В поисках исчезнувшей цивилизации
Опасен, узок путь прибрежный!
Утесы с левой стороны,
Направо глубь реки мятежной,
Уж поздно. На вершине снежной
Румянец гаснет; встал туман…
Прибавил шагу караван.
М. Лермонтов
Мне, архитектору-реставратору, по роду деятельности в течение нескольких лет довелось обследовать памятники архитектуры на Северном Кавказе и, частично, в Закавказье. Мои собственные исследования привели меня к парадоксальной мысли:
храмы строились отнюдь не для местных жителей. Христианство – это религия оседлого, притом городского, населения. Археолог доктор наук В. Кузнецов пишет: «Если посмотреть список епархий, подчиненных Константинопольской патриархии в XI в., нетрудно заметить, что подавляющее большинство носит названия городов». Поэтому её возникновение и распространение начинается в городах. Прихожанами являлись в первую очередь купцы и ремесленники со своими работниками и подмастерьями и, безусловно, они же и финансировали строительство храмов. Другие источники финансирования представить не могу. Религия объединяла и цементировала купеческие кланы, способствуя созданию купеческих гильдий. Не исключено, что горожане получали работу у купцов через храмы (приходы), ибо купцам были нужны «свои» люди.
А в горах Северного Кавказа в период строительства храмов не то что государственности, оседлого населения не было. Здесь в течение тысячелетий происходило великое переселение народов. Местные жители вели пастушеский образ жизни. Миссионерская деятельность в таких условиях невозможна и бессмысленна.
Важная деталь: наличие бойниц для стрельбы из лука в ингушских храмах говорит о том, что храмы строились во враждебной социальной среде («И дики тех ущелий племена,/ Им бог — свобода, их закон — война». М. Лермонтов).
Храм X в. близ аула Сенты. На переднем плане мавзолей. Карачаево-Черкесия. |
В Ингушетии сохранилось около двух десятков храмов и часовен, построенных в раннем средневековье, т. е. больше, чем во всех остальных республиках Северного Кавказа вместе взятых, при том что Ингушетия самая маленькая из них. И это одна из загадок истории архитектуры, которая не объясняется христианизацией горцев (чем эти лучше других?). Рядом Чечня с родственным по происхождению народом, но храмов там нет и, судя по всему, никогда не было. Нет храмов и в Балкарии, хотя в соседнем Карачае с родственным тюркоязычным народом храмы есть и найдено много руин храмов.
Археологи связывают строительство храмов в раннем средневековье с христианизацией местных жителей. Идея христианизации и феодализации была господствующей в советской академической науке. Нынешние ученые, не мудрствуя лукаво, чтут преемственность.
В процессе работы с литературой у меня возникло подозрение, что в советской академической науке не решены фундаментальные проблемы развития средневековой цивилизации. «Академики» заблудились в дебрях марксистской догматики, и как следствие – неверная интерпретация истории архитектуры на Кавказе. Неумение гуманитариев делать анализ архитектуры компенсировался преувеличением роли археологии и языкознания. Ученые мужи находились «под обаянием» теории классовой борьбы как движущей силы развития общества, априори полагая, что это «учение всесильно, потому что верно».
Средний храм X в. в пос. Архыз (Карачаево-Черкесия) в процессе реставрации (архитектор В. Кузьмин "Спецпроектреставрация", прораб А. Байрамуков) |
НаСеверном Кавказе находятся самые древние натерритории России храмы. Все они расположены вгорах, труднодоступны, плохо изучены ималоизвестны. Отсутствие письменных источников обихстроительстве порождает разноречивые мнения среди исследователей озаказчиках и мотивах ихвозведения. Местные историки выдумывают легенды и выдают их за истину.
Христианство в Закавказье распространяется с VI в. из Византии, и с этого времени там начинается строительство православных храмов. Судьба Северного Кавказа была иной: подавляющая часть населения вела полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Оседлое население концентрировалось в нескольких городах на торговых путях, которые были проложены, предположительно, греческими купцами и монахами.
