Если вам вот прямо сейчас взять и предложить прочитать на досуге что-то философское, то многие деликатно откажутся. Ну, времени нет, дела, планы... А кто-то и прямо скажет: скучно ведь и неинтересно! Да, большинство философских произведений требует от читателя немало умственного напряжения и подготовки. Но есть один автор, чьи работы написаны особым образом. Он не рассказывает, он не убеждает, он не приводит вас к какой-то одной мысли. Его самого, собственно, в его произведениях вообще нет. Зато его персонажи постоянно ведут диалог друг с другом. И этот автор, как вы понимаете, — Платон. А все его произведения написаны именно так: как диалоги.
Выскажу одну версию, не претендующую ни на что. Просто меня самого этот вопрос некоторое время мучил, и я стал искать ответы. Где? Да у Платона, разумеется.
Знание как припоминание
Вспомним, что из самых знаменитых идей Платона — это знание как припоминание. Кто-то говорит, что он позаимствовал эту идею у Пиндара:
Знать на Небе — значит видеть. Знать на Земле — значит вспоминать.
Пиндар
Наверное, самое время дать слово Платону, лучше ведь все равно не скажешь. В диалоге «Федон», давая четыре доказательства бессмертия души человека, он как раз и вводит тему знания как припоминания:
– Постой-ка, Сократ, – подхватил Кебет, – твои мысли подтверждает еще один довод, если только верно то, что ты так часто, бывало, повторял, а именно что знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом, – вот что с необходимостью следует из этого довода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. Значит, опять выходит, что душа бессмертна.
– Но как это доказывается, Кебет? – вмешался Симмий. – Напомни мне, я что-то забыл.
– Лучшее доказательство, – сказал Кебет, – заключается в том, что, когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно. Между тем, если бы у людей не было знания и верного понимания, они не могли бы отвечать верно. И кроме того, поставь человека перед чертежом или чем-нибудь еще в таком же роде – и ты с полнейшей ясностью убедишься, что так оно и есть.
Здесь идет явная отсылка к другому диалогу: в «Меноне» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с юношей-рабом Анитом, никогда не изучавшим геометрию. Путем задавания Аниту ряда вопросов, Сократ фактически вынуждает Анита самостоятельно доказать теорему Пифагора. Тем самым Сократ показывает, что знание универсальных принципов уже присутствовало в памяти души Анита и все, что было необходимо, — это вызвать нужное воспоминание.
И это нужное воспоминание вызывается (вернемся снова к предыдущей цитате) как раз с помощью «правильных» вопросов:
– Лучшее доказательство, – сказал Кебет, – заключается в том, что, когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно.
Правильные вопросы
Что же это такое: «правильные вопросы»? Вопросы мы начинаем задавать в самом детстве и, иногда, не прекращаем делать это всю жизнь. Только вот вопросы наши бывают разные:
- Вы не подскажете, который час? (мне нужно получить информацию)
- И кто вам сказал, что это так? (сарказм, ирония, желание поддеть)
- Неужели никто не знает, как победить коррупцию? (риторический, не требующий ответа)
- Почему вода в море разного цвета? (любопытство и интерес, желание открыть какой-то принцип в Природе)
- Ради чего я собираюсь начать это дело? (вопрос о смысле моего существования)
Вопросы эти очень разные смыслу и по весу, но у всех у них есть нечто общее, есть один общий знаменатель: это я. Это мои вопросы, они порождены моими потребностями. Есть ли среди них «правильные»? Я пока не знаю...
Но есть еще один тип вопросов, с которым, как мне кажется, сталкивался тот, кто имел в жизни учителя. Или Учителя. Это вопросы, которые адресованы тебе, чтобы помочь что-то открыть. Такими вопросами хороший школьный учитель математики помогает ученику самостоятельно пройти путь доказательства какой-нибудь теоремы. И такими вопросами Гуру помогает своему ученику самостоятельно найти выход из жизненной ситуации, найти путь. Это вопросы, ориентированные на другого человека и имеющие одну очень важную черту: они должны помочь ему: помочь ему сбыться, помочь «вспомнить», помочь разбудить память души.
Мне кажется, это и есть те самые «правильные вопросы», о которых говорит Платон. Более того, мне кажется, что диалоги Платона как раз и состоят из этих самых «правильных вопросов», которые мы должны учиться задавать. Ведь уметь правильно задать вопрос — это целое искусство!
Рискну даже высказать предположение, что диалоги Платона ценны не только теми истинами, образами, идеями, до которых доходят их персонажи. Они ценны не только результатами пути, но и самим путем. Платон показывает нам, как идти. Он учит размышлять и задавать вопросы правильно. И мне кажется, что сами диалоги (а почему бы и нет?) были написаны не столько для изучения мыслей Платона, сколько для приобретения его учениками собственных. Ой, да: не для приобретения, а для припоминания!