«Когда мы способны познать самих себя, мы редко ошибаемся в своей судьбе» (Жозеф Жубер)

«Определенным явлениям предшествуют определенные признаки» (Цицерон)

1986 год. Двадцатый век неумолимо приближается к своей кульминации, а вместе с ним и вечные вопросы человека... для чего жизнь?, зачем смерть?, почему боль?

Это время, когда человек превращается в автомат, который ценят за его способность что-то производить, а сам он не может повлиять на качество продукта, ведь оно уже заранее кем-то запрограммировано. Молодые люди, попав в ловушку «требований», которые им кто-то внушает, и постоянно находясь в «кризисе», вызванном крушением их надежд, легко впадают в отчаяние и поддаются ложному очарованию наркотиков. Повсюду вспыхивают столкновения многочисленных фракций, которые выступают под тем или иным флагом в защиту различных политических идеологий или проповедуют человечеству всевозможные религиозные верования. Однако по мере приближения конца тысячелетия возникает новая болезнь: страх перед неизвестностью, перед грядущим… Он витает в воздухе и угадывается под обманчивой рациональностью. Те пророчества и теории, которые люди прежде очерняли и высмеивали, теперь пугают их и вызывают подозрение. Достаточно сказать, например, что под влиянием католической религии наблюдается массовый возврат к экзорцизму, как методу спасения душ «одержимых» верующих, а некий футболист даже заявляет, что стал жертвой колдовства или чар, которые мешают ему играть на обычном уровне: последняя капля!

Но мы не собираемся вникать в тему колдовства. С философской точки зрения нас интересует фигура пророка, авгура и провидца. Этот уникальный персонаж, появляющийся во все времена, рождается в глубине веков, проходит через все эпохи и ожидает нас, восседая на троне будущего, но ... какова его роль в нашем мире?, какую роль играют такие люди в судьбах народов?

Читая классиков древности, мы обнаруживаем, что каждому человеку отведена своя роль в этой удивительной вселенной. Так Платон в «Государстве» говорит нам о роли правителя, воина, торговца и ремесленника. У художника своя роль, у жреца – своя, крестьянин выполняет свою работу, и то же самое делает прорицатель. Итак...?

Прежде чем выносить поспешное суждение, давайте вспомним о таинственности и важности этого странного создания, существующего от начала мира. А в классическом мире они обретают страшную силу как вестники судьбы – мы приведем лишь несколько примеров.

– В знаменитом походе аргонавтов, предводителем которого был Ясон, участвовало три прорицателя: Мопс, лапиф; Амфиарай, который к тому же был храбрым, честным и благочестивым предводителем войска. Он предсказал, что поход против Фив окончится неудачей. В конце жизни Зевс даровал ему бессмертие, и Амфиарай продолжал изрекать пророчества в Оропе (Аттика). Идмон-прорицатель, которому было поручено толковать предсказания во время похода аргонавтов. Возможно Идмон – это всего лишь эпитет, связанный с корнем, означающим «видеть» – что равнозначно «ясновидящему». Идмон знал, что он умрет, если примет участие в экспедиции, и все же без колебаний присоединился к ней.

– В истории города Фивы возвышается одна фигура: Тиресий. По легенде он был ослеплен за то, что затаил обиду на богов, но взамен получил дар пророчества и долгую жизнь. Тиресий раскрывает преступления, которые, не ведая о них, совершил царь Эдип; открывает судьбу нимфы Эхо, которая после превращения обречена повторять последние слоги услышанных ею слов; указывает Амфитриону на истинную личность его соперника в отношениях с Алкменой и предсказывает смерть прекраснейшего юноши Нарцисса.

Другой город, Троя, был свидетелем прихода разных прорицателей. Главным авгуром греческого похода против Трои был Калхас (также Калхант), самый искусный толкователь полета птиц своего времени, который лучше всех знал прошлое, настоящее и будущее. Он умер, потерпев поражение в искусстве прорицания от другого провидца по имени Мопс, внука Тиресия.

У троянцев же были близнецы Гелен и Кассандра, оба обретшие в детстве пророческий дар. Кассандра предсказала разрушение Трои, однако боги обрекли ее изрекать правдивые пророчества, которым никто не верил.

