- Информация о материале
- Автор: Илья Горячкин
Среди загадок, терзающих исследователей египетских древностей, храмов и особенно пирамид, среди вопросов «кто?», «когда?» и «как?» есть вопрос, способный отчасти поставить в тупик современного человека. Это вопрос «зачем?».
Зачем, например, возводить сооружения исполинских размеров с такими тесными коридорами и маленькими камерами внутри? Укреплять здоровье? Прятать сокровища?
Зачем применять при строительстве блоки невероятной тяжести, если того же эффекта можно добиться более легкими материалами? Чтобы не растащили на части?
Зачем направлять внутренние шахты на стороны света и звезды с идеальной астрономической точностью, поражая современных исследователей совершенством вычислений и технологий? Зачем? Заронить в прагматичные умы потомков зерна поисков и сомнения? Зачем? Зачем? Зачем?
Так или иначе, человечество судит об окружающих явлениях с точки зрения своего развития, со своей «колокольни», позволяющей видеть дальше или ближе. Вглядываясь в глубину веков, в загадочные древние культуры, приходится признать, что наша «колокольня» отстоит очень далеко от египетских пирамид и храмов. Но, тем не менее, если попытаться, всегда можно что-то разглядеть...
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Александр Александрович Воронин — президент Российского общества по изучению проблем Атлантиды (РОИПА). Бывший военный, интересующийся темой Атлантиды всю сознательную жизнь, он стал одним из инициаторов издания первого в России альманаха по проблемам атлантологии, аналогичного известному английскому журналу «Atlantis».
Наша встреча с А.А. Ворониным состоялась после второго российского съезда по проблемам Атлантиды, прошедшего в мае этого года в Институте океанологии РАН. Основной задачей Российского общества по изучению проблем Атлантиды Александр Александрович считает развитие атлантологии как междисциплинарного знания, которое объединит вклады океанологии, океанографии, геологии, этнологии, этнографии, биологии, истории и множества других наук. Международное научное сообщество, в свою очередь, готово присоединиться к атлантологам, чтобы миф об Атлантиде превратился в науку.
- Информация о материале
- Автор: Елена Толмачева
Зачем разбили мы кумиры их,
Зачем изгнали их из древних храмов?
Изгнание для них не стало смертью...
Константинос Кавафис
Глядя на величественные храмы и устремленные в бесконечность времени лики статуй богов и царей, невольно задаешься вопросом: неужели та духовная традиция, которая дала жизнь богатейшей в мире цивилизации, Стране Кемет, вечной земле Египта, навсегда умолкла, растворившись в раскаленном мареве безжизненных песков пустыни?
- Информация о материале
- Автор: Анна Мироненко
И вновь останавливаюсь в оцепенении, услышав загадочные звуки кельтской арфы. Рождается состояние гармонии, равновесия, как будто из суеты и беготни ты вдруг попал к чистому лесному озеру.
Кельтская арфа — инструмент очень древний. Столь же древний, как и сама кельтская традиция. Это небольшая арфа, у которой грациозно изогнуты и рама, и стан. В отличие от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями.
Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времен года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия — мелодия грусти и умиления. Вторая — вызывающая сон: когда слушаешь ее, душа наполняется состоянием покоя, а сам ты погружаешься в целительный сон. Третья мелодия арфы — это мелодия радости и возвращения весны.
- Информация о материале
- Автор: Ольга Сизова
Затерянный в непроходимых джунглях Камбоджи город Ангкор, древняя столица кхмеров, хранит в себе немало тайн. Этот построенный более восьми столетий назад город своими размерами и заключенными в нем математическими пропорциями отражает законы устройства мира и космические циклы времени. На стеле в королевском дворце археологами была найдена загадочная надпись: «страна Камбу аналогична небу».
- Информация о материале
- Автор: Екатерина Дэвлет
История знакомства людей с ранними формами искусства — это история сомнений, удивительных открытий, это рассказ о способности по-новому взглянуть на эстетический потенциал и художественные навыки наших далеких предков, об умении поставить технику на службу не только технологическому прогрессу, но и делу познания прошлого человечества.
Практика нанесения изображений на скалы существует по крайней мере 30 тыс. лет, хотя приводятся данные (пока еще недостаточно аргументированные), что она значительно древнее — до 60 тыс. лет. От Урала до южной оконечности Иберийского полуострова насчитывается около трехсот пещер, скрывающих в своих глубинах изображения, которые относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, — огромной по продолжительности эпохе (от 2 и более млн. до 11 тыс. лет назад). Ее изучение является, возможно, наиболее романтичным разделом археологии, позволяющим соприкоснуться с детством человечества, проследить его взросление, а самая большая загадка кроется в ответе на вопрос «почему первые образцы искусства отнюдь не являются робкими и неумелыми попытками, а имеют совершенные формы?».
- Информация о материале
- Автор: Галина Ершова
Между 5° южной широты и тропиком Козерога протянулись Центральные Анды, включающие три цепи Кордильер. Казалось бы, не столь обширный регион. Но климат здесь меняется самым радикальным образом буквально с каждым километром по мере продвижения вглубь континента. Дело в том, что прибрежная полоса не столь широка, и уже в 15 км от моря высота гор достигает 4000 м! А самый высокий перевал расположен на высоте 6500 м. Другой особенностью климата является то, что жаркая прибрежная пустыня омывается мощным течением, носящим имя Гумбольдта, которое поднимает из океанических глубин достаточно холодные воды и несет их вверх, к экватору, вдоль западного побережья континента. Этот феномен характерен для всего южного полушария Земли: мировой океан ни на минуту не прекращает своего вращения влево и несет к западным берегам Америки, Африки и Австралии воды, поднятые из глубин у ледников Антарктики. Эти течения, связанные с пассатами, способствуют возникновению чрезвычайно засушливых пустынь: Намиб на Черном континенте, Западной на пятом континенте и цепи прибрежных пустынь от Атакамы до Сечуры в Новом Свете.
- Информация о материале
- Автор: Петр Куценков
Вопрос о происхождении искусства неожиданно привел нас к проблеме происхождения человека. Об этом размышляет гость нашего журнала, сотрудник Института востоковедения РАН.
Cчитается, что первые памятники искусства — это петроглифы, наскальная живопись и скульптура верхнего палеолита, датируемые временем от 40 до 10 тыс. лет назад. При этом общие закономерности эволюции искусства родового общества можно считать твердо установленными. В целом, оно развивается от натурализма к условности, причем наиболее условные образы возникают в позднем родовом обществе, находящемся на грани государствообразования. Потрясающий натурализм многих палеолитических изображений, резко контрастирующий с условностью искусства мезолита, неолита и эпохи металла, не оставляет ни малейших сомнений в том, что это — настоящее искусство. Но только на первый взгляд...
- Информация о материале
- Автор: Елена Косолобова
После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине». Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.
- Информация о материале
- Автор: Анатолий Иванов
Дольмены, менгиры, кромлехи...
Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня, разбросанных по всему свету и окутанных ореолом таинственности. Менгир — это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление. Кромлех — это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика. Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». В этот класс попадают также длинные каменные ряды, в том числе в виде лабиринтов, трилиты — сооружения из трех камней, образующих подобие буквы «П», и так называемые жертвенные камни — неправильной формы валуны с выемками чашеобразной формы.