Индийская культура — другая. Менталитет индусов, тем более в древности, не был таким, как у современного западного человека. Но и они были людьми, а значит, что-то все еще роднит нас с ними. Общечеловеческие вопросы и поиски выше различий между народами. В самом деле, люди во все времена жили и умирали, искали надобыденный смысл своей жизни, думали, хотя бы однажды, откуда пришли и куда уходят после смерти и каково их место в мироздании.
Строители одного из самых значительных сооружений мира — храма Кайласанатха в индийском штате Махараштра — также задавались этими вопросами. Кайласанатха — один из 34 храмов общей протяженностью два километра, вырубленных в утесе Чамадири в месте его перехода в равнину. Семнадцать индуистских, двенадцать буддистских и пять джайнских пещер-святилищ — прекрасный пример мирного сосуществования различных религий. Храм Кайлас находится в центре.
Кайласанатха — это не здание в обычном понимании. Строение создано не укладыванием один на другой кирпичей или блоков, в него не вносили уже готовые статуи. Это монолит, «скульптура», высеченная вместе со всем убранством, барельефами, колоннами, тысячами узоров в едином куске базальта (одного из самых твердых и труднообрабатываемых камней) 55 метров в длину, 36 в ширину и 30 в высоту. Семь тысяч строителей, архитекторов, инженеров, скульпторов вырезали его в течение 150 лет внутри колодца 100 метров в длину, 50 — в ширину и 33 — в высоту. Площадь храма — две тысячи квадратных метров. Вокруг колодец опоясывает врезанная в скалу на высоте нескольких метров галерея, поддерживаемая колоннами. В ней изображены сцены сотворения мира богами.
Искусность и техническая сложность создания подобного памятника не поддается пониманию и вызывает споры среди ученых. Одно можно сказать совершенно точно: со времен постройки храма (датой постройки считается VIII век н.э.) в мире не было создано ничего подобного. Искусство, с которым выполнены тысячи изображений богов, героев, мифических животных и растений поражают не меньше, чем технология создания. На закате по стенам, площадкам, воротам и галереям начинают ползти тысячи теней, заставляя оживать фигуры всех существ, которые словно возносят молитву создателю миров божеству Шиве, которому посвящен храм. Этот эффект очевидно продуман создателями храма.
Но зачем нам знать это? Ведь мы — представители, возможно, самой умной и продвинутой цивилизации в истории, которая, правда, не может повторить ничего подобного храму Кайлас. О чем нам, людям материалистического XXI века, говорят все эти храмы и памятники древности? Почему мы стремимся в своих путешествиях попасть в подобные места? Только ли за впечатлениями?
Может быть эти древние руины, не давая уму ничего, кроме информации о дате создания и 400 000 тонн базальтовой породы, неизвестно как вытащенной из толщи камня, значат что-то большее для нашего человеческого духа, который не зависит от национальности? Может быть, в них скрыт ответ на наши вопросы о главном? Ведь Кайласанатха построили для чего-то, и, зная скромность, присущую индийскому мировоззрению, скорее для того, чтобы возвеличить красоту вселенной, гармонию и смысл мироздания, а не персону какого-нибудь раджи, изображений которого вы, уважаемый читатель, кстати, не найдете в храме.
Грандиозное строение задает нам масштаб, больший, чем повседневная жизнь. Его величие призвано было отразить величие вселенной. Храм, имеющий форму колесницы, — это машина, которая несет человечество через время и пространство, представляя идею эволюции и вечного циклического развития человеческого духа на протяжении истории. Об этапах этого движения повествуют символические сцены из священных эпосов Махабхарата и Рамаяна. За этим величественным движением из своего убежища в скале смотрят боги, олицетворяющие принципы и законы, по которым сотворена вселенная. Они благословляют и вдохновляют людей на развитие и восхождение к вершинам духа. В центре храма, в святая святых, находится атрибут Шивы — лингам — ось мира, начало и загадочная цель, к которой движется колесница и все сотворенное. Над ним цветет лотос — символ вечной жизни, наполняющей вселенную. Колесница едет с востока на запад, по пути солнца — главного источника света на Земле. Разве все это не отрывает нас от повседневности и не возвращает к тем самым общечеловеческим вопросам, которыми мы, люди планеты Земля, никогда не перестанем задаваться?