Чистота – не только гигиена
Чтобы понять, откуда возник вопрос, стоит ли наводить чистоту и порядок внутри себя, предлагаю вспомнить все укоренившиеся в языке словосочетания со словом «чистый». Конечно, первое, что придет на ум, это «чистые руки», «чистая вода», «чистый воздух», «чистое золото», но затем всплывут в памяти и «чистые мысли», «чистая совесть», «чистая душа» и «чистый человек». Интересно, что такие словосочетания присутствуют в самых разных, далеких друг от друга, языках, и, очевидно, что речь здесь идет не только о понятной нам гигиене.
Если обратиться к разным культурным традициям, то можно увидеть, что практически везде существовали периоды, когда человеку было особенно важно навести порядок и чистоту в пространстве внешнем и внутреннем. Это периоды, связанные с подготовкой к праздникам, совпадающим с четырьмя календарными точками года: летним и зимним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием. Эти наработанные веками привычки так глубоко поселились в нас, что уже бессознательно мы считаем необходимым все привести в порядок и выбросить все лишнее перед Новым годом, весной или же осенью, после летнего сезона.
Что касается религий, то практически в каждой имеется четкое представление о том, что чисто, и что нечисто, поскольку чистота здесь – особое состояние, позволяющее приблизиться к священному. В каждой религиозной системе есть четкие правила и предписания по поводу омовений и принятия пищи, но все это, похоже, только первая ступенька в воспитании воли, чтобы перейти ко второй – внутренней чистоте. В религии высшая чистота – это святость, а это уже совсем не о гигиене.
Французский философ Андре Конт-Спонвиль в своем «Малом трактате о великих добродетелях» причисляет чистоту именно к великим добродетелям, причем называет ее самой трудноопределимой. С одной стороны, вроде бы все очевидно, а с другой, что же такое «чистое сердце»? – Великая тайна…
Что подсказывают греческие мифы?
Начнем с очевидного. Само слово «чистота» в буквальном смысле обозначает качество предметов: чисто то, что не имеет пятен, не запачкано грязью. Чистая вода – это вода без примесей. И этимологически слово «чистый» оказывается однокоренным со словом «цедить», то есть «чистый» – это «процеженный, очищенный». Но абсолютно очищенная дистиллированная вода – это вода мёртвая. Этот факт подсказывает одну очень важную мысль: абсолютная чистота в нашем материальном мире практически недостижима. Как бы хорошо мы не убрались сегодня, завтра снова все начнет покрываться пылью. Если проведем аналогию с внутренним миром, то станет понятно, почему «чистота» – это «великая добродетель», которой могут обладать разве что святые. А все что остается обычному человеку – это постоянное и неустанное очищение.
Богиня Артемида
В греческой мифологии такой процесс внутреннего очищения символизирует богиня Атремида – сестра-близнец Аполлона. Она – охотница, всегда находится в движении и связана с дикой природой, которая сама по себе чиста. Что подсказывает нам образ Артемиды? Вероятно, что прежде чем мы сможем организовать свое внутреннее пространство и достичь в нем сияющей чистоты (Аполлон), прежде чем сможем создавать прекрасные и подлинные вещи (Музы – спутницы Аполлона), нам необходимо познание своей собственной «природы» как процесс очищения (охота!) от того, что мешает, «загрязняет» все истинное и изначально чистое в нас. Этот принцип познания себя и очищения в качестве практикуемой добродетели был взят на вооружение почти всеми философскими школами Древней Греции.
Чистота как искренность или взгляд Востока
На Востоке внутренней чистоте всегда придавалось высокое значение. Так в индуизме и буддизме было разработано множество практик очищения сознания. Как же проявляется состояние внутренней чистоты? В одной дзенбуддийской притче монах задал вопрос Линьцзи: «Говорят, когда лев бросается на свою жертву, будь то заяц или слон, он употребляет всю свою силу. Что это за сила?» «Дух искренности! – ответил Учитель, – полная отдача тому, что делаешь».
Полная искренность – это суть любого дзенского искусства: поэзии, живописи, пути воина, где практикуется сосредоточенность и полная отдача, когда ничего не остается про запас, для себя, и сознание (ум, сердце – в Китае и Японии это один иероглиф) очищается от пыли мира материального, от всякой корысти и своего маленького эгоистического «я».
Именно сюда, в эту самую точку, в сердце, ведут пути и Востока, и Запада. Андре Конт-Спонвиль пишет, что только сердце и может быть чисто; только сердце наделено способностью очищения. А русский философ Иван Ильин в своем эссе «Мировая пыль» говорит, что от пыли, хаоса нашего материального мира, в человеке вырождается его мышление и глохнет его сердце. «А если сердце заглохло, то человек наполовину мертв».
И если на Западе опасность мировой пыли воспринимается больше как метафора, то на Востоке, где границы между материальным и духовным всегда были довольно прозрачны, это абсолютно повседневная реальность. Поэтому монах Шуке Мацумото, написавший книгу «Уборка в стиле дзэн», совершенно искренне говорит: «Уборка для нас – это не столько способ избавиться от грязи, сколько возможность сделать чище свое сердце».
Земля, вода, воздух, огонь
Эти четыре стихии всегда участвовали в процессе очищения окружающего человека пространства и пространства его души практически во всех традиционных культурах Востока и Запада.
Как мы обычно начинаем уборку дома? Мы открываем окна, впускаем воздух и свет, подметаем и моем. Но прежде чем избавиться от пыли и грязи, нам нужно эту пыль и грязь обнаружить. В психологическом аспекте это связано с познанием себя, с наблюдением за собой, за тем, как мы себя ведем, что и как говорим, что чувствуем и о чем чаще всего думаем. И здесь нужно быть очень внимательным и заглянуть в самые потаенные уголки своей психики. Начать «подметать» значит увидеть все, что мешает проявиться всему чистому и лучшему, увидеть свои недостатки и, «засучив рукава», начать от них избавляться. При этом бесполезно злиться или приходить в ярость, увидев себя со стороны, – пыль и грязь нужно просто убирать: сначала подметать, а потом мыть.
Вода символически связана с нашими чувствами и эмоциями. Омыть водой – значит убрать все разрушительные эмоции и наполниться возвышенными чувствами. И тут самыми лучшими «моющими средствами» могут стать радость, любовь, щедрость и красота. Для очищения нужен и воздух – ведь мы всегда, когда убираемся дома, открываем окна и впускаем свежий воздух. «Открыть окна» значит стать более открытым для мира и менее зацикленным на своем маленьком «я». Это возможность расширить границы своей личности, впустить в себя новые идеи, новые знания. И, наконец, огонь, символизирующий волю, поможет окончательно сжечь весь мусор – все наши недостатки и причины наших бед. Каким образом? – С помощью дисциплины. Ведь дисциплина в жизни и есть проявление воли.
Будь осторожен!
Русский философ Н.А. Бердяев предупреждал: «Исключительное стремление к собственной чистоте, к охранению своих белых одежд не есть высшее нравственное состояние». Иногда в своем стремлении к чистоте мы так увлекаемся процессом, что забываем о мире вокруг или намеренно начинаем от него отгораживаться в своих экологически-чистых домах или экологических сообществах, – окружающий мир теперь нам может показаться недостаточно чистым. Но на пути очищения надо быть очень внимательным, подобно охотнице Артемиде, ведь великая добродетель не терпит примеси эгоизма.