Метлой прошлись по предкавказским степям татаро-монголы. Города они превратили в степную пыль, оседлое население исчезает на века. Осколками разлетались вверх по ущельям различные племена и народы, когда по предгорьям прокатывалась очередная волна кочевников. Предкавказская равнина — гигантский памятник археологии. Памятники архитектуры сохранились только в горах. Внизу — археология, вверху — архитектура.
Горный пейзаж. Карачаево-Черкесия |
Я пришел к выводу о том, что все храмы стоят на торговых путях. Средневековая архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути. Я попытался восстановить маршруты этого пути.
Волею судеб Кавказ с незапамятных времен оказался на перекрестке великих торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Древнейшими по письменным источникам и памятникам архитектуры представляются такие:
- на Восточном Кавказе — Каспийский: вдоль западного побережья Каспия через персидские торговые города-крепости Дербент и Ичери Шахар (перс. Старый Город, в Баку);
- на Центральном Кавказе — Дарьяльский (Дар-и-алан — перс. Ворота алан): по долине Терека через Крестовый перевал, город Мцхета-Армази и далее на запад в порт Фазис (Поти) и на восток в порт Ичери Шахар. В начале Дарьяльского каньона видны руины иранской крепости, которые с легкой руки М. Лермонтова называют Замком Тамары. Дублер – по Ардону через Мамисонский или Рокский перевал и вниз в порт Фазис. В Куртатинском ущелье сохранились фрагменты заградительной стены с остатками казармы, построенной персами;
- на Западном Кавказе проходили два основных маршрута Великого шелкового пути к Черноморскому побережью: Даринский и Мисимианский (по византийским источникам). По Б. Лабе шел Даринский путь на Санчарский перевал и далее вниз по Бзыби в Питиунт (Пицунда) и по Мзымте через Красную Поляну в Адлер. По Кубани (из Кисловодской котловины) шел Мисимианский путь на Клухорский и Марухский перевал и далее вниз по Кодору в Севастополис (Сухум) или на восток через Бедию и Мокву к морю; через Нахарский перевал дорога шла в Грузию; на этих путях сохранились руины храмов;
Горная дорога. Чечня. |
- Транскавказский, который проходил между Каспийским и Черным морями;
он соединял два порта — иранский Ичери шахар и греческий Фазис; он шел также через Мцхета-Армази. По мнению историка А. Дживелегова, китайские караваны доходили только до Согда на Каспии. Далее эстафету принимали согдийские, иранские, византийские, еврейские и арабские купцы. Город Мцхета имеет иранское название Армази, что может говорить о том, что он основан в античное время иранскими или согдийскими (ираноязычными) купцами. Название связывают с зороастрийским божеством Ахура Мазда. В 65 г. до н.э. Мцхету завоевали римляне, которые оставили следы своего пребывания в памятниках архитектуры. В VI в. римлян сменяют византийские греки, которые также созидали («Немного лет тому назад,/ Там, где сливаяся шумят, /Обнявшись, будто две сестры,/ Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь. Из-за горы/ И нынче видит пешеход/ Столбы обрушенных ворот,/ И башни, и церковный свод. М.Лермонтов). Потом были персы, потом арабы, потом турки.
Все войны на Кавказе в средневековье были борьбой за контроль над торговыми путями.
Аул Эрзи, Ингушетия |
В VI веке здесь столкнулись интересы торгового капитала двух мировых империй — Ирана и Византии. Восточный и Центральный Кавказ с древнейшими торговыми путями через Дарьяльский и Дербентский проходы попадает под протекторат Ирана, Западный — Византии. Персы строят крепости на своих торговых путях с храмами огня. Характерна застройка центральной площади в Старом городе (Ичери шахар) в Баку. Это рынок, окруженный крытой аркадой с глухой задней стеной. К рынку примыкает баня и тут же храм огня (Девичья башня) VI в. Это храм-крепость высотой 30 м с толщиной стен 5 м на берегу бухты. На плоской кровле были факелы природного газа. Этот донжон мог выполнять функции маяка. Рядом два караван-сарая XV в. Они стоят по обе стороны дороги, которая идет в Грузию и далее к порту Фазис (Поти) на Черном море. В Апшеронскую бухту привозили товары морем на кораблях с другого берега из Согда, здесь начинался сухопутный участок. Можно предположить, что эти караван-сараи построены на месте более древних. В середине двор восьмигранной формы; его окружают айваны арочно-сводчатой конструкции. Внутри лежанки для отдыха. Внешние стены высокие, глухие. На ночь ворота запирались и выставлялась стража.