– Вспомним и про сивилл – ряд пророчиц, древо которых уходит корнями в Грецию, а ветви распростерлись по миру, больше всего их было в Риме; Сабба, пророчица еврейского происхождения, стала вавилонской сивиллой, и традиция гласит, что у северных народов и в Скифии была своего рода коллегия ясновидящих, сивилл, которая работала и во времена друидов.

– Наконец, нельзя забывать и о роли оракулов. В святилищах жрицы входили в транс и толковали божественные знаки, будь то танцы, видения или что-то другое[1]. Обычно ответы оракула были весьма двусмысленными; к примеру, когда лидийскому царю Крезу было предсказано, что «если он вступит в войну с персами, он уничтожит великое войско» – он уничтожил его, но было это его собственное войско.

На Ватиканском холме в Риме существовал оракул, который оповещал о замыслах бога Ватикана; оракулы были у египтян, халдеев, ассирийцев, персов, финикийцев, этрусков, германцев, славян, кельтов, ацтеков и инков.

Из сказанного видно, что в древнем мире прорицатели были каким-то образом связаны с богами. Эти люди были более причастны божеству, чем остальные. Однако, пророчествовать легко, трудно быть пророком. Как прекрасно заметил Дельфийский оракул – «предсказания делают многие, но пророков очень мало».

Вслед за историей мы приходим к Ветхому Завету. Его последняя часть состоит из так называемых пророческих книг, их восемнадцать. Там говорится о четырех старших пророках (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и двенадцати младших (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Михей, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия). Пророки (этимологически – проповедующие или люди, говорящие от имени Бога) предостерегают Израиль от религии излишне сосредоточенной на культуре, которая забывает об этической жизни или пренебрегает ею... «Без внутреннего содержания религия попадает в руки лицемерия и обрядности». Некоторые из пророков предсказывают приход Иисуса из Назарета: согласно Исаии, он родится от престола Давида, а Михей предсказывает его рождение в Вифлееме, и все это с помощью видений[2]. Уже в Новом Завете Святой Петр подтверждает: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут». (Деяния, II-17). Это первая речь Петра после Сошествия Святого Духа на апостолов.

Мы переносимся в бретонские земли, во времена, когда борьба между феодалами была обычным делом. Там мы могли бы услышать, как Гальфрид Монмутский говорит Роберту, епископу Линкольнскому: «Я собираюсь воспеть неистовое безумие прорицателя, предсказавшего грядущее». Естественно, это сказано о Мерлине, который предстает перед нами одиноким магом, затерянным в бескрайних лесах вдали от людей, забыв о семье и родных. Рассказывают о нем и то, что он – выдающийся знаток космологии и наук о природе. Многие авторы связывают его с Мирддином из Уэльса, поскольку в нескольких валлийских поэмах прославляется пророк и предсказатель из Уэльса с этим именем. В книге сэра Томаса Мэлори Мерлин говорит: «Никто не будет владеть сим мечом, кроме лучшего рыцаря в мире, и это будет сэр Ланселот или его сын Галахад, и Ланселот убьет этим мечом человека, которого он любит больше всего на свете, и будет это сэр Гавейн».

Там же мы встречаем жившего в XII веке Святого Малахию, ирландского священника, реформатора ирландской Церкви. Ему принадлежит пророчество о падении папства, которое, по мнению ученых, произойдет в начале XXI века. В свое время рукопись была передана папе Иннокентию II, он принял ее, но отправил на хранение в архивы Ватикана, чтобы она больше никогда не увидела свет. Тем не менее, в 1595 году она была опубликована, как часть книги «Lignum Vitae» (Древо Жизни), там говорится, что последним папой римским будет Пьетро Романо: «Петр Римлянин». Латинский текст говорит о нем так: «Во время последних гонений Святой Римской Церкви воссядет Пётр Римлянин, который будет пасти овец среди множества терзаний; после чего город семи холмов будет разрушен, и Судия страшный будет судить народы...»

