившись новым сияньем.
Гальфред Монмутский. Жизнь Мерлина
И в те далекие времена, и позднее редко рождение какого из великих правителей не связывалось с небесными знамениями. В одном из раввинистских сочинений сказано: “В день рождения Авраама на востоке появилась звезда, которая пожрала все другие четыре великие звезды, светившиеся в четырех сторонах неба”. Другая послебиблейская легенда, в которой прямо прослеживается связь с евангельским преданием о преследовании Иисуса царем Иродом, повествует, что, едва родившись, Авраам оказался жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашенного астрологическими предсказаниями.
Одно из агадических сказаний о Моисее сообщает буквально следующее:
“Привязался к ребенку и Фараон, ласкал его, забавлял, а Моисей нередко снимал с головы Фараона венец и надевал себе на голову. Не по душе была эта забава волхвам, приближенным Фараона. В ночь рождения Моисея египетские звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали, что родившийся в ту ночь младенец явится избавителем израильского народа. Теперь, видя Моисея, забавляющегося таким образом фараоновым венцом, волхвы обратились к повелителю Египта, говоря: “Государь! Предостерегаем тебя”. И начали уговаривать его убить Моисея”.
Четырьмя “царскими звездами, указывающими в древности стороны света, были: Регул ( Льва), Антарес ( Скорпиона), Фолмальгаут ( Южной Рыбы) и Альдебаран ( Тельца). Скорее всего, раввинская традиция могла и не связывать предание о рождении Авраама именно с этими звездами; видимо, это просто аллегория, призванная символизировать подчинение всего мира (четыре стороны света) родившемуся новому правителю. Но, в принципе, можно себе представить такое астрологическое расположение планет на эклиптике (в частности, один из так называемых “крестов”), когда две или более пары планет (включая Солнце и Луну) находятся примерно в оппозиции. В качестве еще более трудного случая можно представить также, что эти пары будут располагаться вблизи указанных звезд. Таким образом, они, в известной степени, действительно будут как бы “затмевать” их (хотя астрономическое явление покрытия планетами ярких звезд — это достаточно редкое явление). Напомним, что Авраам, согласно преданию, родился в Уре Халдейском, одном из величайших астрономических центров Древней Вавилонии, а царь Нимврод был мифологическим предводителем племени, построившшего Вавилонскую Башню — символ поклонения звездам.
В жизнеописании Александра Севера Юлий Лампридий сообщает следущее: “Говорят, что в течение всего первогодня после его рождения, в Цезаревой Арке была видна звезда первой величины, и Солнце над домом его отца было окружено блестящим венцом”. (XXI, 5) Любопытен в этом плане и такой факт его биографии: чтобы стать императором, Александр Север взял в жены знатную восточную женщину, гороскоп которой, как он узнал, содержал указание на то, что она станет женой императора...
Также, согласно преданиям, звезды возвестили рождение царя Митридата (131-63 гг. до н.э.) и Октавиана Августа. Некий маг Тиридат прибыл в 66 году вместе с несколькими спутниками в Рим, дабы засвидетельствовать божественность Нерона. (Хорошо известно, что в тот год на небе сияла комета Галлея, предвозвестившая, как считалось, разрушение Иерусалима римлянами.) Образ Звезды-Провозвестницы встречается в некоторых апокрифических книгах. Например, в апокрифическом “Завещании 12 патриархов” (конец I века) о Мессии говорится следующее: “Взойдет звезда Его на небе звездою царской, и распространит она свет познания”.