Сегодня мы поговорим о происхождении и значении пирамидальной структуры и пирамидальной системы.

Всем нам хорошо известно, что такое пирамида. Это геометрическое тело, в основании которого находится, например, квадрат, а грани представляют собой треугольники, количество которых равно количеству сторон основания. Позже мы увидим, как образуется пирамида.

Музей, хранящий подлинные вещи, которые остаются неизменными всегда, и театр, спектакль в котором живет только один вечер. Постоянство и эфемерность. О том, как они соотносятся, рассказывает заместитель директора музея МХАТ Юрий Михайлович Виноградов.

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения знаменитого советского фотографа Евгения Халдея. Несколько лет назад режиссер Галина Долматовская сняла о нем документальный фильм «Примечания к прошлому». Герой картины – сам фотограф и его фотографии, эти черно-белые свидетельства ушедшей эпохи.


Евгений Халдей умер в 1997 году. Долматовская начала снимать свой фильм еще при его жизни, в 1995-ом. Тогда, в непонятном безвременье казалось, что ничего этого уже не нужно и весь архив фотографа, который он заботливо хранил, уже никого не заинтересует. Сейчас, спустя 15 с лишним лет ясно, что это ценность величайшая. О Халдее и его уникальных снимках вспомнили, более того, их стали тиражировать, не ставя, порой, в известность родственников автора фотографий. К 60-летию Победы было, например, выпущено шампанское, на этикетке которого снимок Евгения Халдея. На фирме, выпускающей напиток, родственникам заявили, что эти фотографии – народное достояние, и никому ничего за них выплачивать не обязательно. Издержки советской системы, той самой, которой честно, верой и правдой служил Евгений Халдей.

Как хорошо, что Галина Долматовская успела начать съемки фильма еще при жизни мастера! И как важно сейчас, когда с каждым годом ветеранов той далекой и страшной войны становится все меньше и меньше, постараться ухватить эту уходящую натуру, поговорить с этими людьми, узнать у них что-то важное и ценное для нас. Ибо в истории каждого отдельно взятого человека – история всей страны. И для этого, кстати, совсем не обязательно быть профессиональным режиссером. Уникальный проект «Наша общая Победа» предлагает всем, без исключения взять в руки в видеокамеру и отправиться к ветеранам. Снять свой маленький фильм. Цель проекта -   сформировать в Сети силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. На сайте проекта -  http://41-45.su/ - можно посмотреть и послушать эти интервью, а также ознакомиться с условиями участия в этой благородной акции.

Но вернемся к герою этой статьи – Евгению Халдею. Он прошел всю войну с первого до последнего дня. 22 июня 1941 года снимал людей на улице у репродуктора с напряжением вслушивающихся в тревожные сообщения диктора. В мае 1945-го фотографировал советское знамя, реющее над Рейхстагом. Между этими событиями четыре года войны и километры фотопленки, на которой лица солдат, участников боев.

На весь мир известна фотография с парада на Красной площади, когда наши солдаты бросали на землю фашистские знамена. Снимал Халдей и на знаменитой Потстдамской конференции, и в дни Нюрнбергского процесса.

В мирное время работы тоже было много. С фотографий Евгения Халдея на нас смотрит история страны. История, которую уже не перепишешь и не исправишь. Все так, как было. Халдей очень трепетно относился к героям своих снимков. Его блокноты пестрят многочисленными записями, именами, фамилиями. Более того, спустя годы он возвращался к этим людям и снимал их снова. Есть у него, например, фотография – девочка в детском году ест кашу. И есть фотография – та же самая девочка, спустя лет двадцать, уже в образе молодой женщины.

Огромную работу проделали дети фотокорреспондента – дочь Анна и сын Леонид. Архив Халдея насчитывает более 30 000 негативов. Все их надо было разобрать, напечатать, каталогизировать. Кстати, многие фотографии впервые увидели свет только сейчас. В частности, подборка с Каннского кинофестиваля, на котором работал Евгений Халдей.

Книги о Евгении Халдее выходили в разных странах. Его знаменитая лейка, с которой он прошел всю войну, хранится теперь в Лос-Анджелесе в Музее фотографии.

