Разве не прекрасно, открывая книгу, написанную почти 30 веков назад, находить очень современные, актуальные поныне советы. Одна из таких книг - “Одиссея”, с которой большинство из нас, наверное, знакомо хотя бы заочно, благодаря фильму Кончаловского. Но как бы ни был хорош фильм, книга заслуживает особого внимания.
И интересна она не столько увлекательными приключениями главного героя, сколько своим философским смыслом, роднящим ее со многими другими “одиссеями”, от “Фауста” и “Пер Гюнта” до “Очарованного странника”. Этот смысл - в пути героя, в загадочном странствии, путешествии со многими испытаниями, которые ему выпадает претерпеть. Можно сказать, что “Одиссея” проповедует особый взгляд на жизнь, особый подход, который уже не в столь давнее время вполне современный философ Эрих Фромм описал в своей работе “Иметь или быть”. Вот этот переход между описанными Фроммом двумя образами, модусами жизни, от “иметь” к “быть”, составляет, возможно, один из смыслов “Одиссеи”. Быть... Вечный вопрос!
Дж.В. Уотерхаус. Пенелопа, ждущая Одиссея |
Нет смысла пересказывать здесь гомеровский эпос. Однако напомнить общую канву необходимо. История Одиссея начинается с “Илиады”. Усилия именно этого многомудрого мужа (троянский конь - его изобретение) способствовали победе ахеян на десятый год осады Трои. Итак, война окончена, победители отправляются к родным берегам. Не всех их ждет добрая судьба. Однако Одиссею предстоят самые долгие, опасные и странные испытания. Впереди десять лет странствий, сражений, потерь. Но за ними - дом и очаг, верная Пенелопа и выросший без отца Телемах. За ними — цель, манящая странника, его далекая родина, его Итака.
Дж.В. Уотерхаус. Одиссей и сирены |
Не претендуя на абсолютную полноту и объективность анализа, наверное, и недоступную смертному роду, можно обнаружить 12 испытаний, которые проходит герой на своем пути. А вникая глубже, их можно разделить на три группы. Есть испытания, в которых Одиссею и его спутникам приходится сталкиваться с какими-либо препятствиями, внешними силами, например, с каннибалами - лестригонами и Скиллой и Харибдой. Интересно, что практически в каждом из этих испытаний Одиссей теряет по шесть спутников. Есть другие - более тонкие и менее очевидные, когда герои рискуют свернуть с пути: искушение забвением цели странствия, как в стране лотофагов, где часть команды, отведав плодов лотоса, забывает о своей родине. Есть испытания, а вернее, ошибки, которые совершают сами путешественники. Последние, что немаловажно, происходят, когда Одиссей засыпает, оставляя своих воинов без присмотра, как это было с ветрами Эола или быками Гелиоса. Это ошибки, за которые Одиссей и его спутники жестоко расплачиваются, оказываясь отброшенными далеко назад. И, наконец, главная, поистине роковая ошибка Одиссея, с которой, в каком-то смысле, и начинается настоящая борьба. Путь, который Одиссей должен совершить в одиночестве, без помощи богов, которые доныне содействовали ему.
Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема |
Эту ошибку он совершает, “прощаясь” с ослепленным и обманутым им циклопом Полифемом. Пытаясь выбраться из пещеры циклопа, Одиссей называет себя Никто, и именно это спасает его и оставшуюся часть его спутников от ярости ее хозяина. Однако затем, будто в погоне за эфемерной славой, Одиссей называет Полифему свое настоящее имя, и тот взывает к своему отцу Посейдону с мольбой об отмщении. С этого момента Посейдон начинает препятствовать Одиссею. Не имея права погубить его окончательно, он, тем не менее, значительно “удлиняет” и усложняет его путь.
