В начале сентября 2004 г. празднует свой первый — пятилетний — юбилей Детское отделение при КФШ «Новый Акрополь». С его директором Татьяной Курбатовой мы беседуем о том, что было пройдено и найдено за это время, о подходах к воспитанию и планах на будущее.

• Татьяна, чем Детское отделение «Нового Акрополя» отличается от других центров, работающих в системе дополнительного образования?
Т.К.: Наверное, немногим, но для нас очень важным — коллективом педагогов-единомышленников, людей постоянно ищущих, неуспокоенных, продолжающих постоянно учиться, независимо от того, каков уровень их профессиональной подготовки. Любая самая совершенная, глубокая, интересная программа становится такой только тогда, когда ее осуществляет человек-энтузиаст, любящий свое дело и детей. А еще для нас важна атмосфера творчества, доброты, открытости и уважения.



• А кого и чему конкретно вы учите? Расскажите немного о структуре Детского отделения КФШ.
Т.К.: У нас есть два отделения — для дошкольников и для школьников. И то и другое работают в системе дополнительного образования.
Программа обучения детей от трех до шести лет — комплексная. Мы сразу отказались от системы выбора предметов по желанию, потому что человек, которому еще нет шести, — человек особенный. Главное для него не обучение, а развитие. Это часто бывает сложно объяснить родителям. Наш быстротечный век старается скорее научить ребенка всему: читать в два года, считать в три, пользоваться компьютером в этом же возрасте. Но это здорово, только если становится результатом развития мышления, воображения, памяти ребенка, если одновременно развиваются его душевные качества. Общение со сверстниками нужно ему больше, чем персональный компьютер, а любовь, забота, ласка и добрая сказка важнее, чем самый последний японский мультик. Им важно самим делать открытия, наблюдая за природой и не только, сравнивая вещи и явления, слушая лучшие образцы классической музыки, пропевая текст, который актуален и понятен, творя с помощью красок, клея, цветной бумаги, желудей и шишек. Поэтому программа составлена с учетом всех особенностей, связанных с развитием ребенка, и мы очень критично относимся к материалу, на котором учим, — сказкам, стихам, картинкам, картинам художников, музыкальным произведениям. Наши дошкольники — это дети, которые не ходят в детские сады или чьи родители, к сожалению, не находят всего, о чем я говорила, в детских садах.

• Наверное, на школьном отделении все совсем по-другому...
Т.К.: Школьники, особенно младшие, тоже не готовы к специализации: им музыка интересна так же, как и живопись, рассказы о звездах, египетских пирамидах, путешествия и приключения. Не мудрено, что, приходя к нам, они выбирают не одно отделение (музыкальное, например), а сразу два или три (и музыку, и живопись, и изобретательство). Чем старше становятся ребята, тем четче вырисовываются их предпочтения, они уже выбирают то, к чему их больше тянет.
Важно сказать еще о том, что мы работаем со всеми детьми, ведь мы глубоко убеждены, что нет детей неталантливых, нетворческих, и если бог дал дар к чему-либо, задача педагога — развить его. И если ребенок может больше, значит, будет получать более серьезные задания, требования к нему будут строже.
Ну и, конечно, дети выступают, устраивают выставки, участвуют в конкурсах и побеждают.

• Насколько успешен такой подход? Принесла ли программа свои плоды?
Т.К.: Педагог похож на сеятеля, который долго ждет плодов своего труда. Педагог сеет все время общения с ребенком — от первого дня до семи-восьми лет (столько дети учатся по той или иной программе), а результат может быть нескоро. Вернее, все зависит от того, что называть результатом... Промежуточные результаты есть: научился играть произведение Баха, достойно выступил на концерте, завоевал первый приз в конкурсе. А бывают другие результаты: из первоклашки вырос не просто хороший пианист, художник, танцор (он может не стать в жизни ни тем, ни другим, ни третьим) — вырос человек, имеющий критерии настоящего искусства, любящий искусство, а не себя в нем, искатель, романтик, творец, человек, умеющий преодолевать себя и трудности, верящий, что нет невозможного, умеющий делать правильный выбор, и при этом человек благородный.

• Чего хотелось бы пожелать Детскому отделению в будущем?
Больше талантливых, неравнодушных педагогов и больше счастливых, жаждущих знания детей.


You have no rights to post comments