Фильм начинается и заканчивается таким кадром: по улице Москвы идет трамвай, на нем написано «С днем Победы!» и фотоснимок военных лет, сделанный Евгением Халдеем. Звучит песня Андрея Эшпая на стихи Евгения Долматовского «Старые песни» в оригинальном исполнении Сергея Шнурова. Время делает очередной виток, спираль закручивается и старые фотографии, так же, как и старые песни начинают звучать по-новому, снова волнуют нас, заставляют задуматься. А в черно-белых фотографиях вообще заключена какая-то невероятная магия. Это не современный холодный цифровой глянец, в них есть душа. В том числе и частичка души того человека, который делал эти снимки.

audrey-hepburn1На моем рабочем столе в компьютере выложена фотография, на которую я смотрю в течение дня. И даже беглого взгляда в глаза женщины на фото мне порой бывает достаточно, чтобы по-другому посмотреть на свои рабочие «проблемы», чтобы «подняться» над возникающими ситуациями, увидеть окружающих другими глазами, увидеть в них хорошее и доброе, хотя за несколько минут до этого я могла нервничать или отчаянно стараться показать окружающим как они неправы, да и просто улыбнуться.

Эту женщину на фотографии я могу даже назвать своим героем -  человеком, на которого мне бы хотелось быть немного похожей и тем, чьи поступки и действия хотелось бы повторить. Я думаю, что это важно для любого человека – иметь такой образ, благодаря которому ты становишься хоть немного лучше, светлее, начинаешь делать в своей жизни что-то доброе и полезное. И наверное, поэтому мне бы хотелось рассказать о своем Герое, или вернее Героине – с маленькой надеждой, что она поможет и еще кому-нибудь, как помогает мне.

В поисках исчезнувшей цивилизации

Кавказ

Опасен, узок путь прибрежный!
Утесы с левой стороны,
Направо глубь реки мятежной,
Уж поздно. На вершине снежной
Румянец гаснет; встал туман…
Прибавил шагу караван.

М. Лермонтов

Мне, архитектору-реставратору, по роду деятельности в течение нескольких лет довелось обследовать памятники архитектуры на Северном Кавказе и, частично, в Закавказье. Мои собственные исследования привели меня к парадоксальной мысли:

nevelevИнтервью с Анатолием Борисовичем Невелевым.

Невелев Анатолий Борисович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Челябинского государственного университета.

Беседовал Леонид Мебель

Л.Г.М.: Зачем нам сейчас, в XXI веке, философия?

А.Б.Н.: Я убежден, что в XXI, XXII и остальных веках  философия будет становиться все более насущной и повседневной необходимостью. Ответ на вопрос «кто я в этом мире?» становится сейчас чрезвычайно важным. Похоже, человек, покинув укорененность в материальном мире, должен пристать к берегу предельно универсального языка, каким и является философия. Человек испытал все ценности – деньги, власть, нация, революция, вождь, партия и т.д., как бы прикипая к ним, беря в качестве «бога», – но эти «боги» каждый раз умирали.… Ни одна из подобных ценностей не справилась с ролью путеводной звезды.

Антонио Гауди (полное имя Antonio Gaudi y Cornet) – гениальный архитектор эпохи модерн. Родился 25 июня 1852 г. в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г. жил в Барселоне, где в 1873–1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры.

За 48 лет, которые были отведены Гауди на занятие любимым делом, он создал архитектурный облик одного из самых красивых городов мира – Барселоны, столицы Каталонии. Большая часть его архитектурных объектов находится в этом городе и служит местом паломничества для туристов.

Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Про одно из своих произведений он сказал: "...исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая... так, мой дворец станет светлее света".

Но даже неведение лучше, чем головное познание без душевной Мудрости, которая одна может осветить и направить его.

Е. П. Блаватская, «Голос Безмолвия»

У меня есть любимая книга – «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Книга, которую я читал несколько раз, каждый раз открывая в ней нечто новое. Вначале это был роман о настоящем герое, прошедшем путь от полной безвестности до обретения величайшей рыцарской святыни – Грааля. Потом – прекрасная сага о настоящей любви и верности. Чуть позже – символическое повествование о пути внутреннего изменения главного героя со всеми сопутствующими этапами. И каждое новое прочтение на удивление всегда оставляло нераскрытым что-то неуловимое, но очень важное. Казалось, что произведение таит в себе сокровенный смысл, который, как ты ни пытайся его объяснить, все равно остается до конца не высказанным.

Сегодня я увидела звезду...

Я смотрела на нее иными звездами, теми, которыми Бог одарил людей, - звездами, мерцающими в моих глазах, - и между ними и небесной звездой возникла таинственная связь.

К. Мазер. Павел Воинович Нащокин. 1839
К. Мазер. Павел Воинович Нащокин. 1839

После гибели Пушкина многие поспешили объявить себя его друзьями. Минутная встреча на балу или в аристократическом салоне казалась для этого достаточным поводом. Подлинные же спутники и соучастники жизни Александра Сергеевича часто оставались в тени. Одного из них спустя 15 лет после трагических событий обнаружил в Москве молодой пушкинист Бартенев. Звали забытого всеми свидетеля пушкинских дней Павел Воинович Нащокин.