«Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел — как кубических, так и квадратных — при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство» (Платон, «Тимей»).
Речь идет, судя по всему, о так называемой «золотой пропорции», которая связывает меньшую часть с большей, а большее — с целым. Недавно я одновременно готовился к лекциям по математике и символизму архитектуры, и эти две темы связались идеей этой замечательной пропорции. С одной стороны есть человек — существо ограниченное и во времени, и в пространстве. С другой — бесконечность Природы и вневременность Священного в ней. Мне трудно, если не сказать невозможно, соотнести себя с бесконечным, я даже вообразить его не могу, мы несоизмеримы. Мне нужно то самое «среднее число», о котором говорил Платон (если не понимать «число» только буквально). Мне нужно что-то соизмеримое со мной, пропорциональное мне, а с другой стороны — соизмеримое с великим единством, называемым Богом, Вечным и т.д. В жизни таким «средним» является архитектура в пространстве и календарь во времени. Храм вполне соизмерим мне — конечному и ограниченному, но в то же время он соизмерим вечному, также и календарь… и не только они.
Для меня — это чудесное открытие; понимаю, что в тех же диалогах Платона есть еще огромная неизведанная глубина, в которой я пока только едва «замочил ноги»...