Популярную литературную и телевизионную сагу «Игра престолов» интерпретируют по-разному. Цель моего исследования — выявить некоторые символические ключи, с помощью которых мы сможем немного больше узнать о самих себе, поскольку персонажи этой саги отражают архетипы, свойственные человеческой душе.
В «Игре престолов» очень ярко показано, как в нашем сложном современном мире изменилось понимание человеческих ценностей. В саге нет однозначно хороших и однозначно плохих персонажей, этим она отличается от других героических легенд. Настоящий характер героев раскрывается постепенно, в процессе повествования. Те, кто сначала казались хорошими, показывают свое истинное лицо, которое они скрывали ради удовлетворения собственных амбиций; а те, кто на первый взгляд были плохими, оказываются более благородными и бескорыстными.
Учитывая, что зависимость от технологий, поверхностность и потребительство — основные черты нашего общества, успех темы магического и средневекового удивителен. Может быть, нам не хватает иных вещей, которые мы снова и снова ищем в поэзии, литературе или мифах.
Начнем наше исследование с истоков, с мифических времен золотого века, о котором повествует сага. Мы находим в книге упоминание о роде Таргариенов, происходящем из Валирии. На протяжении всего повествования речь идет о валирийской стали, о валирийском огне... Все валирийское связано с необыкновенными знаниями, которые были утрачены; с магией и властью над давно вымершими драконами — символами древней мудрости. Валирия была разрушена катаклизмом, давшим начало скитанию Таргариенов и их прибытию на Драконий Камень — остров, где они поселились и откуда начали завоевание Семи Королевств.
Первый король Таргариенов — Эйегон сражался с Семью Королевствами и завоевал их. Победу ознаменовало появление одного из главных символов саги — Железного трона, означающего власть одного-единственного короля над всеми землями: трон возник, когда мечи побежденных королей были сплавлены в одну массу дыханием дракона.
С этого первоначального объединения началась долгая, длившаяся сотни лет история правления королей из рода Таргариенов и одновременно история упадка. Также мы видим род Баратеонов, происходящий от побочной ветви Таргариенов. В начале «Игры престолов» Роберт Баратеон становится королем, потому что, объединившись, Семь Королевств свергли Эйериса II Таргариена, за жестокость и деспотизм прозванного Безумным королем.
Однако Роберт Баратеон не может остановить начавшийся упадок, поскольку он способен лишь собрать вокруг себя низких, испорченных людей, жаждущих власти, привилегий и еще больше разрушающих государство. Видя это, король Роберт просит помощи у своего хорошего друга и товарища по оружию Неда Старка. Когда Нед Старк прибывает в столицу, он становится Десницей Короля, и порочные дворяне с неудовольствием начинают понимать, что хороший, справедливый человек может поставить под угрозу их интересы. Это приводит к поражению Роберта Баратеона и Неда Старка и его семьи, спровоцированному королевой Серсеей Ланнистер, женой Роберта и матерью молодого и своенравного Джоффри Баратеона (он олицетворяет подлость и чрезмерную жажду власти).
Здесь мы видим два взгляда на мир. С одной стороны — Старки. Они воплощают собой идеал сельской простоты и благородства, поскольку стремятся жить честно. В их владениях ценится то, что получено собственными усилиями и трудом, они верны древним традициям. Их полная противоположность — Ланнистеры. Они олицетворяют произвол порочных дворян. Они живут ради удовольствий и славы. Они красивы и преуспевают, но при этом злы и порочны.
В противостоянии Старков и Ланнистеров проявляется вечная борьба между добром и злом, между внутренней властью, опирающейся на моральный авторитет, и внешней, которая является плодом амбиций. И эта борьба будет ключом к развитию всего повествования.
В саге есть три типа персонажей: те, кто стоит у власти, те, кто служит этой власти, и те, кто является ее жертвой.
Рассмотрим сначала тех, кто стоит у власти.