На двенадцати кораблях Одиссей отплывает от стен Трои. Один-одинешенек, он возвращается на Итаку в образе нищего, почти никто в своей родной стране и семье. Гибнут все его спутники. Корабли отнимает судьба. Одиннадцать из них погублены лестригонами, последний поражает молнией Зевс. Едва избегает гибели сам Одиссей, долгих семь лет вынужденный орошать слезами тоски по родине (впервые слово “ностальгия” звучит у Гомера в “Одиссее”) песок уединенного острова Огигии в обществе прекрасной Калипсо, находясь там будто в небытии. Но сроки выходят, и Афина просит за Одиссея перед Зевсом. В последнее свое испытание Одиссей отправляется на плоту в одиночку. И снова Посейдонов гнев воздвигает бурю. Плот уничтожен, но как трудно Одиссею отпустить жалкие разбитые бревна и броситься в море один на один со стихией! Обнаженным, словно заново рожденным, выходит он из морской пены на берег Схерии. Здесь, на пиру в честь чужестранца у загадочных феаков, чьи корабли подчиняются не рулю, а мысли кормчего, мы и слышим всю его историю. То есть не прямо из уст Гомера, а от самого Одиссея, как будто все происходившее случилось в ином измерении, недоступном внешнему взору, и ведомо лишь самому страннику. Этим рассказом Одиссей и сам как будто подводит черту своим приключениям, еще раз осмысливает все пережитое на этой последней остановке перед любимой Итакой.
Аппиева дорога в Риме |
Путь... Сколько манящего в этом коротком слове! Сколько очарования в открытиях, встречах с неведомым и незнакомым! Будто какая-то древняя магическая сила просыпается в нас самих, давнее воспоминание, заставляющее помолодеть сердцем, сбросить с души скорлупу, сдавливающую нас. Может быть, путешествие и есть наша истинная природа? Может быть, каждый из нас не только “человек разумный”, но и “человек путешествующий”? Примечательно, что этимологически слово «путь» восходит к греческому “понт”, т. е. "море; преодоление; дорога, изобилующая опасностями" и т. д. Также значима связь нашего "пути" с корнями английского "find" - "узнавать; находить".
Наверное, нет необходимости говорить, что речь идет не о том, чтобы все бросить и отправиться дорогами земными... Настоящий путь вершится внутри нас, рождая тот особый подход к жизни, который Фромм назвал ориентированным на “быть”, в противоположность направленному на обладание вещами, идеями, чем бы то ни было. Как часто в жизни мы ценим и осознаем себя через то, что мы имеем, в том числе через мнения, привычки, представления о мире и жизни, обретенные иной раз усилиями и борьбой. Ведь это часть нас самих, дающая нам определенную уверенность в себе, ощущение, что мы чего-то стоим в этом мире, где ценятся, в общем-то во многом справедливо, те или иные вещи, знания, умения. Но как трудно отказываться от своего, “родного”, вросшего в душу взгляда на себя, на жизнь, на близких ли, дальних ли. А в пути, где каждый поворот, каждый остров, неведомый берег таит в себе новое, неизведанное, это просто необходимо, иначе нет и самого пути.
Одиссей - великий путешественник. Снаряжая свои корабли в Трою, он уже знает, что вернется один и лишь через двадцать лет, но принимает свою судьбу, как принимает в дальнейшем все, что она дает и что требует в уплату за возвращение домой. Хотя его плавание имеет цель, оно также и самоценно. Ценно каждое испытание, каждое мгновение жизни, каждая ее капля...
Обратите внимание, худшее с ним происходит именно тогда, когда он спит. Так и мы - лишь только заснет в нас самих великий путешественник, “команда” наших глупостей и вожделений что-нибудь захочет съесть или сказочно разбогатеть, и сызнова приходится нам начинать свой путь. И Одиссей снова и снова начинает свой путь, снова и снова пьет горькую и сладкую чашу своей судьбы, снова и снова вглядывается в далекий горизонт, чтобы увидеть дым родного очага, берег родной Итаки. Это жизнь, это путешествие...
Комментарии
Философия - это ведь, мне кажется, не некий инструмент и не костыль, который где-то помогает, а где-то мешает. Если это так, то мы "имеем" философию, а в "Одиссее", как и у Фромма или, кстати, у Лескова, речь идет о том, чтобы "быть"...
Даль нужно быть. Не быть кем-то, не быть философом, а просто быть. Приходит момент, когда философия перестаёт служить крыльями, а становится тяжёлым камнем на Пути. И от неё придётся отказаться. Удачи!
RSS лента комментариев этой записи