В поисках исчезнувшей цивилизации

Кавказ

Опасен, узок путь прибрежный!
Утесы с левой стороны,
Направо глубь реки мятежной,
Уж поздно. На вершине снежной
Румянец гаснет; встал туман…
Прибавил шагу караван.

М. Лермонтов

Мне, архитектору-реставратору, по роду деятельности в течение нескольких лет довелось обследовать памятники архитектуры на Северном Кавказе и, частично, в Закавказье. Мои собственные исследования привели меня к парадоксальной мысли:

храмы строились отнюдь не для местных жителей. Христианство – это религия оседлого, притом городского, населения. Археолог доктор наук В. Кузнецов пишет: «Если посмотреть список епархий, подчиненных Константинопольской патриархии в XI в., нетрудно заметить, что подавляющее большинство носит названия городов». Поэтому её возникновение и распространение начинается в городах. Прихожанами являлись в первую очередь купцы и ремесленники со своими работниками и подмастерьями и, безусловно, они же и финансировали строительство храмов. Другие источники финансирования представить не могу. Религия объединяла и цементировала купеческие кланы, способствуя созданию купеческих гильдий. Не исключено, что горожане получали работу у купцов через храмы (приходы), ибо купцам были нужны «свои» люди.

А в горах Северного Кавказа в период строительства храмов не то что государственности, оседлого населения не было. Здесь в течение тысячелетий происходило великое переселение народов. Местные жители вели пастушеский образ жизни. Миссионерская деятельность в таких условиях невозможна и бессмысленна.

Важная деталь: наличие бойниц для стрельбы из лука в ингушских храмах говорит о том, что храмы строились во враждебной социальной среде («И дики тех ущелий племена,/ Им бог — свобода, их закон — война». М. Лермонтов).

img_3249
Храм X в. близ аула Сенты.          На переднем плане мавзолей. Карачаево-Черкесия.

В Ингушетии сохранилось около двух десятков храмов и часовен, построенных в раннем средневековье, т. е. больше, чем во всех остальных республиках Северного Кавказа вместе взятых, при том что Ингушетия самая маленькая из них. И это одна из загадок истории архитектуры, которая не объясняется христианизацией горцев (чем эти лучше других?). Рядом Чечня с родственным по происхождению народом, но храмов там нет и, судя по всему, никогда не было. Нет храмов и в Балкарии, хотя в соседнем Карачае с родственным тюркоязычным народом храмы есть и найдено много руин храмов.

Археологи связывают строительство храмов в раннем средневековье с христианизацией местных жителей. Идея христианизации и феодализации была господствующей в советской академической науке. Нынешние ученые, не мудрствуя лукаво, чтут преемственность.

В процессе работы с литературой у меня возникло подозрение, что в советской академической науке не решены фундаментальные проблемы развития средневековой цивилизации. «Академики» заблудились в дебрях марксистской догматики, и как следствие – неверная интерпретация истории архитектуры на Кавказе. Неумение гуманитариев делать анализ архитектуры компенсировался преувеличением роли археологии и языкознания. Ученые мужи находились «под обаянием» теории классовой борьбы как движущей силы развития общества, априори полагая, что это «учение всесильно, потому что верно».

Кавказ
Средний храм X в. в пос. Архыз (Карачаево-Черкесия) в процессе реставрации (архитектор В. Кузьмин "Спецпроектреставрация", прораб А. Байрамуков)

НаСеверном Кавказе находятся самые древние натерритории России храмы. Все они расположены вгорах, труднодоступны, плохо изучены ималоизвестны. Отсутствие письменных источников обихстроительстве порождает разноречивые мнения среди исследователей озаказчиках и мотивах ихвозведения. Местные историки выдумывают легенды и выдают их за истину.

Христианство в Закавказье распространяется с VI в. из Византии, и с этого времени там начинается строительство православных храмов. Судьба Северного Кавказа была иной: подавляющая часть населения вела полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Оседлое население концентрировалось в нескольких городах на торговых путях, которые были проложены, предположительно, греческими купцами и монахами.

Метлой прошлись по предкавказским степям татаро-монголы. Города они превратили в степную пыль, оседлое население исчезает на века. Осколками разлетались вверх по ущельям различные племена и народы, когда по предгорьям прокатывалась очередная волна кочевников. Предкавказская равнина — гигантский памятник археологии. Памятники архитектуры сохранились только в горах. Внизу — археология, вверху — архитектура.

img_3256

Горный пейзаж. Карачаево-Черкесия

Я пришел  к выводу о том, что все храмы стоят на торговых путях. Средневековая архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути. Я попытался восстановить маршруты этого пути.

