«Мир символов живет в нас. Далеко не всегда бывает возможно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем».
Елена Сикирич

Поэзия, живопись, музыка, театр — все сферы искусства говорят на языке образов и символов. Да и мы сами, часто не отдавая в этом себе отчета, так говорим. Это язык нашего внутреннего мира, нашей души.

Небо — необъятное, бесконечное, вечное, могущественное. Оно распростерто надо всем, что происходит здесь, на земле, оно сохраняет свое постоянство и неизменность и как будто отстраненно взирает на нашу жизнь.

Небо проливается дождем и дарит радугу, падает звездами и расцвечивается красками закатов и рассветов. Над всеми нами, такими разными и непохожими, одно небо.

Мы ходим под Небом, суетимся, торопимся жить, но вдруг, когда поднимаем свой взор к нему, останавливаемся и замираем. Что происходит с нами в этот момент?

Обитель богов и героев

Небо хранит тайну вечности, тайну бессмертия. Там, по преданиям всех древних культур, обитают боги. Туда совершают восхождение герои.

Созвездия запечатлели основные мифы народов. Видя одни и те же звезды, каждый народ помещал в эту область неба свои самые главные ценности — те, о которых нельзя было забывать. Сегодня нам сложно запомнить созвездия, увидеть в небе ориентиры только потому, что эти мифы перестали говорить с нами — или мы перестали говорить с ними. Но небо не утратило своей магии притягивать наш взгляд и останавливать нас хотя бы на мгновение.

Небо — Отец, Земля — Мать. Эти символы лежат в основе каждой традиции, во всех уголках Земли.

Отец — Законодатель и Творец, тот, кто знает закон, хранит его и воплощает в своем творении. Небо олицетворяет Закон законов, которому следуют даже боги.

Если смотреть с Земли, то движение Солнца и Луны, планет и звезд задают нам определенные циклы времени, условия. Являясь частью природы, мы не можем не подчиняться ее ритмам и циклам. Именно поэтому в каждой культуре существовали обряды или ритуалы, основная цель которых — восстановить связь с высшим, вернуть ориентиры в повседневную жизнь, совершить восхождение к своему внутреннему Небу.

Часть ритуалов мы с вами воспроизводим совершенно бессознательно, не задумываясь о смысле происходящего. Так, украшая свой дом к Новому году, мы помещаем символы ценностей на вечнозеленое дерево, то есть напоминаем себе о том, что не должно подвергаться смерти или забвению.

 
 Большой Ковш (часть созвездия Большой Медведицы) выделяется на небе семью заметными звездами. У разных народов северного полушария он был связан с образом того, что не покидает небосвод и дает ориентиры в жизни.
• Монголы — Семь стариков
• Киргизы — Семь стражей Северного полюса
• Алтайские татары — Семь племенных вождей
• На Северном Кавказе — Семь братьев
• Буряты Южной Сибири — Семь кузнецов
• В Индии — Семь мудрецов

У многих европейских народов это образ божественной повозки или плуга.

В Древнем Египте это созвездие отражало миф об Изиде, Осирисе, Горе и Сете.

В Древней Греции Каллисто, «самая прекрасная», спутница Артемиды, была помещена на небо Зевсом в образе медведицы (символическое животное Артемиды). Артемида — богиня дикой природы, олицетворение чистоты и очищения.

Мы видим, что эти мифы прямо или косвенно возвращают нам идею вечного обновления и возрождения.

Дары Неба

Человека всегда притягивало непознанное. Мы отправляемся в путешествия, совершаем восхождения, покоряем новые просторы, мы узнаем, что там, за горизонтом. Но как отправиться к своим внутренним вершинам, как понять географию своей души?

Рецепты, проверенные временем, остались на страницах философов, писателей, поэтов, ученых – всех тех, кто искал, а, обнаружив, оставил путеводные листы.

«Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить».
А. А. Ахматова

Есть то, что мы приобретаем на земле, и есть то, что получаем в дар от Неба. Об этих дарах мы зачастую и не догадываемся, а порой узнаем благодаря другим. То есть эти сокровища нашей души обнаруживают себя в те моменты, когда мы расточаем их для других. Когда делаем шаг навстречу, преодолевая обиду или непонимание, когда отваживаемся помочь, хотя еще сами не знаем как, когда переступаем через свою привычку отходить в сторону и берем на себя ответственность, когда дарим улыбку вместо собранного «пакетика» ворчаний и недовольств. Ситуаций много, самых разнообразных, но ключ один: шаг к лучшему себе, шаг к своему Небу.

«Спасенье в том, чтобы сделать первый шаг. Еще один шаг. С него-то все и начинается заново».
Антуан де Сент Экзюпери

Эти строки Антуан де Сент Экзюпери напишет в своей книге «Планета людей», описывая историю своего друга Гийоме. Потерпев аварию в зимних Андах, тот шел пять дней, шел, не зная куда и не имея запаса еды. В тот момент, когда силы и надежда покинули его окончательно, он сделал еще один шаг, и еще один. Смерть уже не страшила его, но мысль о супруге, о том, что его смерть оставит ее без средств, заставляла сделать невозможное — еще и еще шаг. И он дошел.

Небо внутри

Когда мы приподнимаемся над землей, пусть даже на небольшую возвышенность, знакомая нам местность предстает перед нами единой картиной. Когда самолет поднимает нас в небо, все фрагменты наших представлений собираются, как мозаика, в единое полотно.

Подобно этому, наше внутреннее восхождение всегда дарит нам чуть больше взаимосвязей, чуть больше целостности и единства, чуть больше понимания и ясности. Мы видим перевалы, которые позволят перейти непреодолимые преграды, мы видим пути, которые приведут нас к намеченной цели, к нашим мечтам, мы видим перспективу. И даже если все покрыто тучами, там, над облаками, всегда есть свет Солнца или звезд, там, над облаками, всегда видны небесные ориентиры. Внутри нас, над нашими грозами и дождями, над нашими ненастьями, всегда есть Свет.

Б. А. Смирнов-Русецкий прожил жизнь почти вровень с таким непростым XX веком (1905-1993). Жизнь подарила встречу с Н. Рерихом и «Живой Этикой», судьба свела с А. Белым и М. Волошиным, он слушал лекции П. Флоренского, переписывался с художником В. Кандинским.

Знание философии, любовь к поэзии и музыке — все это наполняет его картины невероятным простором. В каждой его картине много неба, в каждой картине небо обнимает землю или сквозит светом. Репрессии и лагеря (1941–1954) не стерли неба с его картин.

Б. А. Смирнов-Русецкий. «Кормчие звезды». Эта картина открывает цикл «Космос», 1965. «Весенние мечты», из цикла «Прозрачность», 1963
«В моей жизни неповторимый период – это 1922 год. Я заново увидел мир. И это дало цикл Прозрачность. Всё сверкает белизной, чистотой, светом. Мне захотелось выразить чистоту человеческого духа, способность воспринять, принять эту природу… Это музыка души. Чувство непередаваемой красоты природы…»

У каждого из нас свое Небо — то, что возвышается над всей повседневной суетой и трудами каждого дня, то, что дает смысл нашей жизни. Наше внутреннее небо имеет свои созвездия — мечты и ценности. Наше Небо хранит Закон нашего движения. Наше Небо знает тайну вечности и тайну бессмертия. Наше Небо способно преодолеть все противоречия и подарить нам глубокое чувство Единства; мы можем увидеть Небо того, кто рядом с нами, мы можем позвать в Небо и подарить свет.

Наше Небо ждет нашего взгляда, нашей жажды найти ответы на важные вопросы и увидеть другой масштаб.

«Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя».
Лао-Цзы

You have no rights to post comments