Они разбросаны по всему свету от Америки до Индии. Они очень разные. Некоторые из них — это целые города-лабиринты. Другие — в виде рисунков, которые человек тысячи лет назад оставил на скалах или выбил на древних монетах. Лабиринты, выложенные на полу средневековых храмов в Западной Европе или устроенные из камней под открытым небом на Соловецких островах, стремится пройти каждый путешественник, добравшийся до этих мест. Лабиринты манят, как нечто хорошо знакомое. И, как правило, человек шагает в лабиринт, ставя для себя единственную цель — найти из него выход.

 

 Обычно под лабиринтом мы понимаем запутанный мир с труднопроходимым и неясным путем. Но в наших больших городах не мудрено затеряться, как в лабиринте, а наши отношения друг с другом бывают так же сложны и запутаны. Мы ставим себе цели, преодолеваем трудности, но когда обнаруживаем, что путь не так прост, как мы предполагали, то можем даже отказаться идти дальше, так как чувствуем себя блуждающими в темноте или «ходящими по кругу». Получается, что нашу повседневную жизнь мы можем рассматривать как лабиринт. История хранит легенды о мифологическом персонаже — герое, который так же, как мы когда-то, искал путь в темноте и нашел его. Эти легенды передавались из поколения в поколение и дошли до нас, чтобы мы их разгадали и обнаружили ключи к ответам на те вопросы, которые встают перед нами сегодня: как не заблудиться в запутанном мире, найти путь и достигнуть цели.

 

Путь к центру

Сегодня в мире известно около 200 лабиринтов, и у всех них есть одна отличительная черта: их можно распознать только посмотрев сверху. Именно тогда глазу открывается истинная картина, и лабиринт можно рассматривать, как линии на своей ладони. Тогда проявляется его форма и становится понятно, что лабиринт — это не запутанный, а особо устроенный мир.

У лабиринта есть вход, и он единственный, есть центр и есть ветвистый путь к нему. Классические лабиринты не имеют поворотов-тупиков. А это значит, что у человека в лабиринте выбор ограничен: либо он дойдет до центра, либо вернется, так там и не побывав.

У пути по лабиринту есть свои этапы. Нельзя пройти к центру напрямую, хотя сам он может и не исчезать из виду: путь все время кружится вокруг центра, то удаляя путника от него, то приближая, и попасть туда он может только пройдя весь лабиринт.

Схематически многие лабиринты напоминают двух змей, которые, извиваясь, образуют несколько колец. Изображения таких лабиринтов были найдены среди древних петроглифов на юго-западе Северной Америки в штате Аризона и среди наскальных рисунков на острове Готланд в Швеции. Таким же образом устроены Соловецкие лабиринты: у них единственный вход и путь к центру между грядами камней, поросших мхом. С такого лабиринта начинается путь человека в шартрском Нотр Даме — одном из готических соборов Франции. Здесь хранится христианская святыня — Плат Пресвятой Богородицы, который, по легендам, покрывал голову и плечи Девы Марии, и для средневековых паломников проход к центру лабиринта в Шартрском соборе символизировал путь к священному городу Иерусалиму, который в то время воспринимался как центр мира. Древние рисунки с такими лабиринтами сопровождают дорогу Святого Якова к Сантьяго де Компостелла в Испании, возможно, напоминая о том, что путь человека в символическом и духовном значении является лабиринтом.

 

Лабиринты для света

Современные исследователи хорошо изучили древние мегалитические сооружения, такие как Стоунхэндж в Англии, Нью-Грэндж в Ирландии, Аркаим на Южном Урале. И сегодня в этих местах трудно ожидать новых археологических открытий. Но предназначение этих сооружений по-прежнему остается для ученых загадкой. Зачем-то древним людям было важно сооружать эти комплексы, которые своими элементами напоминают лабиринты.