Волею судеб Кавказ с незапамятных времен оказался на перекрестке великих торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Древнейшими по письменным источникам  и памятникам архитектуры представляются такие:

-  на Восточном Кавказе — Каспийский: вдоль западного побережья Каспия через персидские торговые города-крепости Дербент и Ичери Шахар (перс. Старый Город, в Баку);

-  на Центральном Кавказе — Дарьяльский (Дар-и-алан —  перс. Ворота алан): по долине Терека через Крестовый перевал, город Мцхета-Армази и далее на запад в порт Фазис (Поти) и на восток в порт Ичери Шахар. В начале Дарьяльского каньона видны руины иранской крепости, которые с легкой руки М. Лермонтова называют Замком Тамары. Дублер – по Ардону через Мамисонский или Рокский перевал и вниз в порт Фазис. В Куртатинском ущелье сохранились фрагменты заградительной стены с остатками казармы, построенной персами;

-  на Западном Кавказе проходили два основных маршрута Великого шелкового пути к Черноморскому побережью: Даринский и Мисимианский (по византийским источникам). По Б. Лабе шел Даринский путь на Санчарский перевал и далее вниз по Бзыби в Питиунт (Пицунда) и по Мзымте через Красную Поляну в Адлер. По Кубани (из Кисловодской котловины) шел Мисимианский путь на Клухорский и Марухский перевал и далее вниз по Кодору в Севастополис (Сухум) или на восток через Бедию и Мокву к морю; через Нахарский перевал дорога шла в Грузию; на этих путях сохранились руины храмов;

img_3252

Горная дорога. Чечня.

-  Транскавказский, который проходил между Каспийским и Черным морями;

он соединял два порта — иранский Ичери шахар и греческий Фазис; он шел также через Мцхета-Армази. По мнению историка А. Дживелегова, китайские караваны доходили только до Согда на Каспии. Далее эстафету принимали согдийские, иранские, византийские, еврейские и арабские купцы. Город Мцхета имеет иранское название Армази, что может говорить о том, что он основан в античное время иранскими или согдийскими (ираноязычными) купцами. Название связывают с зороастрийским божеством Ахура Мазда. В 65 г. до н.э. Мцхету завоевали римляне, которые оставили следы своего пребывания в памятниках архитектуры. В VI в. римлян сменяют византийские греки, которые также созидали («Немного лет тому назад,/ Там, где сливаяся шумят, /Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь. Из-за горы/ И нынче видит пешеход/ Столбы обрушенных ворот,/ И башни, и церковный свод. М.Лермонтов). Потом были персы, потом арабы, потом турки.

Все войны на Кавказе в средневековье были борьбой за контроль над торговыми путями.

img_3255

Аул Эрзи, Ингушетия

В  VI веке здесь столкнулись интересы торгового капитала двух мировых империй — Ирана и Византии. Восточный и Центральный Кавказ с древнейшими торговыми путями через Дарьяльский и Дербентский проходы попадает под протекторат Ирана, Западный — Византии. Персы строят крепости на своих торговых путях с храмами огня. Характерна застройка центральной площади в Старом городе (Ичери шахар) в Баку. Это рынок,  окруженный крытой аркадой с глухой задней стеной. К рынку примыкает баня и тут же храм огня (Девичья башня) VI в. Это храм-крепость высотой 30 м с толщиной стен 5 м на берегу бухты. На плоской кровле были факелы природного газа. Этот донжон мог выполнять функции маяка. Рядом два караван-сарая XV в. Они стоят по обе стороны дороги, которая идет в Грузию и далее к порту Фазис (Поти) на Черном море. В Апшеронскую бухту привозили товары морем на кораблях с другого берега из Согда, здесь начинался сухопутный участок. Можно предположить, что эти караван-сараи построены на месте более древних. В середине двор восьмигранной формы; его окружают айваны арочно-сводчатой конструкции. Внутри лежанки для отдыха. Внешние стены высокие, глухие. На ночь ворота запирались и выставлялась стража.

Кавказ
Руины XVII в. в ауле Эгикал. Ингушетия.

