Штормовой ветер рвет паруса. Глаза слепит песок. Пляшут языки пламени. Сильные руки не дают погаснуть огню. Слышны удары по наковальне. К вечеру кузнец должен выковать наконечники для стрел. Несмотря на стихию, сражение на доске хнефатафла состоится!

Нет, это не кусочек древней саги, а всего лишь одно мгновение из жизни детской экспедиции «Лагерь викингов» на Куршской Косе.
Давно известно, что летом надо отдыхать и взрослым, и детям. Но куда же поехать? Как правило, выбирают родители, иногда родители вместе с детьми, но бывает — и сами дети. Беспокойных манят странствия и приключения, романтичных — тайны деревьев, птиц, волн, песка, а любознательных зовут в дорогу исторические открытия. Возможность отправиться в детскую экспедицию на Куршскую косу оказалась как нельзя кстати.


Идея эколого-этнографических экспедиций уже воплотилась во многих странах мира, и в позапрошлом году Отдел экологического просвещения национального парка «Куршская коса» также решил попробовать.
В настоящее время территория Куршской косы официально находится под защитой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, экологические проблемы не миновали и ее (высокая степень уязвимости природы, частые выбросы мазута в море и на побережье и т. д.). В один прекрасный миг стало ясно: только лишь устранять последствия недостаточно, поэтому взгляд надо обратить также и на наше будущее — на детей. Попробуйте в школе на переменке поймать ребенка и сказать ему: «Мальчик, защищай природу, береги ее!» Думаете, он сразу побежит собирать мусор? Вряд ли. Именно поэтому появилась идея проведения детских эколого-этнографических экспедиций на Куршской косе. Что мы бережем и защищаем? Не то ли, что знаем и любим?
История янтарного края богата. Край видал рыцарские ордены и языческие племена пруссов, войны и перемирия; здесь творил Иммануил Кант, здесь царствовала любимица кенигсбержцев королева Луиза. А в IX веке с севера приплыли драккары викингов — так появился Кораллен-Берг.
Исследование и реконструкция быта и культуры древних скандинавских народов, умевших жить в гармонии с природой, и стала темой экспедиции. Отдел экопросвещения обратился к «Новому Акрополю» с просьбой разработать программу и провести летнюю экспедицию. События развивались стремительно. Изучение культуры викингов, их ремесел, обрядов, обычаев, игр, но главное — как сделать все это доступным и интересным для детей.
Уже в марте прошла городская олимпиада и областная викторина по историческому краеведению. Из 90 юных краеведов 12–17 лет пришлось выбрать всего 25. У этого ограничения был экологический мотив. Особенность авандюны, на которой стоял лагерь, в том, что она не выдерживает большого количества людей — ее поверхность быстро разрушается, поскольку незакрепленный песок легко приходит в движение. Именно поэтому в ходе экспедиции дети вместе со взрослыми установили специальные деревянные дорожки-тропы.
22 июня 2003 года экспедиция стартовала! Лагерь был разбит вблизи древнего поселения Кораллен-Берг. Очевидцы в шутку называли лагерь Изумрудным городом. Представьте: на фоне зелени леса стоят зеленые палатки и изумрудный купол от дождя — место для общих сборов, для рассказов, песен, театральных действий. На мачте развевается флаг с изображением корабля на фоне моря и восходящего солнца. Но никто не сможет рассказать об экспедиции лучше, чем сами участники. Мне удалось задать вопросы некоторым педагогам. Вот какая картина сложилась из их ответов и фрагментов «дневника вожатого»:
«Первый день. Кажется, что он никогда не закончится. Дети, оторвавшись от дома, почувствовали свободу. Бесконечные Чпочему”: а купаться будем? а когда у нас отбой? а что такое Чуголок вдохновения“? а ночью можно не спать? а почему я в этой палатке, а не в той? И, конечно, же, каждый успел спросить, когда у нас занятия. Мы потихонечку знакомимся. Самые младшие (двенадцатилетки), которые казались нам тихими, похожи на вечный двигатель, а пятнадцатилетние — совсем как взрослые. Ночью, как только последняя палатка перестала ходить ходуном, вожатые поняли, что спать осталось мало, а впереди еще педсовет! Ну ничего, завтра начнутся занятия, и их неуемная энергия направится в мирное русло».
На следующий день занятия действительно начались.
«Второй день. Идем на занятия, как на экзамен. Нам-то было интересно при подготовке, но будет ли интересно детям? Я успокоилась только когда в конце дня один из юных викингов спросил: ЧА у нас будут еще занятия?“»