Руины XVII в. в ауле Эгикал. Ингушетия. |
Греки строили на своих торговых путях укрепленные монастыри. Тогда же через Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы из Алании в Абхазию пошли греческие торговые караваны. И это событие сыграло решающую роль в истории архитектуры Кавказа. Как результат — абхазские храмы X в. типологически идентичны храмам в Сочинском районе и аланским храмам в Карачаево-Черкесии. Археологи отмечают идентичность керамики VII-IX вв. в сочинских и абхазских крепостях (монастырях). Другими словами, и археология, и архитектура в Сочинском районе и в Абхазии говорят о том, что это одна культура, одна программа. И это византийский экспорт.
Христианские храмы (монастырские) стали строить в Закавказье с VI века, синхронно в Армении, Грузии, Албании (нынешний Азербайджан и Южный Дагестан). Тогда же строятся храмы в Абхазии и на севере от неё в сопредельной Алании (в Карачае). В XII-XIII вв. храмы строятся в Осетии, Ингушетии и Дагестане. Нет и, вероятнее всего, не было храмов в Балкарии и Чечне.
Наиболее активно строительство велось в X-XII вв. Оно совпадает с пиком развития Византийской империи и формированием централизованных государств в Грузии и Армении. На этот же период приходится расцвет караванной торговли на Великом шелковом пути через Кавказ. Это дает повод говорить о том, что архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути.
В средневековье купец и монах, олицетворявшие собой торговлю, религию и культуру, шли в горы «в одной связке». Именно они создавали в глухих и диких ущельях очаги цивилизации.
Есть основание предположить, что союз купечества и служителей культа зародился еще в Древнем мире на заре цивилизации и что она и обязана своим возникновением этому союзу. Торговля и религия — два гениальных изобретения человека и два феномена цивилизации — были основой для возникновения и развития городов-полисов, а значит, крепостной, дворцовой и культовой архитектуры. Городская культура послужила катализатором для развития экономики и общества.
Монахи прокладывали дороги, наводили переправы через реки. В монастырях караванщики могли получить приют на ночь и защиту от людей и стихии. Известно, что на караваны горцы устраивали набеги с целью грабежа («И стихло все. Теснясь толпой,/ Верблюды с ужасом смотрели/ На трупы всадников: порой/ Их колокольчики звенели./ Разграблен пышный караван,/ И над телами христиан/ Чертит круги ночная птица». М. Лермонтов). В обязанность монахов входило также поддерживать горные дороги и переправы через реки в рабочем состоянии. Обвалы, оползни, сели, паводки при таянии ледников периодически их разрушали, и дороги нужно было оперативно восстанавливать.
В структуру горного монастыря входил храм, караван-сарай (с баней, как при храме Тхаба-Ерды в Ингушетии), жилые и хозяйственные помещения, большая подземная цистерна для воды (как при Сентинском храме в Карачае). Комплекс огораживался каменной стеной и по виду представлял собой крепость.
Монастыри строили для обслуживания караванных путей — византийские греки в период VI-X в. и позже грузины в X-XIII вв.
К XII веку Византия слабеет и идет к своему закату. К этому же времени создается Грузинская империя, от моря до моря. Как и все предыдущие государства, она поднялась на дрожжах торгового капитала. Грузины берут под свой контроль все торговые пути на Восточном Кавказе и постепенно выдавливают греков с Западного Кавказа.