Греки строили на своих торговых путях укрепленные монастыри. Тогда же через Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы из Алании в Абхазию пошли греческие торговые караваны. И это событие сыграло решающую роль в истории архитектуры Кавказа. Как результат — абхазские храмы X в. типологически идентичны храмам в Сочинском районе и аланским храмам в Карачаево-Черкесии. Археологи отмечают идентичность керамики VII-IX вв. в сочинских и абхазских крепостях (монастырях). Другими словами, и археология, и архитектура в Сочинском районе и в Абхазии говорят о том, что  это одна культура, одна программа. И это византийский экспорт.

Христианские храмы (монастырские) стали строить в Закавказье с VI века, синхронно в Армении,  Грузии, Албании (нынешний Азербайджан и Южный Дагестан). Тогда же строятся храмы в Абхазии и на севере от неё в сопредельной Алании (в Карачае). В XII-XIII вв. храмы строятся  в Осетии, Ингушетии и Дагестане. Нет и, вероятнее всего, не было храмов в Балкарии и Чечне.

Наиболее активно строительство велось в X-XII вв. Оно совпадает с пиком развития Византийской империи и формированием централизованных государств в Грузии и Армении. На этот же период приходится расцвет караванной торговли на Великом шелковом пути через Кавказ. Это дает повод говорить о том, что архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути.

В средневековье купец и монах, олицетворявшие собой торговлю, религию и культуру, шли в горы «в одной связке». Именно они создавали в глухих и диких ущельях очаги цивилизации.

Есть основание предположить, что союз купечества и служителей культа зародился еще в Древнем мире на заре цивилизации и что она  и обязана своим возникновением этому союзу. Торговля и религия — два гениальных изобретения человека и два феномена цивилизации — были основой для возникновения и развития городов-полисов, а значит, крепостной, дворцовой и культовой архитектуры. Городская культура послужила катализатором для развития экономики и общества.

Монахи прокладывали дороги, наводили переправы через реки. В монастырях караванщики могли получить приют на ночь и защиту от людей и стихии. Известно, что на караваны горцы устраивали набеги с целью грабежа («И стихло все. Теснясь толпой,/ Верблюды с ужасом смотрели/ На трупы всадников: порой/ Их колокольчики звенели./ Разграблен пышный караван,/ И над телами христиан/ Чертит круги ночная птица». М. Лермонтов). В обязанность монахов входило также поддерживать горные дороги и переправы через реки в рабочем состоянии. Обвалы, оползни, сели, паводки при  таянии ледников периодически их разрушали, и дороги нужно было оперативно восстанавливать.

В структуру горного монастыря входил храм, караван-сарай (с баней, как при храме Тхаба-Ерды в Ингушетии), жилые и хозяйственные помещения, большая подземная цистерна для воды (как при Сентинском храме в Карачае). Комплекс огораживался каменной стеной и по виду представлял собой крепость.

Монастыри строили для обслуживания караванных путей — византийские греки в период VI-X в. и позже грузины в  X-XIII вв.

К XII веку Византия слабеет и идет к своему закату. К этому же времени создается Грузинская империя, от моря до моря. Как и все предыдущие государства, она поднялась на дрожжах торгового капитала. Грузины берут под свой контроль все торговые пути на Восточном Кавказе и постепенно выдавливают греков с Западного Кавказа.

Они обустраивают Дарьяльский проход и прокладывают в XI-XIII вв. новые маршруты: через Осетию, Ингушетию, Верхнюю Сванетию и Аварию (Дагестан). Именно здесь и тогда (по моим предположениям) появляется новый тип горного монастыря — небольшой храм в комплексе с домом-крепостью в виде боевой (сигнально-сторожевой) башни по типу европейского донжона. Здесь же караван-сарай. Монастырь огораживался каменной стеной. Можно думать, что первые донжоны на Кавказе строились не без участия европейского архитектора.

img_3254

Руины караван-сарая XII в. в ауле Хой, Чечня.

Иногда в качестве караван-сарая использовалась укрепленная пещера в скале, как например, в ауле Дзивгис в Осетии. Здесь же храм св. Георгия XII в.

В горах довольно много менгиров, рукотворных каменных столбов. Все они стоят на перевальных тропах и торговых путях. На некоторых вырезаны кресты, что дает повод предполагать, что они связаны с христианством.

В 1453 г. Византию завоевали турки, и позже они разоряют Закавказье.

