Весна - прекрасное утро года, она подобна заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи. Это время очищения и возрождения, восстановления мира и согласия, воскресения умерших героев. Воздух наполняется неповторимым ароматом, светлые и радостные чувства вновь просыпаются в нас, оживает природа — это значит, что пришла весна. Есть у весны и особые вестники - птицы.
Согласно славянским поверьям, на зиму улетают они в "вырей" - далекий теплый край у моря, - а весной возвращаются. В народе говорят: "Ласточка весну начинает, а соловей заканчивает". Золотые ключи, которые отмыкают лето, приносит ласточка, а ключи от вырея хранит кукушка. Осенью она улетает туда первой и последней возвращается весной.
По другим представлениям, птицы на зиму прячутся под землю или под воду, где, подобно Солнцу, уходящему в Подземный мир, спят до весны. Считалось даже, что жаворонок на зиму превращается в мышь, а ласточка - в лягушку. Существует в традиции и такой вариант: зимой жаворонок улетает высоко-высоко в небо и находится там до тех пор, пока не блеснет первая молния и не раскроются небеса, в которые ему в это время будет позволено заглянуть.
Весна не приходит сама, ее надо призывать. Для этого в давние времена жгли священные костры, водили хороводы и пели веснянки - гимны новому Солнцу, которое спускалось на землю в образе кукушки. Пекли птичек из теста — их называли жаворонками (реже куликами и ласточками) — подбрасывали их вверх со словами: "Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собою весну принесите". Считалось, что на Сретенье жаворонок непременно должен пискнуть, даже если рискует замерзнуть в эту пору. Своим пением птицы помогают Солнцу в его битве с тьмой, возвещают его победу.
***
С незапамятных времен люди видели в крылатых созданьях не только прекрасный поэтический образ, но и священный символ. Птицы - это особые существа. Благодаря своей способности летать они менее других привязаны к земному, материальному миру. Оторвавшись от земли, они легко устремляются вверх — туда, куда вечно стремимся и мы, люди, туда, куда обращены и наши взоры и самые сокровенные мечты, - к Небу, к обители богов и героев. Человек всегда мечтал о крыльях, стремился освободиться от земной тяжести, от повседневного, преходящего, прикоснуться к вечности и обрести подлинную свободу. Мечтал попасть туда, где живет его душа, которая тоже представлялась крылатой. В птицах вдохновляет многое: красота полета, легкость, быстрота, завораживающее пение, необычайная зоркость, возможность находиться во всех четырех стихиях — земли, воды, воздуха и огня.
Поднимаясь высоко над землей, птица способна видеть истинную цель, благодаря быстрому полету она успевает за мыслями богов, а значит, ей дана способность связать мир Небесный и Земной, стать проводником божественных принципов.
В символике птицы есть своеобразная двойственность. В легендах мы встречаем птицу Радости и птицу Печали, белого и черного ворона, золотого (красного) и черного петуха, птицу Дня и Ночи. Этот дуализм отражает связь Земного мира не только с Небесным, но еще и с Загробным планом, который в некоторых традициях представлялся как третий - Подземный.
Взаимодействие между этими мирами осуществляется через превращения: боги воплощаются в птиц, чтобы опуститься на землю, а люди - чтобы вознестись на небо или опуститься под землю. Иногда и богов, и людей перевозят птицы, например, мифический Гаруда, огромные орлы или грифы.
Все способности птиц и их атрибуты — перо, крылья, яйцо, гнездо — нашли символическое отражение в мифах, сказках, поверьях, приметах и загадках всех народов, они рассказывают как о мифических, так и о реальных птицах.
***
Мифические птицы часто имеют огромные размеры и несут в себе элементы других животных и человека. Так, шумерский Анзуд имеет голову льва, у славянских Гамаюна, Алкониста и Сирина верхние части туловища и головы — женские. Мифические птицы отображают древнейшие пласты предыстории. Птица олицетворяет здесь природные и космические силы, выступает в роли демиурга наряду с богами или даже до их рождения (Стратим, Феникс), хранит тайны мироздания, знает прошлое, настоящее и будущее Земли и Вселенной (Гамаюн).
Самая таинственная и загадочная птица славянской мифологии — Стратим — даже не имела изображения. Она, как и индийский Гаруда, была прародительницей и владыкой всех птиц. Жила Стратим-птица посреди моря-океана — первого, изначального, как и персидский Рух, управляла ветрами и бурями, на ночь прятала под крыло солнце, спасая его от вселенских бед, могла спрятать и землю.
Многие космогонические мифы о сотворении Вселенной, земли и человека утверждают, что мир произошел из яйца. Часто яйцо откладывает водоплавающая птица (гусь или лебедь). В карело-финском эпосе «Калевала» есть упоминание, что яйцо это сносит утка. По Геродоту яйцо положено мифическим Фениксом в святилище Гелиоса. У некоторых славянских племен золотое яйцо-солнце снес огненный петух (божественный кочет), у индейцев - великий ворон.