Мы возвращаемся на материк и попадаем в XVI век, где в самом центре Парижа живет знаменитый Мишель де Нострадамус, чьи пророчества доходят до 3797 года. Свои первые наставления юный Мишель по всей видимости получил от деда по материнской линии, который, несомненно, передал ему некоторые «секреты» еврейских каббалистов. Мы не будем говорить о его знаменитых «Центуриях», а расскажем одну, достаточно известную, историю из его жизни.

«Однажды в Италии он встретил пасшего свиней в родной деревне монаха, одетого в обычную одежду. Нострадамус опустился перед ним на колени, и скромный монах был поражен, услышав, как он называет его «Ваше Святейшество». Естественно, свидетели этой необычной сцены рассмеялись, а монах очень удивился. Однако годы спустя этот монах по имени Феличе Перетти стал кардиналом Монтальво, а затем вступил на папский престол под именем... Сикста V!».

И уже ближе к нашим временам мы встречаем, среди прочих, такие имена как Диксон, Андерсон, Кейси и Хамон.

– Джин Диксон называли вашингтонской сивиллой. В 1944 году она предсказала смерть президента Франклина Д. Рузвельта, а также появление коммунизма в Китае еще во время японской оккупации. В 1945 году она предсказала разделение Индии на две страны: Индию и Пакистан, что и произошло 2 июня 1947 года. В том же году ею была предсказана смерть от руки убийцы Джона Ф. Кеннеди и Махатмы Ганди.

– Священник и провидец Роберт Чарльз Андерсон жил в Россвилле штат Джорджия, его отец по происхождению швед, мать – испанка. Он предсказал «холодную войну», разделение Германии, создание атомной бомбы и вторжение русских танков в Чехословакию. В девять лет во вспышке молнии он «увидел», как убивают его брата, из-за чего они с ним поссорились… Время расставило все по местам…

– Эдгар Кейси, знаменитый провидец, предсказал смену магнитных полюсов в конце XX века. Сейсмические толчки на земном шаре приведут к появлению древней затонувшей Атлантиды, и в храмах нового большого острова археологи обнаружат секретные архивы цивилизации, существовавшей до потопа.

– По предсказаниям графа Луи Хамона, ось Земли также изменится из-за циклонов, извержений и т.д. Атлантида появится, и мы многое узнаем о «допотопной цивилизации», хотя ее секретные архивы находятся не в затонувших храмах Атлантиды, а в тех секретных архивах, которые в свое время будут найдены под Великой Пирамидой в Гизе: «Ее наука покажет, насколько устарели все наши законы, связанные с астрономией, гравитацией, электричеством, светом и даже силой атома».

Мы убедились в том, что пророки появлялись в разные времена и в разных местах, и снова возникает непременный вопрос… зачем?, какова их роль в великом театре мира? Однако этот вопрос актуален для нашей материалистической эпохи, ведь в древности прекрасно знали, что предсказатели, авгуры и гаруспики были теми, через кого боги провозглашали свою волю людям. Они были связующим звеном между высшим миром и миром людей, указывая человечеству его судьбу по милости божественного рока. В этом и заключалась их задача: быть человеческим и одновременно магическим звеном, которое невидимыми нитями связывало земное существование с магическим небом. Эта связь вовсе не делала людей похожими на животных, напротив: она помогала им ощущать божественную силу, разлитую по Земле, помогала стать более преданными и религиозными и, следовательно, постоянно побуждала их становиться лучше.

Поддерживая связь с божественным миром, пророк должным образом участвует в этом мире, а его видения, предсказания и оракулы происходят не из ума, а из другого более высокого плана сознания. Святой Фома (Аквинский) говорил, что пророчество – «это соединение способности мыслить и воображения, причем последнее проявляется особенно живо». Мы не согласны, когда сегодня говорят, что «лучший пророк – тот, кто лучше всех умеет считать», или заявляют: «ум – вот мое предчувствие и мой предсказатель будущего: он помог мне предвидеть и узнать», потому что одно дело – искусство гадания и прорицания, а другое – «способность предвидения», которой, впрочем, все мы в большей или меньшей степени обладаем. Пророческое знание – это подлинно разумное знание, которое мгновенно превышает уровень ума и обычного воображения или фантазии. Речь идет об истинном знании, приходящем через образы, которое превосходит знание, полученное при помощи понятий, хотя его и можно перевести в понятия и слова.

