Конкурс на реконструкцию Политехнического музея выиграл Дзюнья Исигами.
Политехнический музей в последние десятилетия производил странное впечатление. Порождение эпохи Просвещения, созданный во времена, когда техника казалась чудом, он стал костенеть в 1980-е, а к концу 2000-х стал местом паломничества тридцатилетних, ностальгирующих по советским стилю и технике.Пафос научно-технического прогресса был дезавуирован свободным импортом зарубежной техники и невероятным технологическим прорывом последнего тридцатилетия, которому СССР и потом Россия ничего не смогли противопоставить. Дизайн экспозиции, немаловажная составная часть музея, повествующего о новейших достижениях техники, тоже многие годы оставался удручающе старомодным. Что-то со всем этим следовало делать в любом случае. Обстоятельства сложились так, что музей оказался под попечительством наших инновационных центров, и было решено провести его комплексную реконструкцию. Для этого был организован международный архитектурный конкурс.
О том, как проходил конкурс, можно узнать на сайте музея и в публикациях на сайтах The Village и Archi.ru. Как это случается с любым крупным недвижимым объектом в Москве, вокруг проекта происходили какие-то малопонятные события; из-под ковров высовывались документы, ноги, письма и раздавались возгласы, но к архитектуре все это имело мало отношения. В результате все равно произошло значительное событие: победителем конкурса на реконструкцию крупного московского музея стал не очередной российский или международный зубр, а молодой японский архитектор Дзюнья Исигами, известный не миллионами квадратных метров, а необычным взглядом на вещи, который проявляется в новом качестве архитектуры.
Про Исигами мы уже писали ровно три года назад, когда его первая постройка получила премию им. Чернихова. Теперь он вернулся с проектом для Москвы. Конкурсное предложение было представлено бюро «Наоко Кавамура и Дзюнья Исигами» совместно с российским отделением международного инженерного гиганта АРУП.
Проект Исигами весьма прост с формальной точки зрения: существующее здание он предложил отреставрировать, дворы перекрыть пневматической кровлей из пленки EFTE на стеклянных балках, а под зданием устроить сад, связанный с соседними скверами на Лубянке и Старой площади. Для этого фундамент следует обнажить, раскопав дворы и периметр здания. Концепция Исигами сводится к тому, что музей должен продемонстрировать: техника не противопоставлена природе, а есть ее прямое продолжение, поскольку человек — часть природы. Эта нетривиальная мысль пронизывает весь творческий путь Исигами.
Автор: Кирилл Асс