Многие народы отождествляли Солнце с птицей. В древнем Китае считалось, что внутри него находится золотой ворон. Легенды рассказывают, что, когда на небе появилось десять солнц, легендарный Хоу И, чтобы спасти людей, выстрелил в них волшебными белыми стрелами, и все небо и вся земля наполнились белыми перьями. Существует миф, где говорится о птице-солнце, которая сидит на старом дубе и приносит белые и черные яйца - дни и ночи. Птицей с золотыми крыльями представала и об утренняя заря, а день представлялся хищной птицей, вонзающей когти во мрак ночи. В древних мифах Солнце ночью странствует в водах всемирного океана либо опускается в подземный мир или сражается с каким-либо хтоническим животным. Утром петух, своим пением приветствующий солнце, провозглашает его победу над тьмой, подобно тому как весенний герой - небесный колокол - возвещает победу над зимой; утренняя роса - живая вода - дает силы новому дню.
Символику солнечного годового цикла выражает также принцип огня. "Огненные" птицы связаны с новым импульсом солнечного света. Среди них есть и фантастические: Феникс, Гаруда, Анзуд, Жар-птица, Фэнхуан, — и реальные: орел, сокол, ворон, дятел, аист, петух.
В противоборстве богов-созидателей с тьмой в самом начале борьбы им часто помогают орлы. Считалось, что орел способен долетать до солнца, смотреть на него не мигая и соединяться с ним. Прибегая к помощи орлов или обращаясь в них, боги похищают напиток вдохновения (амришу). Так, сокол добывает сому для Индры, орел приносит Зевсу божественный нектар, верховное божество скандинавских народов Один, обратившись в орла, похищает мед. Испив этого напитка, боги обретают силу и своей огненной палицей разбивают тьму-тучу, выпускают солнце, дают миру жизнь, запускают механизм времени.
С огненными птицами связан ряд мифов, объясняющих мироустройство, движение солнца, небесные явления и т. п. В архаических мифах и эпосе эти птицы сочетают в себе качества демиурга и культурного героя, принося на землю огонь, помогая определенному народу, иногда являясь его первопредком. В волшебных сказках они встречаются на пути героя, выполняющего трудную задачу.
***
Созданный, полностью проявленный мир символизирует Мировое Древо, на вершине которого сидит птица – орел или сокол, у шумеров - Анзуд. Далее располагаются животные, например олени, а ниже - змеи, олицетворяющие подземный мир Тьмы, Зимы и Ночи. Огненная птица вступает в борьбу со змеями.
Этой борьбой, постоянным возобновлением, сменой тьмы и света задается ритм жизни, ее цикличность. В нулевые моменты цикла оживает связь с мифическим временем, с вечностью. Один из таких моментов - день весеннего равноденствия, который во многих древних культурах: в Греции и Риме, в Вавилонии и Шумере - был праздником Нового года. Новогодние обряды этих культур несут в себе элемент борьбы Света и Тьмы, смерти и воскресения. Весна в годичном цикле соответствует прохождению через стихию огня, что символизирует трансформацию и очищение, обновление жизни, уничтожение старого и рождение нового. Всякое творение, как восстановление изначального единства, воссоединение с божественным, получение духовного импульса для созидательной активности, подразумевает жертву.
Универсальным символом бессмертия, смерти и возрождения является Феникс. Эта мифическая птица, сгорая и оставаясь мертвой три дня, затем восстает из пепла.
С весенним возрождением природы связан также орел. Зимой в природе все замирает, солнце закрывает черная туча, орел — молниеносная птица - стареет и слепнет, его очи уже не мечут молнии. С приходом весны он поднимается высоко в небо, загорается грозовым пламенем и, омывшись в живой воде весеннего грозового ливня, обретает зрение и молодость. Другие сказания говорят о вороне, гнездящемся в грозовой туче и купающемся в весеннем дожде. Именно он приносит герою мертвую и живую воду.
Существует много поверий и о петухе - птице, тесно связанной с календарными циклами. В них повествуется, что когда-то земля была пуста и тверда, как камень (зима). Бог послал своего петуха, чтобы тот дал земле жизнь. Кочет снес чудесное яйцо - Солнце - и потекли реки, все зазеленело (наступила весна). Высоко на небе сидел божий кочет, вещал смертным, как и что им делать, и строго следил за соблюдением ритма жизни. Людям же надоело жить размеренно, и они попросили Бога убрать петуха. И вот кочет исчез с неба, нарушился порядок жизни и вновь, скованная зимой, опустела земля. Поняв свою ошибку, люди стали молить о возвращении петуха, о том, чтобы с его первым криком вновь взошло солнце.
Омывшись живой весенней водой, природа возрождается, прозревает небо, молнии разбивают тучу, и выходит солнце. Ясное и светлое, оно часто уподобляется белоснежному лебедю, купающемуся в водах облачного моря. В русских сказках с весенним утренним солнцем связан образ Царевны-лебедь, владеющей тайнами превращения, творения, обновления и любви. Весенние грозовые облака изображались девами, льющими дожди и мечущими молниеносные стрелы, либо птицами. Лебединые девы прилетали на реку или озеро и, скинув сорочки из перьев, превращались в дивных красавиц.
Летят по весеннему небу птицы. Отрывая свой взгляд от земли, мы провожаем глазами их полет, и душа наша вновь расправляет крылья, сбрасывая сковавший ее лед и устремляясь навстречу Солнцу. Весна пришла!