Короче говоря, от кельтских друидов до ацтекских «течиутлацке» и «нанахуальти», от персидских магов и «камасков» инков, и до польских «вешечек» – все они дети одной семьи, рожденные мечтой богов о тех, кто будет толковать их волю на Земле. Братья по делам, братья по учениям и братья по смерти в истории и легендах.

Философ и римский император Марк Аврелий дает нам ключ о подлинности и истинности подобных предсказаний будущего: «Время – это река Возникающего, стремительный поток». И так оно и есть. Если вначале мы говорили о болезни, характерной для конца тысячелетий, называемой суеверием, то верно и то, что эта болезнь заразна. Так возникает бесчисленное множество «магов», «гуру», «спасителей» и «избранных», все они столь же фальшивы, как и искатели наживы, паразиты и обманщики. Но, невзирая на всех этих господ, дар пророчества не падает с неба, а искусство гадания доступно не каждому. Если оно вдохновлено высшим миром, это вдохновение должно нисходить на людей, достойных его. А достоинство – это синоним возвышения духа. Как говорил профессор Хорхе Анхель Ливрага: «Не ремесло делает человека достойным, а человек – ремесло»; не все, кто носит одежду странствующего рыцаря – хорошие рыцари; и не все, умеющие говорить, являются магами или пророками. Честь быть истинным предсказателем или пророком нужно заслужить: человек должен быть возвышенным, благородным и высоконравственным, свободным от оков материи; он должен быть хозяином и повелителем своих страстей, желаний и мыслей. Кроме того, он должен уметь хранить молчание, если о чем-то нужно умолчать, поскольку сохранение в тайне того, что не следует знать всем, говорит о высоком уровне его надежности, осознанности, ответственности и зрелости. «У пророков высшее воображение связано уже не с мелкими желаниями, а со святостью и поэзией вселенской жизни, оно порождено сильной любовью к благу и истине».

«Его пророческое знание – способность созерцать высочайшие символы, пронизанная непогрешимым вдохновением, что предполагает наличие высшей святости»

Если вдохновение приходит сознательно в состоянии бодрствования – или, еще лучше, в состоянии сна наяву и яви, наполненной мечтами, – перед нами пророк и истинное пророчество. Пророк умеет действовать и переносить полученные во время сна знания в фазу бодрствования, безупречно переводя их с метафизического плана на исторический.

Поэтому тем, кому этого не дано, остается только ждать, пока пройдет время – истинное испытание огнем для футурологов. А пока давайте продолжать петь, танцевать, работать и бороться за более достойное существование. Давайте осмелимся идти по жизни так же, как великие и истинные маги; давайте почтительно склонимся перед разумом Цицерона, который сказал: «Поистине, нет никакой пользы в знании будущего. Напротив: одно болезненное мучение без пользы». Незнание будущего не должно заставлять нас опасаться и бояться его; давайте отбросим страх и суеверия и наберемся смелости открыть дверь надежде.

Подобно стоику Марку Аврелию, давайте спокойно спросим себя: может ли с человеком произойти то, что ему не свойственно?

Библиография

Платон. Государство.

Библия.

Джосс Ириш. Нострадамус.

Роберт Грейвз. Золотое руно.

Гальфрид Монмутский. Жизнь Мерлина.

Геродот. История в 9 кн.

Гомер. Илиада.

Е.П.Блаватская. Разоблаченная Изида.

Пьер Грималь. Словарь греческой и римской мифологии.

Граф Цезарь Бауди де Весме. Научные основы магии и демонологии.

Сильвано Панунцио. Прорицание и пророки.

Примечания

[1] В Додоне пророки истолковывали волю Зевса по шелесту листьев растущих там дубов, а позже по звуку медных кубков.

[2] На пророческое видение указывает планета Нептун.

[3] Не случайно многие великие святые, даже не будучи «пророками» в строгом смысле этого слова, обладали пророческим даром. Обратное не всегда верно, то есть обычная нравственная чистота не обязательно пробуждает дар пророчества.

Перевела с испанского Ольга Князева

Оригинал статьи: https://biblioteca.acropolis.org/magos-profetas-y-adivinos/

You have no rights to post comments