Человек всегда желает знать, что с ним будет через время, – так появляются планы, проекты и цели. В детстве мы живем по планам наших родителей и близких, они строят их и для себя, и для нас. Позже мы попадаем в круг друзей, чьи планы мы разделяем. А когда в наше сердце приходит любовь, совместные планы занимают практически все наше время.

Это одно из качеств, присущих человеку: способность мечтать и стремление осуществить мечты, которые, если не сбываются, превращаются в утопии. Утопия принадлежит будущему.

Рай же, напротив, принадлежит прошлому. Сначала он у нас был, но, как всем известно, мы его потеряли.

Грек Гесиод в Мифе о Пандоре говорит нам:

«В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных». (1)

И в Мифе о смене веков:

«Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.
… земля поколение это покрыла...» (2)

В Книге Бытия, изгнав Адама и Еву из рая, Бог сказал: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно!» (Быт.3:22).

Итак, что же связывает рай и утопию?

Время. Когда рай был потерян, началась утопия. Когда прошлое заканчивается, начинается будущее. Прошлое подталкивает нас, служит проекцией, катапультой, отправной точкой. Если мы правильно используем свою память, она не дает нам повторять одни и те же ошибки.

Будущее же, напротив, тянет нас за собой. Это ориентир, точка назначения, которая подпитывает наши мечты, наполняет нас энтузиазмом и надеждой.

Итак, связь между раем и утопией – это время. И те, кто способен приподнять завесу времени – пророки и поэты, – рассказывают нам о потерянном рае и недостижимых утопических мечтах.

Обратившись к различным древним традициям, мы увидим, что конец Золотого века привел к тому, что был потерян не только рай, но и бессмертие, чистота и невинность (присущая детству) и счастье (характерное для отсутствия сознания). Так началась утопия: с тех пор мы желаем того, чего нам не хватает, того, чего у нас нет. С тех пор человек вечно не удовлетворен, он ищет, всегда идет вперед, сражаясь, достигая успеха и впадая в отчаяние от неудач, он всегда в погоне за своими чаяниями, желаниями и мечтами – пытаясь достичь величайшей из них, истинной и единственной утопии: вернуть себе рай.

Как?

Напомним, что в Эдеме из книги Бытия есть два дерева: древо познания и древо жизни. Вкусив от первого, мы покидаем золотой сад. Что происходит, если вкусить плоды второго? Возможно, в этом и кроется ключ: мы покидаем рай, чтобы познавать, и когда мы научимся жить, мы сможем вернуть то, что нам принадлежит. Следовательно, нужно уметь жить.

Платон был прав, говоря, что человек по своей природе крылат, но теперь у него на месте блистающих крыльев лишь кровоточащие обрубки. Возможно, мы действительно бессмертны, и в этом – предназначение и причина появления всех аватаров на протяжении существования человечества.

Открытие тайн жизни, умение жить (или, по крайней мере, попытка сделать это) уже оправдывает колыбель и гроб, смех и плач, которые всегда сопровождают каждого путешественника во времени и пространстве.

1) Гесиод, Труды и дни, 90.
Эллинские поэты VII—III вв. до н.э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Ладомир, 1999. Перевод В.В. Вересаева.
2) Гесиод, Труды и дни, 110-120.

 

Перевела Ольга Князева

Оригинал статьи: https://biblioteca.acropolis.org/el-paraiso-de-las-utopias/

You have no rights to post comments