«Висячие камни» (так переводится «стоун хэндж» с английского) сегодня рассматриваются астрономами как древняя обсерватория. По тому, что от нее сохранилось, можно предположить, что это было сложное сооружение с несколькими линиями концентрических кругов мегалитов, в центральной части которого как раз и «висят» огромные камни-плиты. У этого древнего комплекса есть своя особенность: единственный раз в году, в день летнего солнцестояния, он пронизывается лучом восходящего солнца, объединяя весь комплекс в единое целое, тогда как в остальные дни свет «блуждает» по внутреннему лабиринту Стоунхэнджа.

Нью Грэндж, древний комплекс-холм, имеет единственный и достаточно узкий проход, куда свет попадает также только раз в год — в день зимнего солнцестояния. Войдя внутрь, свет достигает маленькой внутренней камеры, задерживается там на считанные минуты и постепенно «отступает». Снаружи холм украшен каменной резьбой, в которой только один образ — трехкратная спираль, напоминающая древний солярный символ кельтов триксель — объединение трех стихий, одна из которых огонь.

Южноуральский древний город Аркаим взбудоражил археологический мир не только своим возрастом примерно в четыре тысячи лет, но и своим устройством. Расположенный на мысу при слиянии двух рек (Ютяганки и Большой Караганки), Аркаим похож на раковину древнего моллюска наутилуса. Три концентрических круга валов защищают центр города. Единственный вход в город позволяет проникнуть во внутреннее пространство, но не в центр. Далее путника направляет круговая дорога между двумя стенами, по которой можно добраться до следующего прохода вовнутрь. И так три раза. Но сами проходы внутри стен тоже запутанны. Получается, что, даже найдя единственный вход, путник попадал в «стенной» лабиринт, из которого не так просто было выбраться. В средние века лабиринты при входе в город использовались для защиты от нападения врагов. Но так как при раскопках Аркаима не было обнаружено следов побоища, а в могильниках вблизи него — поврежденных при сражении скелетов, можно предположить, что у города-лабиринта было невоенное назначение. Тогда какое? Подсказкой может стать то, что обнаружено в центре города. По глубине прогоревшего почвенного слоя археологи предположили, что там горел огонь в течение примерно 120 лет. Получается, что четыре тысячи лет назад люди построили город-лабиринт, который защищал огонь в его центре.

Исследователи Аркаима находят параллели между структурой этого древнего центра и мифами индоевропейских народов, в которых рассказывается о зарождении мира. По описанию античного историка Геродота, в Древнем Египте в древнейшем городе Абидосе существовал лабиринт, который представлял собой круглый храм. В его центр свет также попадал в особые моменты в году и освещал лик божества.

Возможно, что когда-то ученые откроют истинное значение и мегалитических лабиринтов-обсерваторий, и лабиринтов-городов. Сегодня можно предположить, что когда-то люди проживали в них особые моменты года, связанные с циклическим движением Земли и других планет Солнечной системы. По преданиям, которые дошли до Греции из Египта, в египетском лабиринте проводились церемонии, посвященные эволюции, циклам времени, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра лабиринта.

 

Зачем лабиринт на монетах?

Лабиринт на древних кносских монетах, пожалуй, один из самых знаменитых. По мнению исследователей, на этих монетах, которые датируются V веком до н.э., может быть изображен план лабиринта в легендарном дворце царя Миноса, построенном в Кноссе на острове Крит древним архитектором Дедалом. Причем монеты были в обороте на Крите тогда, когда от дворца не осталось и следа. Зачем? Если предположить, что люди, жившие более 25 веков назад, использовали монеты так же как мы сегодня, то образ лабиринта всегда был у людей перед глазами. И легенда о его хозяине тоже была известна. Тогда монеты с лабиринтом могли служить напоминанием о том, что происходило во дворце Миноса, как напоминает о чем-то любой символический предмет.

