Кто не читал в детстве сказки «Царевна-Лягушка»? Любой русский человек, начиная с ребёнка и заканчивая стариком, расскажет эту сказку, даже если его разбудить глухой ночью. И многим людям она нравится. А почему нравится – ответить не могут. Почешут затылок, да плечами пожмут. «Ну, – скажут, – героиня там необычная – Царевна-Лягушка, которая лебедем белым оборачивается и улетает от Ивана-царевича, спалившего её лягушечью шкуру. Этим, мол, и нравится сказка».
Кто же она такая, имеющая титулы «прекрасная», «премудрая», «царевна», «лягушка»? Почему её образ так манит и притягивает?
Может, потому что она окружена тайной, словно тонкой вуалью окутана?
Имя «Василиса» произошло от греческого слова «Базилевс», царь.
Значит, она царица? Может быть…
Рождение Василисы – тайна за семью печатями. В одной сказке она – дочь Кощея Бессмертного, да такая, что мудрёней его уродилась. В другой – мудрая дочь Морского Царя. В третьей – простая крестьянская девушка, которую злые сёстры и мачеха отправили к Бабе-Яге за светом.
Василиса – волшебница, умница, красавица, рукодельница. Всё, к чему прикасаются её руки, оживает, становится прекрасным и совершенным – идеальным.
Если каравай испечёт, то такой великолепный, что цари им восхищаются. Если ковёр соткёт, то такой тонкий, что в кольцо царское пролезет, и настолько красивый, что наглядеться на него невозможно. Если танцевать пойдёт – заворожит, заманит, зачарует.
Знает Василиса птичий и звериный языки. Все птицы, звери, насекомые служат прекрасной царевне, которой по плечу вселенский дом (церковь) из пчелиного воска за ночь выстроить.
Своему любимому Ивану-Царевичу Василиса является верной женой, помощницей, охранительницей, подсказчицей и спасительницей. На любой вопрос у нее готов мудрый ответ, для любой задачи нетривиальное решение имеется.
Удивительная девушка. Но девушка ли она только? Что скрывается за ее лягушечьей кожей? О чём Василиса может нам рассказать?
Давайте-ка обратимся за ответом на этот вопрос к древней мудрости, а именно к древнегреческому философу Платону и его произведению «Пир».
«Почему именно «Пир» и Платон?» – удивитесь вы.
Пир – место, где встречаются друзья, враги мирятся, царят веселье и радость. Пиры в древности ознаменовывали победу, являлись венцом свадеб. На пиру человек старался показать себя с наилучшей стороны, проявить свои достоинства – честность, открытость, дружелюбие, доброту и т.д.
В нашей сказке пир является кульминационным моментом, при котором Царевна-Лягушка превращается в Василису Премудрую, показывает своё настоящее лицо – прекрасной царицы. Иван-Царевич, пораженный её красотой, влюбляется в свою жену, лягушку.
Земная Афродита – любовь во всех ее физических проявлениях: страсть, телесное влечение, создание семьи, рождение детей и т.д. Эрот, дарующий человеку тягу к Афродите Всенародной, вкладывает в него любовь к телу, наслаждение телесным, а, значит, преходящим, тленным, временным, смертным.
Афродита Небесная – духовная любовь. Духовный Эрот одаривает человека любовью к бессмертному началу, к божеству внутри нас. Влюблённый в Афродиту-Уранию, человек пробуждает в себе бессмертную душу, и, по сути, становится бессмертным, ибо пробуждение души влечёт за собой смерть персоны, начала временного, преходящего.
Платон утверждает, что «…любовь есть стремление к вечному обладанию Благом». Человек изначально является носителем зёрен добродетелей, верных слуг Блага. Платон говорит, что «все люди беременеют телесно и духовно». И наступает пора, когда нужно разрешиться от бремени. Человек может разродиться только в прекрасном, потому что зачатие и рождение есть божественный акт, ибо смертное существо содержит в своей основе божественную природу. Зачатие и рождение в прекрасном, в любви, по мнению Платона, ведёт к бессмертию, потому что вынашивают люди в своем духовном чреве не что иное, как добродетели, качества, присущие бессмертной душе.
«Так причем же здесь Василиса?», – скажете вы.
А притом, что Василиса из русской народной сказки незримо присутствует на пиру философов, она и есть та самая Любовь-Урания, Небесная. Она прекрасная и премудрая. Она – Благо, дарованное Ивану-Царевичу.
Небесная любовь – Василиса – великий учитель, благодаря урокам которого мы вспоминаем себя лучшего, стремимся к себе идеальному. Созерцая объект своей любви, мы слышим голос Неба. При помощи любви мы устанавливаем связь со своей бессмертной душой.
