С глубокой благодарностью театру «Акторионес» за один час, который позволил немного больше узнать о древнем Театре.

В детстве нас учили, что театр по сравнению с действительностью — всего лишь выдумка, копия, более или менее искаженно передающая суть оригинала. Это ложь! Театр — это высшая Реальность, не стиснутая рамками пространства и времни.
Х.А. Ливрага. Театр Древней Греции

На полутемной сцене мечутся черные фигуры... Воздух вибрирует от грохота сталкивающихся медных щитов... Душа замирает в страхе и каком-то первобытном восторге перед разбушевавшейся стихией, но где-то в глубине затаилась печаль, потому что частью сознания ты понимаешь, что старый мир рушится на глазах и превращается в хаос.
Внезапно грохот сменяется пронзительной тишиной, не нарушаемой шепотом и обычным шуршанием программок. Тишина сменяется удивительно красивым, мелодичным пением, напоминающим старинные григорианские хоралы...


Этой зимой в Москву с представлением «Агамемнон и дочь Тиндарея» приезжал греческий театр «Акторионес», театр очень необычный. В наше время, когда ценится накал страстей, экстравагантность, интрига, криминал, спецэффекты (а чем еще можно потрясти наши «железные» нервы и слабое воображение?) его актеры разыгрывают древнегреческие мифы. И перед глазами удивленного зрителя древний миф неожиданно оживает, обретает форму и звук и какими-то неисповедимыми путями проникает в лабиринты человеческой души.
Хотя сам руководитель труппы Василис Лагос уверяет, что их театр вовсе не копирует древнегреческий (сегодня никто не знает точно, как он выглядел), но все равно после представления остается ощущение, что удалось соприкоснуться с чем-то очень красивым и давно забытым.
Мифы — странный выбор темы? Ничуть, ведь самые первые театры в истории человечества разыгрывали именно миф. И сегодня, спустя тысячелетия, он не потерял своей актуальности, потому что проблемы современного человека и вопросы, которыми он задается, не сильно отличаются от тех, которыми задавался, к примеру, древний грек IV века до н.э. Самые первые из греческих постановок — трагедии — рассказывали, что люди подвластны таинственному закону Судьбы и что каждое действие порождает последствия. И  человек в своем неведении преступает божественные законы и все больше и больше удаляется от универсального Порядка, совершает ошибки, ненавидит и страдает, но в какой-то момент приходит к простому осознанию — что зло нельзя победить ненавистью и что необходимо вновь вернуться к Небу. Так происходило тысячи лет назад и так происходит с нашими современниками. И темы Рока, противостояния Добра и Зла, поиска человеком справедливости и собственного пути в этом мире не могут устареть. Проблема скорее в том, что мы сегодня не можем адекватно воспринимать миф в той форме, которая была предназначена для древнего грека, и что нужны новые способы передачи мифа.
И вот спустя многие столетия эта старая идея в новой форме — может быть, не вполне совершенной, возможно, где-то экстравагантной, но очень проникновенной, — возвращается в современный театр. По словам Василиса Лагоса, постановка мифа театром «Акторионес» отличается от набивших оскомину постановок на античную тему. Это попытка перенести глубину и богатство мифа на современную почву и передать его доступным современному человеку способом. И эта попытка во многом удалась. Удивительно, но даже то, что представление шло на греческом языке, не мешало восприятию, наоборот: музыка речи завораживала, каждый жест актеров и каждый звук воспринимались гораздо сильнее и на символическом языке говорили об очень многом. И часовой спектакль смотрелся завороженным зрителем на одном дыхании: он сам не замечал, как погружался в переживания героев, которые были удивительно близки его собственным переживаниям.
После представления В. Лагос рассказал: «Моей старой мечтой было создать театр, где актеры не просто играли бы разные роли, но происходил бы акт своего рода Чобнажения души“, в котором актер на время выходил из своего повседневного Чя“, забывал о нем и соприкасался со своим высшим сознанием, местом, где встречаются прошлое и будущее. И то же самое ожидается от зрителя: чтобы он открылся, открыл свое сердце и позволил себе хотя бы на мгновение объединиться с сокровенной частью своей души и стать целостным».
И для этого предназначен ежедневный великий труд, своего рода «жертва» актера, который каждый день встречается со зрителем и дает ему возможность соприкоснуться с мифом и с самим собой и уйти из театра немного изменившимся, немного другим. И это подарок современному зрителю.




You have no rights to post comments