Другая молодежь? |
Сегодня различия в молодежной среде бросаются в глаза. Кто-то выбирает фильмы Э. Кустурицы, музыку Паперного, книги Л. Горалик. Кто-то - "Дневной дозор", "Уму Турман" и Акунина. Интересы различных молодежных категорий рознятся – молодые люди исповедуют разные жизненные стили. Но все так или иначе представляют единый молодежный формат. Даже такие, казалось бы, радикальные явления, как субкультуры хиппи или панков, заняли в нем свою нишу – быть маргинальным давно стало модно.
С наступлением нового тысячелетия в России появился политизированный и воинственный альтерглобализм. Называть движение протеста против G8 следует именно так, а не как это почему-то принято в российских СМИ – "антиглобализм". Участники этого движения не против глобализации мира, они выступают за качественно иной способ его объединения.
Альтерглобализм нашел благоприятную почву для развития. Россия, стремясь сохранить status quo среди высокоразвитых стран, изо всех сил старается подражать западному образу жизни. Не все с этим согласны и, прежде всего, молодежь. Совсем недавно в столице проходило заседание министров финансов стран "большой восьмерки".
В то же время в центре города несколько радикально настроенных молодых людей из общественной группы "Хранители радуги" и других объединений провели дерзкие акции протеста. Уличные выступления были поддержаны внутриаудиторными дебатами идеологов альтерглобализма. Александр Бузгалин, Илья Понамарев и Борис Кагарлицкий встречались с журналистами и разъясняли все минусы вступления России в ВТО.
Недавно в достаточно консервативной Театральной академии Санкт-Петербурга состоялся моноспектакль по текстам скандально-известного писателя и журналиста Ярослава Могутина.
Подросток, начинающий познавать современный мир, сталкивается со все новыми уродливыми его проявлениями и, по-своему, со свойственными молодым людям максимализмом и душевной чистотой реагирует на это, пробуя все новые формы самовыражения. Из убегающего от всех хиппи он превращается в смеющегося над общественными устоями панка, полного ненависти фашиста и, наконец, в плюющего на всех, эстетизирующего, агрессивного яппи. Яппи – английская аббревиатура "YUPpi", что расшифровывается как "молодые городские профессионалы".
Это новый класс бизнесменов, получивших специальные знания и предпочитающих карьеру в крупном коллективе. Они создали свою этику, основанную на преданности делу, подчинении и потребительстве. Эти люди готовы жертвовать выходными, досугом, семьей ради прибыли компании. Они требуют того же и от других. Их жизнь рациональна до предела. Свободное время они проводят так, чтобы это было полезно для дела: занимаются спортом, накапливая необходимые силы, совершенствуются на бесчисленных деловых тренингах или же посещают корпоративные мероприятия, где общаются с себе подобными. Покупают только те вещи, которые считаются лучшими и только в дорогих бутиках. Они придерживаются некоего хай-лайфизма, но совсем не яркого и с претензией на натуральность. Потребительство высшего класса.
Именно такая этика царит среди большинства офисных служащих, и в том числе российских. Примеров тому множество, и, в первую очередь, бесчисленные сериалы и реалити-шоу, заполнившие в последнее время эфиры развлекательных телеканалов. Ничтожный с художественной точки зрения сериал "Не родись красивой" привлекает громадную аудиторию тем, что воспроизводит атмосферу рабочего места большей части телезрителей. Успех нового шоу "Офис" основан на этом же.
По сути, яппи сегодня еще одна сторона всеобъемлющего молодежного формата. Того формата, который, распространяясь на все сферы жизни, заставляет нонконформисткую молодежь все более яростно заявлять о своем протесте. Ее представителя выходят на улицы Генуи, Сиэтла, Праги, Берлина и других городов и вступают в схватку с полицией, чтобы высказать свое несогласие, что за них все решают 8 человек и почувствовать, что улица хоть на несколько минут, но все-таки принадлежит им.
Тот спектакль закончился совсем не по-могутински хорошо и светло. Молодой человек нашел себя в творчестве.
Будущее за ними?... Или за нами?
|
Почти сразу вслед за альтерглобализмом пришли новые идейные течения: уже довольно известное движение DIY, и еще почти совсем не освещенная идеология straight edge.
DIY сокращение от "Do It Yourself", т.е. "делай сам". Это новое увлечение нонконформисткой молодежи "DIY" на сегодняшний день самое распространенное. Можно даже говорить о "нашествии DIY" в России, так оно популярно. Многие политизированные молодежные группировки перенимают принципы этого движения. Тем не менее, больше всего оно распространилось у панков. Как понятно из названия, в основе лежит принцип независимого существования. Независимого от коммерческого мира.
Представители DIY сами записывают и издают панк-музыку, распространяют различные самиздаты, используют альтернативные виды транспорта, в основном, велосипеды, ищут "иные способы бытия" и организовываются в "сквоты" и коммуны. И если коммунами не удивить в России уже никого, то сквот – явление малоизвестное. На самом деле, это заселение пустующего здания в городе по собственной инициативе. Поэтому и незаконное. Панки и хиппи издавна занимались захватом свободных помещений, но сегодня, когда развивается движение DIY, "сквотирование" приобрело новый идейный смысл, органично вписавшись в создание альтернативного общества.
Однако все странности DIY, даже такие, как раздача вегетарианской еды бездомным под лозунгом "Еда вместо бомб", покажутся вполне обыденными по сравнению с экзотической "straight edge". Каким странным для обычного россиянина, даже знакомого с каким-нибудь хиппи, должен показаться отказ от употребления алкоголя? Причем от алкогольных возлияний, а также от курения и приема наркотиков, отказываются не какие-нибудь религиозные фанаты, а занимающие активную жизненную позицию молодые люди. Даже большинству их сверстников, обучающихся в университетах, этого не понять. Зачем, казалось бы, отказываться от удовольствий? А затем, считают приверженцы "straight edge", что это разрушает человеческую природу.
Эти заморские "гостинцы" - "DIY" и "straight edge", как ни странно, пришлись впору новой городской молодежи, мгновенно став частью их идеологии. Почему? Скорее всего, именно потому, что в них содержится не только безумное отрицание всего и вся, но и творческая составляющая. Сегодня когда любое отрицание уже часть формата, молодежь решила создавать свой собственный мир и делать это как можно более последовательно.
Оригинал статьи находится на сайте NewsInfo