Дурга Пуджа, или Дуссера, Дурготсава («праздник Дурги») и Наваратри («Девять ночей»), — один из важнейших праздников Индии. Он начинается в первую ночь месяца ашвин и продолжается 10 дней. Все это время посвящено богине Деви, занимающей одно из центральных мест в пантеоне индуизма.
У Деви много ликов. Она и Шакти — изначальная энергия, дарующая жизнь всему живому. И Дурга — богиня-воительница, сражающаяся со злыми демонами-ракшасами. И грозная Кали, поглощающая само Время. Но она же — Джагадамба, всемилостивейшая мать, кормящая вселенную. И Парвати — хранительница домашнего очага, разумная хозяйка, наслаждающаяся семейным счастьем со своим супругом Шивой и детьми Ганешей и Картикеей. В другой ипостаси — Сати — индуистские мифы рисуют ее верной женой, предающей себя самосожжению за оскорбление, нанесенное ее супругу. Грозная Рактаданти с окровавленными клыками, божество кровопролития, — это тоже Деви. Она же — непорочная дева Кумари. И ослепительная красавица Лалита, способная растопить сердце самого неприступного мужчины. А под именем Умы индийская мифология знает Деви-отшельницу, символ аскетической жизни.
Шактисты, почитающие Деви верховным божеством, в каждую из ночей Наваратри поклоняются девяти ее разным воплощениям, в которых она побеждала демонов — тех, с кем до нее безуспешно пытались справиться другие великие боги, даже сам Вишну, — и спасала землю от жестоких бед.
В эти праздничные дни повсюду можно увидеть изображение девы Кумари, перед которой совершаются молитвы и читаются отрывки из древних текстов, восхваляющих богиню. Ученый пандит, знаток древних преданий, сопровождает свое чтение толкованиями и нравоучениями, а порой и анекдотами. Такие чтения чрезвычайно популярны в Индии, особенно в деревнях.
Дуссеру празднуют не одни шактисты. В некоторых районах девять ночей поровну распределяются между тремя главными индийскими богинями: Дурге посвящают первые три ночи, следующие три — богине счастья Лакшми, остальные три — Сарасвати. А так как Сарасвати — покровительница искусств и учености, в «ее» дни на алтарях оказываются книги и... ручки, а пишущая братия бросает всякую литературную работу. Музыканты и актеры посвящают богине свои инструменты и реквизит.
В Пенджабе первые семь ночей Наваратри соблюдают пост. Как рассказывает легенда, злобные демоны однажды запретили пенджабцам есть и съедали все сами. В ответ на молитвы людей явилась Дурга и после семидневной битвы обратила демонов в бегство. На восьмой день она явилась народу и устроила победный пир для простого люда. В память об этом событии на восьмой день Наваратри в Пенджабе до сих пор существует традиция устраивать пышные обеды.
А вот в Дели и всей Северной Индии Дуссера, скорее, праздник в честь Рамы. По мифу, во время битвы с демоном Раваной, когда исход борьбы оставался неясен, царевич Рама сумел умилостивить Дургу, и та даровала ему победу. Герой молился и постился семь дней, а на восьмой сумел убить злого ракшаса. На девятый царевич принес благодарственную жертву богине, а еще через день с возлюбленной женой Ситой и друзьями отправился в обратный путь в свое царство. В честь этих событий в дни Дурготсавы вишнуиты устраивают танцы и представления на сюжет «Рамаяны» (Рамалила), читают отрывки из эпоса. В завершение Рамалилы сжигают чучела злых демонов — Раваны, его брата Кумбхакарны и сына Мегханады, непримиримых врагов индийского героя.
В Дели Рамалила чрезвычайно популярна и устраивается обычно в нескольких местах сразу. Наиболее известно представление, организуемое на Рамалила Граундз, которое посещают члены индийского правительства и представители дипломатического корпуса. После традиционного фейерверка загораются огромные чучела демонов, разбрасывая в вечернее небо столпы огня, когда взрываются заложенные в них петарды. А индийцы наблюдают за разрушением символов зла, оживленно комментируя успехи и неудачи пиротехников.