Осень — время года, которое не очень-то жалуют люди.
Но так ли уж печально встречали осень на Руси
наши далекие и не очень далекие предки?
Заглянем в традиционный народный календарь.

Первое, что удивляет, — это то, что по количеству праздников осень не уступает любимым нами лету или весне. Что ни день, то праздник. То, о чем весной мечтали-загадывали, глядя на засеянное поле, на белую кипень яблоневых садов, на расцветшую словно майская березка девушку-невесту, осенью воплощается в плодах, свадьбах, новосельях. Поэтому в старину осень ждали. Ее закликали, зазывали так же, как и весну.



НОВОЕ ЛЕТО — НОВЫЙ ОГОНЬ
Провожать лето по традиции начинали 1 (14) сентября, в день Симеона Столпника, которого по этому случаю называли Летопроводцем. А в допетровской Руси в этот день встречали новое лето, т. е. новый год.
С Семенова дня начинались особые осенние хороводы и посиделки-«засидки». Люди собирались вечерами вместе и засиживались над разными работами при огне. Огонь этот был особенный, его называли новым. Рассказывают, что едва только начнет заниматься утренняя заря, старики и старухи садились среди двора и терли сухое дерево о дерево. Молодая невестка, или девица, или сын зажигали спицей новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на засидках зажигали свечи и лучины. На посиделках молодежь распевала песни, водила хороводы, девушки обязательно приносили рукоделие... Бывали и такие вечера, когда вокруг старой бабушки или странника-сказителя собирались в тесный кружок люди, чтобы послушать сказки и ста/рины (былины).

БОГОРОДИЦЫНЫ ДНИ
Осенние праздники на Руси отмечают начало и конец земной жизни Богородицы. Начинаются они с Успения, то есть со смерти Богородицы 14 (27) августа. Для земного человека смерть — горе, печальное событие, но праздник Успения является одним из самых светлых и радостных. Душа Богородицы возвращается в мир изначального, в мир истоков, домой, на встречу с родными душами, чтобы, обретя силу и глубину, опять вернуться на Землю. Этот момент отражается в празднике Рождества Богородицы, который отмечается 8 (21) сентября. Смерть и новое рождение всегда рядом, они замыкают собой звено бесконечного круга жизни.
Богородица возвращается из своего небесного путешествия уже иной. Это отражается в следующем богородичном празднике, празднике Покрова (1 (14) октября), празднике покровительства. Богородица как бы расстилает свой покров над землей Русской.
 
ПОКРОВ-ПРАЗДНИЧЕК
К началу октября заканчивались полевые работы, уже вполне определялся итог урожая, и после капустных вечёрок в деревнях начинали играть свадьбы. Традиционно праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый 1 (14) октября, считается покровителем свадеб. «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом», — приговаривали девушки, отходя ко сну.
Свадьбам предшествовали особые покровские хороводы-посиделки. На них половину присутствовавших составляли робевшие невестившиеся девушки и женихавшиеся парни. Руководила хороводами «кума», хороводница — разумная и веселая пожилая женщина. Она обучала молодежь с голоса старым песням, прибауткам, показывала плясовые коленца, передавала любовь к хороводам, рукоделию, загадывала загадки, рассаживала молодежь по кругу — да не просто, а «в прослойку», так, чтобы девки не сбивались гнездом, — и попутно пересказывала и объясняла слова песни, которую потом сама запевала, вовлекая участников в общую игру. В таких веселых играх старшее поколение передавало молодежи плоды жизненного опыта — мудрость.

НЕБЕСНАЯ ПРЯХА
Конец октября и первая неделя ноября являются началом нового цикла деревенских женских работ — прядения льна и ткания полотна. По православному календарю 14 (28) октября отмечается день святой Параскевы-пятницы, которую женщины считали своей покровительницей и заступницей. Параскева-пятница связана с почитанием древней славянской богини Макоши. Параскева, как и Макошь, предстает перед нами небесной пряхой, покровительницей брака и плодородия, вершительницей судеб и хранительницей родников — священной земной влаги.
Этой богине посвящена в неделе пятница. Существовал особый апокрифический пятничный календарь, выделявший двенадцать пятниц в году. По этому календарю десятая пятница (8 ноября) считается главной. К этому дню давали обеты выполнить какую-то работу ради выздоровления человека, во исполнение заветных дум. Обычно женщины и девушки давали зарок — выткать обыденную пелену. Это значило, что в ночь с 9 на 10 ноября женщина должна была в глубоком молчании и сосредоточении выполнить весь годичный цикл работ по созданию полотна: очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат (как тут не вспомнить сказку о Царевне-лягушке!). Приходили помочь родственницы. Утром на Параскеву-пятницу несли готовый плат в храм для освящения. Это полотно хранило и защищало семью и для наших предков олицетворяло полотно жизни, на котором богиня судьбы и доли вышивает волшебной нитью судьбы таинственные письмена.
Собраны плоды, соткано первое белое, как чистый лист, полотно. Пора начинать новую главу вечной Книги Жизни.

ХОРОВОД — ВЕСЕЛАЯ РАБОТА
Оказывается, что не так уж давно (лет сто назад) игра, работа, обучение, застолье, пение и танцы объединялись для нашего простого, но мудрого народа в одно понятие — хоровод. Все осенние работы по сбору и заготовке плодов превращались в яркие, веселые праздники-хороводы, которые шли строго по времени и виду работ. Хороводы эти так и назывались: досевки (связанные с досевом озимых), овсянницы (связанные с покосом овса), потрепушки (трепание льна), капустинские (рубка капусты), льняницы (обработка льна)...


ХОРОВОД «КУМА»
Некоторые покровские хороводы составлялись из бабушек-балагурок, вдов. Молодежь при этом, как правило, была зрителем. «Кума» ставила посреди избы табуретку и, взобравшись на нее, представляла шутливыми гримасами сцены из жизни замужних женщин. Молодежь особенно смеялась, когда старушки в хороводе изображали молодых, вертлявых, кокетливых девушек. На словах:
Одна девка краше всех,
Оринушка любота... —
хороводница выводила в середину какую-нибудь старушку. И старушка проделывала все, о чем пелось в песне:
По бережку гуляет,
Рукавчушком махает,
Сердчушком воздыхает,
Голубчика вспоминает...
Бывало и так, что после слов «с молодцами не гулять» в хоровод выталкивали весело настроенного старичка, который начинал плясать около выступавшей в центре бабушки, подбоченясь и выделывая всевозможные «дробушки», «веревочки», «ковырялочки» с приседанием.

КАПУСТНИКИ
Последними сентябрьскими хороводами были капустинские. Они продолжались две недели и были самыми веселыми и долгожданными для молодежи (наши капустники именно от них). Приглашение девушки на рубку капусты — капустные вечёрки — было знаком приязни, расположения, и отказываться от этого считалось неуважением к старшим. На капустные вечёрки девушки наряжались как на праздник, щеголяя обновами, стараясь показать себя в выгодном свете перед парнями, чтобы не упустить возможность встретить своего суженого. В то время как молодежь с веселыми песнями и шутками рубила капусту, старшие готовили для них угощение — румяные да ароматные пироги и медовое пиво. К вечеру хороводы водили по всей улице.
К капустинским хороводам относились и заревницкие, или вихревые, хороводы, которые проводились ночью в именинном овине, где помещался первый сжатый сноп. В полночь зажигались костры, начинались игры, которые продолжались до зари. Пели разудалые, огневые песни.

You have no rights to post comments