Индийская культура — другая. Менталитет индусов, тем более в древности, не был таким, как у современного западного человека. Но и они были людьми, а значит, что-то все еще роднит нас с ними. Общечеловеческие вопросы и поиски выше различий между народами. В самом деле, люди во все времена жили и умирали, искали надобыденный смысл своей жизни, думали, хотя бы однажды, откуда пришли и куда уходят после смерти и каково их место в мироздании.

Строители одного из самых значительных сооружений мира — храма Кайласанатха в индийском штате Махараштра — также задавались этими вопросами. Кайласанатха — один из 34 храмов общей протяженностью два километра, вырубленных в утесе Чамадири в месте его перехода в равнину. Семнадцать индуистских, двенадцать буддистских и пять джайнских пещер-святилищ — прекрасный пример мирного сосуществования различных религий. Храм Кайлас находится в центре.

Вид на Кайласанатха сбоку

Кайласанатха — это не здание в обычном понимании. Строение создано не укладыванием один на другой кирпичей или блоков, в него не вносили уже готовые статуи. Это монолит, «скульптура», высеченная вместе со всем убранством, барельефами, колоннами, тысячами узоров в едином куске базальта (одного из самых твердых и труднообрабатываемых камней) 55 метров в длину, 36 в ширину и 30 в высоту. Семь тысяч строителей, архитекторов, инженеров, скульпторов вырезали его в течение 150 лет внутри колодца 100 метров в длину, 50 — в ширину и 33 — в высоту. Площадь храма — две тысячи квадратных метров. Вокруг колодец опоясывает врезанная в скалу на высоте нескольких метров галерея, поддерживаемая колоннами. В ней изображены сцены сотворения мира богами.

Вид на храм сверху

Искусность и техническая сложность создания подобного памятника не поддается пониманию и вызывает споры среди ученых. Одно можно сказать совершенно точно: со времен постройки храма (датой постройки считается VIII век н.э.) в мире не было создано ничего подобного. Искусство, с которым выполнены тысячи изображений богов, героев, мифических животных и растений поражают не меньше, чем технология создания. На закате по стенам, площадкам, воротам и галереям начинают ползти тысячи теней, заставляя оживать фигуры всех существ, которые словно возносят молитву создателю миров божеству Шиве, которому посвящен храм. Этот эффект очевидно продуман создателями храма.

Скала с галереей вокруг храма

Но зачем нам знать это? Ведь мы — представители, возможно, самой умной и продвинутой цивилизации в истории, которая, правда, не может повторить ничего подобного храму Кайлас. О чем нам, людям материалистического XXI века, говорят все эти храмы и памятники древности? Почему мы стремимся в своих путешествиях попасть в подобные места? Только ли за впечатлениями?

Путь к святая святых

Может быть эти древние руины, не давая уму ничего, кроме информации о дате создания и 400 000 тонн базальтовой породы, неизвестно как вытащенной из толщи камня, значат что-то большее для нашего человеческого духа, который не зависит от национальности? Может быть, в них скрыт ответ на наши вопросы о главном? Ведь Кайласанатха построили для чего-то, и, зная скромность, присущую индийскому мировоззрению, скорее для того, чтобы возвеличить красоту вселенной, гармонию и смысл мироздания, а не персону какого-нибудь раджи, изображений которого вы, уважаемый читатель, кстати, не найдете в храме.

Галерея

Грандиозное строение задает нам масштаб, больший, чем повседневная жизнь. Его величие призвано было отразить величие вселенной. Храм, имеющий форму колесницы, — это машина, которая несет человечество через время и пространство, представляя идею эволюции и вечного циклического развития человеческого духа на протяжении истории. Об этапах этого движения повествуют символические сцены из священных эпосов Махабхарата и Рамаяна. За этим величественным движением из своего убежища в скале смотрят боги, олицетворяющие принципы и законы, по которым сотворена вселенная. Они благословляют и вдохновляют людей на развитие и восхождение к вершинам духа. В центре храма, в святая святых, находится атрибут Шивы — лингам — ось мира, начало и загадочная цель, к которой движется колесница и все сотворенное. Над ним цветет лотос — символ вечной жизни, наполняющей вселенную. Колесница едет с востока на запад, по пути солнца — главного источника света на Земле. Разве все это не отрывает нас от повседневности и не возвращает к тем самым общечеловеческим вопросам, которыми мы, люди планеты Земля, никогда не перестанем задаваться?

Все фигуры вырезаны в камне как единая, цельная скульптура вместе с самим храмом
Сцены из Махабхараты в основании храма

You have no rights to post comments