По легендам, которые сохранились у многих античных писателей и поэтов, например, у Плутарха, хозяином лабиринта в Кноссе был Минотавр — чудовище с человеческим телом и головой быка. Каждые девять лет царь Минос собирал с Афин дань — семь юношей и семь девушек, пленников, которые становились жертвами Минотавра. Когда пришло время третий раз отправить дань на Крит, Тесей — сын Эгея, царя Афин, сильный, мужественный и благородный герой — отправился вместе с юношами. Тесей намеревался сразиться с Минотавром и либо погибнуть, либо победить чудовище и освободить Афины от этой тяжкой дани. Как бы ни разнились предания о Тесее у древних историков, все они схожи в ключевых идеях. Герой сам вызвался сразиться с Минотавром, который ожидал Тесея в центре лабиринта, где и должно было произойти это сражение. Тесей входит в лабиринт не с пустыми руками. Он берет с собой два предмета: двухсторонний топорик секиру, чтобы убить чудовище, и веретено с нитью Ариадны (дочери царя Миноса), с помощью которой герой должен выйти из лабиринта и вывести несчастных юношей и девушек.

Когда в 1900 году английский археолог Артур Эванс начал раскопки дворца в Кноссе, в первую очередь он искал лабиринт. Ученый посвятил изучению крито-минойской культуры пятьдесят лет своей жизни. За свое служение науке и английской королеве он был посвящен в рыцари, но за тридцать лет раскопок в Кноссе подземного лабиринта Минотавра так и не нашел. И сегодня исследователи склоняются к версии о том, что сам дворец Миноса, разрушенный когда-то и спрятанный от глаз во время сильного землетрясения, с пяти-шестиуровневыми строениями, петляющими проходами, лестницами и высеченными на камнях изображениями секир, представлял собой Лабиринт. И хотя современная наука все еще не признает за мифом историческую реальность, она серьезно рассматривает миф с психологической точки зрения. И миф о Тесее должен иметь ключи для человека, который и теперь блуждает по лабиринту. Поэтому лабиринт на кносских монетах, скорее, символическое изображение, графический след мифа, напоминание о том, какой путь нужно пройти, чтобы достичь цели — выйти из лабиринта.

Но почему так похожи лабиринты на кносских монетах и на петроглифах Швеции и штата Аризоны, Соловецких островов и в Шартрского собора?

 

Природа может дать ответ

В свое время Леонардо да Винчи зарисовывал, казалось бы, никак не связанные между собой предметы: кончики усиков плюща, локоны дамских волос и водоворот маленького ручья. Возможно, он изучал спираль — кривую, которая огибает некоторую точку или ось.

Ведь спираль — это одна из самых распространенных форм в природе. Как распускается роза? По спирали. Моллюски наутилусы, которые появились на Земле около 500 млн лет назад, строят свои раковины по спирали, а один из основных типов галактик во Вселенной — это спиральные галактики с хорошо выраженными рукавами — областями скопления молодых звезд. Мы, например, живем в спиральной галактике Млечный Путь. Спиралевидную форму имеют ураганы. Ураган Фрэд 2009 года, родившийся у западного побережья Африки, не только имел такую форму, но и двигался по спирали. Макромолекула ДНК, в которой записана программа хранения, передачи и разворачивания жизни, имеет форму двойной спирали, скрученной в ядре клетки.

О спирали можно говорить как о модели — упрощенном представлении реально протекающих в природе процессов: у любого проявления жизни есть центр, причина, начало, которое порой скрыто, но имеет свои проявления в мире. Например, центр нашей галактики — это сверхмассивная черная дыра, которая до сих пор является тайной для ученых. Цветок розы изначально тоже имеет свой центр — бутон, который постепенно раскрывается и, в конце концов, увеличивается в размере и становится плодом — началом новой жизни. Спираль в природе — это модель рождения, смерти и нового рождения. И человек в далеком прошлом изображал спирали на глиняных кувшинах, рисовал и выбивал на скалах. Все греческое искусство использует спирали в орнаментах и архитектурных элементах.