Большинство из них очень злые. Некоторые из-за своего невежества, распущенности или эгоизма, как Роберт Баратеон, который, вместо того чтобы править, предпочитает охоту и развлечения. Другой пример — его жена королева Серсея, которая стремится только к одному — удерживать власть любой ценой. Рядом с ней мы видим ее брата-близнеца и любовника Джейме Ланнистера. Ему присуще определенное благородство, особенно ярко проявившееся, когда он убил Безумного короля, чтобы покончить с его злодеяниями. Но совершив эту жертву, он получил прозвище «Цареубийца», из-за чего выбрал путь порока и безразличия. Тем не менее с ним происходит очень интересная трансформация — она начинается, когда ему отрубают правую руку, выбивая из привычной ему роли воина и бойца, и он уже не может по-прежнему размахивать своим мечом.
Другой персонаж, обладающий властью, — это брат короля Роберта Станнис Баратеон, который пытается захватить Королевскую гавань, потому что считает законным королем себя, а не Джоффри, которого быстро возвела на трон королева Серсея, косвенно имевшая отношение к смерти Роберта.
Молодой король Джоффри — это прототип злобного, развращенного человека, садиста и тирана. Он олицетворяет абсолютно жестокую силу, которая направлена только на самоудовлетворение. Он уничтожает Старков, потому что Нед Старк — человек чести и мог бы помешать осуществлению его амбициозных планов.
То же самое можно сказать о Рамси Болтоне, в начале повествования Рамси Сноу — бастарде дома Болтонов, который правит, используя силу и террор. Он безжалостен и без сомнений убивает отца и новорожденного брата. Он жестоко пытает Теона Грейджоя, превращая его в Вонючку. Вонючка — безвольный человек, который всюду следует за Рамси, во всем повинуется ему, исполняет все его прихоти и варварства, поскольку напуган тем, что тот сделал, и тем, что еще может сделать.
Теперь рассмотрим персонажей, которые служат власти.
Во-первых, есть те, кто служит власти, потому что им это удобно, потому что это дает привилегии и положение в обществе. Так, Великий Мейстер Пицель, советник в Королевской гавани, кажется добрым стариком, но на самом деле он развратен и порочен.
Также мы видим леди Мелисандру, красную жрицу, которая сопровождает Станниса Баратеона. Она, используя свое магическое искусство, сжигает всех, кто кажется ей похожим на еретиков, и насаждает новую фанатичную монотеистическую религию.
Во-вторых, есть те, кто служит власти, чтобы выжить. Они стали жертвами власти и теперь притворяются кем-то, кем на самом деле не являются. И во многих случаях тем самым они все больше и больше разрушают самих себя.
Среди них мы находим Тириона Ланнистера, одного из самых интересных и глубоких персонажей, который совершает истинное путешествие героев легенд. Он появляется в саге как умный манипулятор. Он карлик, которого презирает отец, которого никто не ценит и не любит и который находится в тени двух своих могущественных братьев.
Но по мере развития истории мы узнаем его истинную природу: он человек с большим сердцем, ищущий любви. Мы видим, как сначала он дарит эту любовь куртизанке, которая в конечном счете предает Тириона с его отцом. И наконец он находит смысл своего существования в привязанности к изгнанной и преследуемой Дейенерис Таргариен, стремящейся занять Железный трон, поскольку она законная наследница Безумного короля. И это он, вероятно, сделает ее настоящей королевой.
Очень похож на Тириона советник Вадис, евнух, который также бежит из Королевской гавани и на службе у Дейенерис снимает свою маску, позволившую ему выжить. Интересно, что, встретив доброго владыку, эти герои меняются, потому что обретают смысл, чтобы сражаться, смысл, чтобы служить.
Еще одним из самых интересных персонажей саги является Бриенна Тарт, женщина-воин, огромного роста, в доспехах и с большим мечом, которая разрушает стереотип сказочной дамы. У нее прекрасное, благородное сердце, она воплощает верность присяге. Однажды решив, кому служить, она больше не заботится ни о своем благополучии, ни о своей жизни, и стремится лишь к одному — исполнить свою миссию. Именно она открывает Джейме Ланнистеру путь к искуплению, показывая ему, кем бы он мог стать, если бы имел мужество, а не предавался лени и удовольствиям.
