Уже 10 лет я занимаюсь китайской живописью. Недавно заметила, что это стало для меня не только источником вдохновения. Это стало определенной духовной практикой с кистью в руках.
Оказывается, вся китайская живопись пронизана символическими значениями. И даже начальное обучение живописи в Китае (еще с древних времен) начиналось с изображения «Четырех Благородных».
Кто же эти «Четыре благородные»? Это растения, которые традиционно символизировали благородные качества человека.
И первый их четырех — дикая орхидея. Внешне это очень скромный и неприметный цветок. Она растет в местах, скрытых от людских глаз. И когда ты ее рисуешь, в тебе просыпается нежность, утонченность и скромность. Орхидея олицетворяет весну. Изображая ее, мы ощущаем в своей душе пробуждение.
Второе благородное растение — бамбук. Известны такие его качества, как гибкость и прочность. И в живописи мы изображаем его уверенными прямыми движениями, вырабатывая при этом такие качества характера, как твердость и целеустремленность. Бамбуку соответствует лето и максимальная энергия ян.
Третий благородный цветок — хризантема. Она цветет и радует взгляд до самой поздней осени. Поэтому соответствует осеннему периоду. Хризантема олицетворяет зрелую красоту и целомудрие, возвышенное одиночество и спокойствие. Этот цветок был символом мудрецов и отшельников.
И, наверное, самый известный представитель этой благородной четверки — цветущая дикая слива мэйхуа. В традиционной китайской живописи это символ чистоты помыслов, способность сохранять внутреннее спокойствие и гармонию. Живые соки этого растения сохраняются в нем даже в лютый мороз, а цветы начинают распускаться ещё во время снега. Поэтому она означает зиму. Слива мэйхуа является символом внутреннего спокойствия при внешних невзгодах.
Вот какие удивительные открытия можно сделать, просто занимаясь традиционной китайской живописью. Можно не только приобретать навыки художника, но и практиковать в себе качества благородного человека.