Отличие спирали от лабиринта в том, что лабиринт имеет закрытую границу, тем самым подчеркивая, что что-то будет происходить внутри, за гранью видимого мира. Ученые утверждают, что мышление человека сегодня отличается от символического мышления людей, оставивших нам мифы. Мы сегодня по-другому воспринимаем и мир, и себя в этом мире. Для людей, которые создавали древние комплексы, такие как Стоунхэндж, Нью-Грэндж, был важен момент, когда свет объединял их внутреннее пространство и внешний мир. Возможно, в эти моменты человек особо проживал состояние единства с миром, со Вселенной, становясь участником возрождения света. И если в 200 лабиринтах, разбросанных по всему миру, есть общие черты, значит, люди закладывали в них общие модели. Мы сегодня тоже живет в двух мирах. Есть мир, который хорошо виден и нам, и другим, в котором мы совершаем поступки. И есть наш внутренний мир, который скрыт от внешних глаз. Именно там рождаются все наши желания, мысли, чувства. И мы, так же как герой Тесей, одновременно прокладываем в них свой путь.

 

Самый короткий путь к цели

Когда мы ставим перед собой какую-нибудь цель, размышляем над ней, представляем, как будем к ней идти, то в какой-то момент все становится предельно ясно, как герою фильма «Чародеи», которого учили проходить сквозь стены. Мы «видим цель, верим в себя и не замечаем препятствий». Но в жизни происходит все немного по-другому. По дороге к цели у нас возникает множество вопросов. Часть из них нам удается решить, а часть — нет. Трудности на пути могут запутывать нас все больше и больше, несмотря на, казалось бы, удачное начало.

И вот здесь может помочь лабиринт с кносской монеты, со шведского острова или из далекой Америки или миф о Тесее, если мы воспользуемся ими как универсальной моделью поиска пути к цели. Оружие Тесея секиру еще называли лабрисом, и им Тесей буквально прорубал дорогу в темноте лабиринта. По пути к цели мы тоже «рубим свой лабиринт». Обоюдоострая секира Тесея напоминает, что человек всегда движется в двух пространствах — во внешнем и внутреннем. Каждый поворот на пути появляется благодаря нашим собственным решениям и выборам, преодолению наших внутренних препятствий — сомнений и страхов. С каждым поворотом в физическом лабиринте открывается прямой путь до следующего поворота. С каждым выбором на пути становится яснее цель и происходит узнавание самого себя, своих достоинств и слабостей. В мифе Тесей побеждает Минотавра — звероподобное чудовище, которое, с психологической точки зрения, символизирует нашу неуверенность, растерянность, страхи и сомнения. В одной из самых древних версий легенды о Тесее говорится о том, что, дойдя до центра и победив Минотавра, герой обнаруживает, что его секира превратилась в факел. И он выходит из лабиринта, освещая себе путь и сматывая в клубок нить Ариадны. Так и человек, победив свои слабости, становится сильнее, мужественнее, благороднее.

Есть много легенд, в которых рассказывается о богах, героях или святых, побеждающих чудовищ. Греческий Аполлон победил порождение мрака — чудовищного змея Пифона. Святой Георгий спас царевну от змея (дракона), пронзив его копьем. И во всех этих легендах благородное существо побеждает буйную материю. Тесей вышел из лабиринта победителем, и в руках он держал клубок из нити Ариадны. Клубок напоминает шар — совершенную геометрическую фигуру. Интересно то, что в центре лабиринта в Шартрском соборе долгое время находилась скульптура Тесея, сражающегося с Минотавром. Сейчас там выложены звезды, которые всегда сопровождают человека на пути к целям. Нить Ариадны всегда напоминает о том внутреннем пути, ради которого, возможно, человек и ставит себе цели. И всегда будут звучать слова великих, подобно тем, которые оставили потомкам римские легионеры: «Или найду путь, или проложу его сам».

 

 

You have no rights to post comments