Среди тех, кто служит власти, можно обратить внимание на Петира Бейлиша. Он хозяин борделя, и сначала кажется, что он всем помогает, но на самом деле это аморальный хамелеон, который действует только в собственных интересах. Он надевает маску союзника, но живет только ради себя и ради удовлетворения своих желаний и амбиций — стратегия очень характерная для мира, в котором мы живем. Это тип человека, единственная цель которого — приобрести высокое положение, необходимое для обеспечения успеха, и ради этого он использует любые обстоятельства. Он, вероятно, самый худший из отрицательных персонажей, потому что творит зло сознательно и, кроме того, остается незамеченным.
И наконец, мы пришли к жертвам власти.
Первая жертва власти — это простые люди, они невежественны, их жизнь полна страданий. Они умирают от голода и из-за военных раздоров, но не в силах ничего изменить и поэтому вынуждены терпеть.
Другими жертвами власти оказываются справедливые, благородные и лояльные люди, которые стремятся к общему благу, часто забывая о себе. Наиболее интересен среди них, вероятно, Джон Сноу, бастард Неда Старка. Он служит в Ночном Дозоре. Этот орден защищает Стену, которая отделяет Семь Королевств от мира, где существует реальная угроза для всех, хотя никто уже о ней не помнит, поскольку прошло слишком много времени.
Стена — это символ нашей собственной психологической стены. Мы воздвигаем ее перед тем, что нас пугает, что нам не нравится или непонятно. Когда Стена была построена, некоторые люди остались по ту сторону. Они стали одичалыми. Джон Сноу — это человек, который объединяет цивилизации, он видит ценность людей с той и с другой стороны Стены. И знает, что одна и та же опасность угрожает всем. Хотя позже мы увидим, что за Стеной тоже есть ключи к мудрости, которая позволит восстановить магию.
Пережив смерть отца, Санса и Арья Старк показывают, как по-разному можно преодолевать страдание. Санса терпит безнадежные и унизительные мучения человека, который не знает, ни как распознать жизненные испытания, ни как противостоять им. Она проходит долгий путь к зрелости. Арья — это образ безжалостной мести. Но за возмездие нужно платить: по приказу Безликих она отказывается от своей личности и должна совершить собственное путешествие в ад и обратно, чтобы понять, что она не только воплощение ненависти, чтобы понять, кто она такая.
Чтобы закончить наше исследование, проанализируем центрального персонажа саги Дейенерис Таргариен. Она начинает свой путь девочкой, которая во всем подчиняется амбициозному брату-близнецу. Тот выдает ее замуж за вождя племени дотракийцев, который обещал ему помощь в завоевании Железного трона. Но Дейенерис начинает свой собственный путь, и в конце этого пути она превратится в королеву. Молодость заставляет ее действовать импульсивно и бессознательно, и она совершает ошибки, но благодаря им взрослеет и становится той, кем должна стать.
В то время как Дейенерис символизирует силу воина, ее мистическим противником будет Бран Старк — ребенок, который услышал зов. Это символ бессмертной души, пытающейся получить доступ к знанию, которого ей недостает. Он видит то, чего не должен видеть, — инцест Серсеи и Джейме Ланнистеров. Джейме толкает Брана с башни вниз, желая его убить. После падения мальчик теряет способность ходить, и ему нужна помощь Ходора, сильного, но глупого гиганта. Так же как Пуруша и Пракрити, Осирис и Сет, Гильгамеш и Энкиду, Бран и Ходор представляют принцип духа и принцип материи, или сознание, объединенное с силой.
Сначала Бран просто хочет вернуть себе способность ходить. Но это личное стремление в итоге превращается в миссию по спасению человечества. Мы обнаруживаем в нем другой образ, который строит мосты, но на этот раз уже между землей и небом. Он добирается до Священного дерева, которое цветет даже зимой, там, куда не могут приблизиться белые ходоки — ходячие мертвецы. Его учитель открывает ему будущее: «Ты никогда не будешь ходить, ты предназначен для того, чтобы летать». И таким образом Бран превращается в трехглазого ворона — существо, способное увидеть причину войны, узнать историю предков... Бран обретает понимание... это мистическое посвящение. И конечно же, здесь мы найдем ключи к разрешению ужасных событий, которые еще впереди — в последнем сезоне сериала.
Перевод с испанского А. Королёвой