Одно из воспоминаний о «поляне мастеров» (на одной из полян были установлены сразу несколько мастерских: керамическая, мастерская изделий из кожи, кузня и др.):
«Над нашей Чполяной мастеров“ сгустились тучи. Ну вот! Начинается дождь! Неужели побегут прятаться в лагерь? Но дети мужественно заявили, что не сахарные, не растают! А вот глиняные фигурки сушить придется долго... Отступаем в лагерь лесом с подветренной стороны, иначе сдует все, что сваяли! Итак, держим тент, пригнулись, побежали, успели! Вот он, штормовой ветер викингов! Все по-настоящему!»
Конечно же, не все ребята сразу бросались на помощь. Но и вожатые не всегда успевали сделать замечание — иногда их опережали сами дети.
«А этот прячется от работы — сколько можно играть в хнефатафл1! Сейчас не сдержусь и отправлю его за дровами! Не успела я среагировать — вместо меня воспитательные беседы провел Пашка. Не знаю, возымело ли это действие, но за водой они пошли вдвоем».
— А были у вас смешные случаи? — спросил я у руководителя экспедиции Владимира Бармина.
— Когда в первые дни был шторм, я слышал такой разговор: «Ты сейчас что будешь делать?» «Я пойду купаться!» «И я тоже пойду мыть посуду!» Девчонки исчезли за авандюной, потом появились: мокрые до нитки, в руках ведро с чистой посудой, глаза — счастливые. «Там такие классные большие волны!» «А посуду-то помыли?» «Помыли, конечно».
Правда, встречались и менее приятные ситуации.
 «У Иринки (одна из вожатых) на лице волнение. Наверное, младшие девчонки опять поругались с мальчишками. Или кто-то заболел? Дрожащим голосом Ира ответила, что Руслан и Игорь заблудились. Я перевожу взгляд с Иры на стоящих рядом Руслана и Игоря, ничего не понимая. Ира добавляет, что они уже нашлись. Дело было так. После рассказа о лесных травах у викингов ребята так увлеклись сбором трав, что отошли от лагеря на несколько километров и заблудились (хотя на Косе это практически невозможно). Ребята немного испугались, но не растерялись: вышли на дорогу и поймали машину. Благо, водитель знал, где лагерь. Да уж, с ними не соскучишься!»
Приходилось вожатым и гостей встречать.
«Завтра приезжают гости — участники конференции заповедников Северо-западного региона России, среди которых — представители датского фонда DANCEE (Датская программа по сотрудничеству с Восточной Европой в области окружающей среды). Так не хочется показухи... Но как в течение часа рассказать обо всех мастерских, которые прошли за последние пять дней? А может быть, показать Чполяну мастеров“? Пусть гости сами постреляют из лука, постучат молотом, покидают дубинки... а дети им помогут!»
Сказано — сделано. На следующий день:
«Уезжаем!» — раздавалось уже в пятый раз. Но не так просто вновь собраться в автобусе. «Эх, почему я не ребенок, а то бы остался здесь... — слышалось с разных сторон. — Может, и нам стоит сделать нечто подобное?»
В последнюю ночь экспедиции состоялось «ночное путешествие», в которое дети, разумеется, отправились одни... Той же ночью под кустом:
«Господи, кто это мчится по лесу? Ни дать ни взять облава! Ах да, это же малышня Чидет цепью“. Скорее в кусты! Кажется, не заметили. Где же мои старшенькие? А, вот они! Молодцы, первые два этапа прошли. Максим на высоте: не раздумывая, сплавал три раза в море до бутылки и обратно и достал заветную записку. Сейчас определят направление и... Хм... Интересно, долго они еще будут ходить по берегу туда и обратно? Уже начинает светать. Того гляди заметят... Ночное путешествие явно затянулось. Да и от росы я весь промок. Как же им помочь... А! Вон одна команда с факелами возвращается. Сейчас моим все расскажет, не зря же все маршруты прочесали».
— Владимир, скажите, что из всей массы событий запомнилось вам больше всего?
— Что запомнилось больше всего? Мы знакомили детей с миром викингов, а они знакомили нас со своим миром. Миром, где живут изобретатели, художники, актеры, поэты, мастера, путешественники. Что еще запомнилось? Почему так крепка дружба альпинистов? Наверное, потому, что они идут в одной связке. Мы тоже словно были в одной связке, помогали друг другу и учились друг у друга. И, в конце концов, мы поняли, что не хотим и не будем расставаться, а значит — путешествие продолжается! Попутного ветра!


You have no rights to post comments