 

Тысячелетняя история Великого шелкового пути на Кавказе закончилась. Монахи ушли, храмы осиротели.

img_3259

Сигнально-сторожевая башня XVII в. Вовнушки. Ингушетия

Справедливости ради должен заметить, что первым связь храмов и торговых путей попробовал объяснить историк казачества XIX в. В. Потто. Он пишет: «Уединенно стоят некоторые храмы на вершинах угрюмых скал, среди лесных недоступных дебрей, вдали от всякого жилья человеческого. Трудно разгадать, что влекло благочестивых строителей в эти пустынные и дикие места: искали ли они там безопасности от ежечасно грозящих нападений, были ли то чуждые прелестей человеческого мира смиренные поборники креста, искавшие среди невозмутимого уединения и подвижнической жизни созерцания великих дел Творца в величавой природе, открывавшейся в далеких горных перспективах.  Иные храмы, напротив, теснятся к людным торговым путям, с глубокой древности прорезавшим черкесскую землю от Черного моря через ущелья Кавказских гор, к верховьям Кумы и Кубани. При этих храмах обыкновенно

 встречаются и развалины каменных зданий, называемых черкесами вообще «домами эллинов». Быть может, то были греческие монастырские подворья, с устроенными при них караван-сараями, так как в те стародавние времена распространение христианства шло об руку с развитием торговли, - и купец, и священник, каждый по-своему, служили общему делу веры и цивилизации».

Схожее мнение высказал Монперэ: «Каждый освоенный торговый путь бывает усеян памятниками, городами и селениями, хижины которых отважно забираются до самых высоких районов. По северному склону Кавказского хребта в направлении к Черкесии нельзя нигде найти церквей или их руин, как только вдоль этого древнего пути…» Речь идет о перевальных дорогах из Абхазии в Аланию.

Горы в тумане

«Румянец гаснет, встал туман. Прибавил шагу караван».

К сожалению, многие монастыри в руинах (в Сочинском районе особенно), многие находятся в аварийном состоянии и требуют ремонтно-восстановительных работ («С тех пор промчалось много лет,/ Пустела древняя обитель,/ И время, общий разрушитель,/ Смывало постепенно след/ Высоких стен; и храм священный,/ Стал жертва бури и дождей». М. Лермонтов). Войны и природные катаклизмы превратили огромное число древних храмов в памятники археологии. Охрана памятников проводится плохо, нет программ по их восстановлению и использованию, отсутствует инфраструктура туризма.

Сохранившиеся храмы это безмолвные монументы во славу созидательного подвига человека.

На этом наследии можно построить светлое будущее всего кавказского региона. Будущее Кавказа в его прошлом. Время собирать камни.

Назрела необходимость разработки международного проекта «Великий шелковый путь на Кавказе». Когда-нибудь он станет самым популярным туристским маршрутом в Европе. Причем, круглогодичным – летом горы и море, зимой горнолыжные курорты.

Фотографии В. Кузьмина

Комментарии   

+2 #5 Guest 16.06.2016 15:13
Уже много лет мы путешествует по Кавказу на квадроциклах, надо сказать что башни и строения средневековья добавляют свой неповторимый шарм в путешествия. Хотелось бы знать больше о маршрутах прохождения Шелкового пути. Буду признателен за любую информацию
+2 #4 Guest 23.01.2016 06:34
пишу историчесую книгу очерк истории самурзакано, вдоль каввказского хребта по абхазии до самого Туапсе из дербентавсё что касается великому шелковому пути нас интересуют заранее благодарен .профессор ЛОГУА РАМАЗ АКАКИЕВИЧ наследник мурзаканских князей из самурзакано.
+2 #3 Guest 08.12.2015 17:31
*Интересный и очень полезный материал. Приглашаю к сотрудничеству.
-4 #2 Guest 15.05.2015 00:34
Будущее Кавказа, ни как не в прошлом. Как и для других регионов планеты, прошлое никогда не было будущим. Нужно понять, очень важную вещь, что когда что то отмирает, то это из за необходимисти, поэтому нужно все оставить так, как есть. Это уже осталось в истории, и нет необходимости ее ворошить. Я понимаю интерес архитектора и архиолога к таким памятникам, но, сегодня, менталитет кавказского народа уже не тот. Хотя и в те годы они ничем этим не пользовались, зачем им это сейчас? Только для привлечения туристов? Так одной природы для этого хватает. Если построить туристические центры с горнолыжным спортом, и обеспечить безопасность, то вся европа будет там. :-)
-2 #1 Татьяна Сутырина 30.07.2011 11:28
"Монастыри строили для обслуживания караванных путей" - довольно неожиданно..

You have no rights to post comments