Они обустраивают Дарьяльский проход и прокладывают в XI-XIII вв. новые маршруты: через Осетию, Ингушетию, Верхнюю Сванетию и Аварию (Дагестан). Именно здесь и тогда (по моим предположениям) появляется новый тип горного монастыря — небольшой храм в комплексе с домом-крепостью в виде боевой (сигнально-сторожевой) башни по типу европейского донжона. Здесь же караван-сарай. Монастырь огораживался каменной стеной. Можно думать, что первые донжоны на Кавказе строились не без участия европейского архитектора.
Руины караван-сарая XII в. в ауле Хой, Чечня. |
Иногда в качестве караван-сарая использовалась укрепленная пещера в скале, как например, в ауле Дзивгис в Осетии. Здесь же храм св. Георгия XII в.
В горах довольно много менгиров, рукотворных каменных столбов. Все они стоят на перевальных тропах и торговых путях. На некоторых вырезаны кресты, что дает повод предполагать, что они связаны с христианством.
В 1453 г. Византию завоевали турки, и позже они разоряют Закавказье.
Тысячелетняя история Великого шелкового пути на Кавказе закончилась. Монахи ушли, храмы осиротели.
Сигнально-сторожевая башня XVII в. Вовнушки. Ингушетия |
Справедливости ради должен заметить, что первым связь храмов и торговых путей попробовал объяснить историк казачества XIX в. В. Потто. Он пишет: «Уединенно стоят некоторые храмы на вершинах угрюмых скал, среди лесных недоступных дебрей, вдали от всякого жилья человеческого. Трудно разгадать, что влекло благочестивых строителей в эти пустынные и дикие места: искали ли они там безопасности от ежечасно грозящих нападений, были ли то чуждые прелестей человеческого мира смиренные поборники креста, искавшие среди невозмутимого уединения и подвижнической жизни созерцания великих дел Творца в величавой природе, открывавшейся в далеких горных перспективах. Иные храмы, напротив, теснятся к людным торговым путям, с глубокой древности прорезавшим черкесскую землю от Черного моря через ущелья Кавказских гор, к верховьям Кумы и Кубани. При этих храмах обыкновенно
встречаются и развалины каменных зданий, называемых черкесами вообще «домами эллинов». Быть может, то были греческие монастырские подворья, с устроенными при них караван-сараями, так как в те стародавние времена распространение христианства шло об руку с развитием торговли, - и купец, и священник, каждый по-своему, служили общему делу веры и цивилизации».
Схожее мнение высказал Монперэ: «Каждый освоенный торговый путь бывает усеян памятниками, городами и селениями, хижины которых отважно забираются до самых высоких районов. По северному склону Кавказского хребта в направлении к Черкесии нельзя нигде найти церквей или их руин, как только вдоль этого древнего пути…» Речь идет о перевальных дорогах из Абхазии в Аланию.
|
«Румянец гаснет, встал туман. Прибавил шагу караван». |
К сожалению, многие монастыри в руинах (в Сочинском районе особенно), многие находятся в аварийном состоянии и требуют ремонтно-восстановительных работ («С тех пор промчалось много лет,/ Пустела древняя обитель,/ И время, общий разрушитель,/ Смывало постепенно след/ Высоких стен; и храм священный,/ Стал жертва бури и дождей». М. Лермонтов). Войны и природные катаклизмы превратили огромное число древних храмов в памятники археологии. Охрана памятников проводится плохо, нет программ по их восстановлению и использованию, отсутствует инфраструктура туризма.
Сохранившиеся храмы — это безмолвные монументы во славу созидательного подвига человека.
На этом наследии можно построить светлое будущее всего кавказского региона. Будущее Кавказа в его прошлом. Время собирать камни.
Назрела необходимость разработки международного проекта «Великий шелковый путь на Кавказе». Когда-нибудь он станет самым популярным туристским маршрутом в Европе. Причем, круглогодичным – летом горы и море, зимой горнолыжные курорты.
Фотографии В. Кузьмина
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи