Необъятные морские просторы, зовущие людей в странствие по волнам… Паруса, которые подгоняет попутный ветер… Такой интересный и такой непохожий на земной мир подводный мир океана… Все это реальная, видимая сторона загадки по имени Море. Но даже просто бродя по побережью и вглядываясь в далекую линию горизонта, за которую по вечерам опускается солнце, я не раз ловила себя на ощущении, что море — живое, оно дышит, оно говорит со мной, оно зовет…


Большая Советская Энциклопедия утверждает, что на долю «непрерывной водной оболочки Земли, окружающей материки и острова», приходится около 70,8  земной поверхности. Впрочем, сухие факты не значат ничего. Мне кажется, практически каждый задавался вопросом: что же прячет от нас океан? Сколько сокровищ затонувших кораблей покоятся в морской пучине? Как к ним добраться? Кто и когда пытался проникнуть во владения Нептуна? Кому это удалось?
За долгие столетия, что насчитывает история мореплавания, неисчислимое множество всевозможных судов — каравелл и галеонов, фрегатов и бригантин, крейсеров и подводных лодок, пароходов и теплоходов — покидало родные берега, чтобы доставить в различные точки земного шара людей, товары, продукты и прочие грузы либо встретиться с врагом и решить спор с ним в морском бою. Но далеко не всегда судну, а иной раз даже огромным флотилиям суждено было вернуться в гавань: могучие волны и ураганные ветры швыряли корабли на рифы и скалы, тяжелые ядра противника пробивали деревянные борта и крушили мачты, взорвавшиеся пороховые бочки разносили в щепки палубы и надстройки, случайная искра в считанные минуты превращала роскошный лайнер в полыхающий костер. Во всех подобных ситуациях дальнейшая судьба судна была предрешена: оно погружалось в пучину, и океанское дно становилось его последним пристанищем.

Гибли люди, добычей моря оказывался и груз, находившийся в трюмах и каютах. Иногда он насчитывал лишь десяток-другой амфор с вином или бочонков с оливковым маслом, но случалось, что вместе с терпящим бедствие кораблем в морской бездне исчезали тонны золота, серебра и других драгоценностей. Историки полагают, что за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра. Огромную ценность имели и многие другие грузы, ушедшие на дно в результате тысяч и тысяч случившихся на море кораблекрушений.
Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История. Удивительные экспонаты столь необычного музея могут рассказать редким посетителям немало интересного о событиях давнего прошлого, о развитии судостроения, драмах и трагедиях, что разыгрались некогда на зыбкой океанской сцене. И хотя сюда не нужен входной билет, попасть в сумрак подводных залов можно лишь в том случае, если удастся преодолеть наполненную опасностями преграду — десятки и сотни метров, а то и километры безмолвной толщи воды, охраняющей свои бесценные трофеи. С теми, кому по плечу такая задача, море готово щедро поделиться своими несметными сокровищами.

Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми еще в древности. Самое раннее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом V и VI тысячелетий до н.э. В V веке до н.э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземные воды: таким путем он знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. Вскоре после успешной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

Более двух тысяч лет водолазный колокол оставался основным техническим средством, позволявшим погружаться на сравнительно небольшую глубину, вести там поисковые работы и в случае удачи отбирать у моря найденные на дне ценности. С его помощью, например, некоему Уильяму Фипсу в конце XVII века удалось из воды значительную часть сокровищ испанского галеона, затонувшего вблизи Багамских островов.
С юных лет Фипс грезил о сокровищах, покоившихся на морском дне. С тех пор как в начале XVI века испанские конквистадоры, высадившиеся на земли Американского континента, повели беспримерный по масштабам грабеж здешних народов и племен, на протяжении более двух столетий от берегов Нового света то и дело отходили суда и флотилии, державшие курс на Пиренейский полуостров. Но, словно мстя завоевателям, океан не раз вырывал из их рук накопленное золото и серебро. Эти-то утонувшие драгоценности и не давали покоя жителю Бостона Уильяму Фипсу, бывшему корабельному плотнику. Поэтому он наполнил свою жизнь опасными приключениями, тяжелейшими испытаниями и сумасшедшими мечтами и, пройдя под парусами тысячи миль, 6 июня 1687 года возвратился в Лондон с трюмами, полными серебряных слитков, мешков с монетами и великого множества ювелирных изделий, драгоценных камней, жемчуга.

В истории подводного кладоискательства имя Фипса только лишь открывает список удачливых искателей счастья, сумевших поднять со дна не отдельные монеты, слитки, статуэтки, а огромные богатства.
Счастливчиков, как и неудачников, достойных того, чтобы о них рассказывали захватывающие рассказы, морская история знает немало. Кому-то улыбалась удача, кто-то возвращался домой лишь с соленым ветром, гуляющим в карманах… Но главное, наверное, не в этом. А в том, чтобы, не страшась штормов и ураганов, все-таки отправляться в странствия, мечтать о победах, жить полной жизнью, дышать полной грудью и снова и снова делать шаги в неведомое, навстречу постоянно ускользающему от нас горизонту.
Океан готов открыть свои тайны не каждому. Стихия моря испытывает. Причем не только на выносливость, крепость мускулов или силу характера. Преодолеть штормовые ветры, обойти стороной все мели, говорят многочисленные морские легенды, может только тот, кто с уважением относится к духам моря и чтит морские традиции.

Морские легенды красивы и поэтичны. И каждая проникнута глубоким уважением и огромной любовью к этому непостижимому существу — морю. И в каждой — вера в таинственные небесные, потусторонние, магические силы, влияющие на ход плавания, с которыми, однако, можно договориться путем заклинаний и молитв, а также правильных действий — как символических, так и вполне реальных.
До сих пор существует поверье, что преждевременное оглашение названия корабля крайне нежелательно. На некоторых английских верфях и сегодня названия кораблей звучат только после их спуска на воду. Немалое значение придавалось и украшению корабля, прежде всего гальюнным (носовым) фигурам. Они играли не только эстетическую, но и защитную роль, служа своеобразным амулетом. Неплохой защитой считалась также подкова, прибитая к мачте. А хвост акулы, прибитый к бушприту, считался действенным средством увеличить скорость корабля.
Кстати, моряки Западной Европы считали свои корабли существами, наделенными чувствами и эмоциями, причем существами женского рода. Считалось, что к морякам они испытывают обычно нежные чувства, а вот женщина на борту вызывает у них настоящую ревность — и корабль то руля не слушается, то скорость набирать отказывается.
Откуда взялось большинство морских поверий, сейчас уже давно забыто. Говорят, что моряк с глазами разного цвета приносит кораблю несчастье, а кривоногий, наоборот, — удачу. Рождение на борту ребенка предвещало счастливое плаванье, а швабра и ведро, уроненные за борт, — несчастливое. Огни святого Эльма на мачтах корабля обещали удачу.

Полна захватывающих подробностей легенда о Летучем голландце — об отчаянном морском капитане, который осмелился бросить вызов стихии, за что был наказан вечно носиться на своем корабле по бурному морю, никогда не приставая к берегу. Эта легенда живет уже несколько столетий. Встреча с «кораблем-призраком» — предвестник беды...
Говорят, это поверье связано с мысом Доброй Надежды. Зародилось оно, возможно, в конце XV века, когда португальский мореплаватель Барлтоломеу Диаш вел свои корабли вдоль побережья Африки. Измученные лишениями моряки начали терять надежду на успех плавания. Тогда Диаш якобы дал страшную, можно сказать, кощунственную клятву. Он поклялся «всеми дьяволами», что обойдет проклятый мыс (речь шла о самой южной точке Африки) или будет плавать до тех пор, пока это будет угодно Богу. Барлтоломеу Диаш сдержал свое слово — он действительно достиг мыса, который назвал мысом Бурь (в настоящее время — мыс Доброй Надежды), но тут ропот команды перерос в бунт, и пришлось возвращаться. В 1500 году Диаш снова вышел в море и пропал без вести недалеко от того района, где встречаются волны двух океанов. Позднее в среде португальских моряков возник слух, что кощунственная клятва породила проклятие небес, и даже появились те, кто «собственными глазами» видел корабль с мертвой командой на борту.

У голландских моряков есть своя точка зрения на возникновение легенды о корабле с мертвым экипажем. Суть ее такова: шкипер по имени Ван дер Декен упорно стремился обойти мыс Горн вопреки встречным ветрам. Моряк решил переспорить небо и поклялся плыть до намеченной цели вплоть до второго пришествия. В ответ на его клятву и сопутствующие ей кощунства раздался голос с небес: «Да будет так — плыви!» Так богохульник был осужден вечно скитаться по океану.

Есть еще один вариант возникновения мифа о корабле-призраке. В 1773 году некий голландский корабль зашел на Мальту за водой и продовольствием. При этом должностным лицам на острове стало известно, что на корабле чума и капитан и 14 человек уже умерли от нее. Опасаясь заразы, власти острова приказали голландцам немедленно покинуть порт и позаботились о том, чтобы страшная новость распространилась по всему Средиземному морю. Это им удалось, и в итоге несчастным голландцам под угрозой применения оружия повсюду приказывали убираться прочь. Попутные ветры вынесли их корабль в Атлантику, где он и продолжил плавание уже с мертвой командой.

Какой из этих эпизодов стал основой для возникновения поверья — неизвестно. Ясно лишь то, что многократно трансформированные слухи в сознании суеверных людей превратилось в поверье о Летучем голландце, который и в хорошую погоду, и ненастье появляется внезапно, без каких-либо признаков жизни на палубе. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это не был один и тот же корабль. По волнам в разных уголках земли носились, а возможно, и сейчас носятся потерпевшие аварию, покинутые экипажем, но не затонувшие суда. Периодические встречи с ними снова и снова питают легенду новыми невероятными подробностями.

В декабре 1872 года английский бриг «Дея Грация», следуя из Нью-Йорка в Гибралтар, встретил дрейфующее судно. Капитан Дэвид Морхагуз узнал бригантину своего старого друга капитана Бенджамина Бригга «Мэри Селист», которая вышла из Нью-Йорка месяцем раньше и пропала без вести.
На сигналы никто не отвечал. Тогда Морхагуз послал шлюпку для осмотра безмолвного судна. На борту «Мэри Селист» не было ни одного человека. Паруса убраны, почти все в целости, не хватало лишь одной шлюпки. В штурманской рубке лежал раскрытый вахтенный журнал с последней записью, сделанной неподалеку от Азорских островов. Остальные судовые документы и секстан отсутствовали. В ящике капитана лежали деньги, драгоценности. А в каюте его жены в швейной машинке оставалась недошитая детская рубашка. Матросские койки аккуратно заправлены, недокуренные трубки лежат на столе, имущество осталось нетронутым. В трюмах хранился полугодовой запас пресной воды, много продовольствия, бочки со спиртом. Лишь одна из них оказалась начатой. И никаких следов какого-либо насилия или борьбы.
Могхагуз отдал приказ взять «Мэри Селист» на буксир и доставил ее в Гибралтар. Напрасно комиссия, составленная из чинов Британского адмиралтейства и сыщиков Скоттленд-Ярда, пыталась ухватиться хоть за какую-нибудь правдоподобную версию. Куда делись люди с бригантины, установить так и не удалось.

Выходит, корабль без экипажа на борту, одиноко плывущий по морю, — это не просто суеверия. Легенды ли, или реальные факты, которым так и не нашлось объяснения, — все это несет в себе нечто большее: знак, символ, предупреждение. Являясь бесконечной загадкой, море манит в свои дали не только романтиков. Кто знает, насколько чисты их помыслы? Летучий голландец — это послание невидимого, весть о том, что в мире есть что-то большее, чем мы можем увидеть и постичь, — то зовущее, то пугающее, но всегда непостижимое и таинственное.
Как замечательно, что мир все еще полон неразгаданных загадок, а на карте до сих пор есть белые пятна еще не открытых островов! А знаете, где-то там, за горизонтом, есть и ваш остров. Не верите? Вы улыбаетесь? Вы никогда не собирались отправиться в странствие по волнам? Вас пугают истории о Летучих голландцах и морских чудовищах? А я все-таки повторю: где-то там, за горизонтом, есть и ваш остров, остров вашей мечты, ваших стремлений, ваших грядущих открытий.

You have no rights to post comments