Еще со времен обучения в университете я удивлялся особенной роли, которая в учебниках отводилась движению по окружности. Среди всех других видов механического движения оно всегда рассматривалось отдельно, стояло особняком и было непохоже на все остальное. А еще было совсем непонятно, почему ускорение при таком движении называлось центростремительным, а сила — центробежной. Была в этом какая-то загадка, раскрыть которую сходу не получалось. Сделать это помогла философия, но — гораздо позже.

Физика

Простите, но как без нее, без физики? Из учебника можно узнать, что движение по окружности — это простейший вид криволинейного движения тела, при котором сохраняется постоянным расстояние между объектом и точкой (центром), вокруг которой объект движется. По окружности движутся стрелки часов, все части колес и многое другое, что имеет подходящую для этого форму: круглую.

 

Для описания движения тела нам нужно знать его скорость и радиус окружности: расстояние до центра. Чем больше скорость и чем больше радиус, тем больше будет центростремительное ускорение тела, то есть тем сильнее будет натяжение воображаемой нити между телом и центром окружности. Проще всего это представить, если вообразить себя самого едущим внутри вращающегося колеса (есть даже такой аттракцион).

 

Аттракцион «центрифуга»

Чем быстрее вращается это колесо, и чем дальше от центра ты находишься, тем сильнее тебя вдавливает в кресло так называемой «центробежной» силой. Единственное «спокойное» место на таком аттракционе, где тебя не будет отбрасывать на периферию ни при какой скорости вращения, — это его центр.

Философия

С философской точки зрения все еще интереснее. Ведь философию интересует не столько как происходят те или иные явления, сколько почему они происходят; философии всегда интересен смысл. И вот тогда первый вопрос: куда движется колесо? Только не спешите, пожалуйста, с ответом, поразмышляйте: в чем подлинный смысл его движения?

 Колесо как древний символ внутреннего движения

Не знаю, как у вас, а мне при попытке ответить на этот вопрос вначале приходили самые очевидные ответы: колесо движется вперед, колесо едет по дороге, колесо движется туда, куда и телега... Но нет, это телега движется вперед и по дороге, а куда движется колесо?

Оказывается, колесо выполняет редкий и очень важный вид движения: все его части вращаются вокруг одного центра. Да, с помощью колеса можно куда-то уехать, но само колесо при этом просто продолжит вращаться. Вращаться вокруг своей оси, неизменного центра.

Это очень интересно, и в этом есть смысл.

Дело в том, что движение колеса в чем-то напоминает процессы, происходящие в нашей жизни. Как и у колеса, у каждого из нас есть ось, центр, жизненное предназначение, вокруг которого вращается наша жизнь. Мы его не знаем, но мы к нему стремимся. Мы его не можем понять интеллектуально, но нам жизненно важно ему следовать, ведь именно в этом случае мы счастливы.

Когда мы молоды, мы где-то на периферии нашего колеса. Центробежная сила там велика. Это зона высоких скоростей, она далека от центра. Там много дел, много активности, но пока не так много смысла. Многие дела мы делаем «просто так», многие поступки совершаем несознательно, многие ошибки случаются из-за банального отсутствия опыта.

Но проходит время, и опыт мы приобретаем. Становится понятно, что важно не только само дело, не только сам поступок, но и смысл, цель, «ради чего» мы его совершаем. Нам становится все важнее и важнее быть ближе к центру, к оси, к предназначению. Мы начинаем движение: движение к центру.

По мере нашего продвижения скорость становится меньше (помните, из первой части? — чем ближе к центру, тем меньше скорость). И центробежная сила тоже становится меньше. Нас все меньше «уносит», мы меньше подвержены случайным порывам наших страстей и все больше сосредоточены на смысле того, что делаем. Символически это означает, что мы движемся к центру колеса, движемся по одной из многих его спиц — путей от периферии к центру.

Возможно, в этом и заключается смысл философии и и любого пути в целом: двигаться извне вовнутрь, от периферии к центру, от многочисленных внешних форм к единому их оживляющему смыслу. Ведь подлинный, непоколебимый покой нас ждет именно там — в самом центре.

 Буддийское колесо Дхармы

You have no rights to post comments