Любовь всегда прекрасна, она – божество. Она пробуждает в человеке самые лучшие его качества. Она «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» – говорится в Первом послании Апостола Павла к коринфянам.
Именно любовь заставляет беременную душу рождать, разрешаться от бремени прекрасным – музыкой, картинами, стихами, танцем….
Она помогает родиться самым благим качествам, которые роднят нас с бессмертными богами.
Не всегда Небесную Афродиту можно сразу распознать. Нам, современным Иванам-Царевичам, вдохновляемым Эротом, зачастую мешают недостатки, сформированные материальным миром, его законами, установками, страхами. И Прекрасная Василиса скрывает себя под вуалью, оставаясь неузнанной, не понятой, не оцененной по достоинству – лягушкой.
Для того чтобы пробудить Ивана-Царевича от материального сна, Василиса Прекрасная, Небесная Афродита на короткий миг сбрасывает свою лягушечью вуаль и является ему во всём своём великолепии. И ему, влюблённому и трепещущему, на мгновение открываются вселенские законы (Василиса выпекает каравай, содержащий в себе знания о трёх мирах – нави, яви и прави; ткёт ковёр из нитей мироздания, содержащий в себе все тайны времени и пространства; подобно древнеиндийскому божеству Шиве при помощи танца создаёт и разрушает мир), но, увы, будучи по самую макушку погружённым в материю, пойдя на поводу своей неидеальной персоны, Иван-Царевич не оценивает Любви Небесной и довольствуется Любовью Всенародной (любовью к материальному, преходящему, иллюзорному). Ивану-Царевичу хочется во что бы то ни стало быть обладателем красивой формы. И сжигается лягушечья вуаль Богини. Разоблачённая Василиса покидает горе-Ивана, обернувшись белым лебедем. Она улетает туда, где правит Кощей Бессмертный, в мир безвременья и забвенья.
Но этот миг встречи с настоящей любовью расшатывает устои материального мирка Ивана-Царевича. И тоска поселяется в его сердце. Тоска по несбывшемуся. Тоска по истинной любви, по себе настоящему. И эта тоска заставляет нашего героя отправиться в путь, на поиски своей любимой. Этот путь непростой. Он полон ловушек и опасностей. Он грозит страданием и смертью. И Иван-Царевич оказывается готовым умереть во имя любви, придя в избушку Бабы Яги (славянского Харона, ипостаси богини судьбы, великой ткачихи – Макоши).
Герой разрушает всё, что помешало ему когда-то воссоединиться с Богиней, – страхи, ограничения, недостатки, цепи, сковавшие добродетели. Освободившись от материальных оков, высвободив всё доброе и настоящее, что заложено в нём, Иван-Царевич рождается заново, но не в материи, а в духе.
И приходит понимание – только благие качества, рождённые и вскормленные им, соединят его с Афродитой-Уранией, Премудрой и Прекрасной Василисой.
Наш герой, трудясь во Благо, проявляя чудеса терпения, милосердия, добра, щедрости, смелости, умеренности и отваги, подходит к смерти-Кощею близко-близко, так, что видны её пустые глазницы, смело заглядывает в них и осознаёт ее иллюзорность и пустоту.
Он добывает иглу Кощея и, как птица, поющая в терновнике, смело кидается на острый шип и поёт так сладко, так прекрасно, что его песня побеждает смерть, ибо в ней поётся о Небесной Василисе, освобожденной любящим сердцем.
Игла, основа материального мира, не выдержав силы любви, разламывается пополам. Рушатся материальные оковы. Василиса свободна! Иван-Царевич наконец воссоединяется со своей любимой.
Эта песнь на остром шипу – дитя нашей любви к Прекрасному, к Благу. Она великая жертва и великая награда.
Впустив в свое сердце Прекрасную Василису, мы, те самые Иваны-Царевичи, беременеем и рождаем – пишем книгу, строим храм, находим Трою, открываем новые звёзды….
Это она, та самая Василиса, сподвигла Леонардо да Винчи написать свою «Джоконду», а Петрарку воспеть свою Лауру, Блока подарить миру «Незнакомку», Колумба найти Америку, Ньютона открыть Закон всемирного тяготения…
Это она, настоящая любовь, Небесная Афродита, Василиса…
Для каждого Ивана она оборачивается тем, о чем мечтает его сердце: любовью к Истине, любовью к Мудрости, Любовью к Прекрасному, Любовью к Милосердию и Состраданию… Каждый герой находит в ней то, что ищет, и рождает то, что жаждет родить его душа, разрушая своим творением царство Кощея, обретая власть над смертью, а, значит, бессмертие.
Молчит Василиса. Ткёт свой волшебный ковер, лишь веретено поскрипывает.