Разновидность гимнастики, восточное единоборство или особый духовный путь? У-шу появилось в России в начале девяностых и, как все загадочное и непонятное, породило множество мифов, слухов и выдумок. И сейчас, через двадцать лет, несмотря на большое количество информации, немногие знают, что представляет собой у-шу на самом деле. Попробуем разобраться.
ВВЕДЕНИЕ
Прошли девяностые с их модой на все новое, в том числе на такое экзотическое явление, как "восточные единоборства". Вышло из подполья запрещенное в СССР карате, а чуть позже, вместе с видеосалонами и гонконгскими боевиками, появилось и у-шу, тогда больше известное под названием "кунг-фу". Следуя моде на диковинный вид боевых искусств, как грибы после дождя, стали появляться всевозможные секции у-шу: занятия проходили по вечерам практически в каждом школьном спортзале.
У-шу в России изменяло свой облик в зависимости от того, что было модным и востребованным. От экзотического непобедимого боевого искусства в начале − к некоему духовно-эзотерическому учению сейчас. Существует несколько современных вариантов ушу:
1. Разновидность спортивной гимнастики. Проходят чемпионаты − местные, региональные, мировые. В обоих случаях спортсмены показывают определенные комплексы движений и получают оценки. Есть большая вероятность, что у-шу станет олимпийским видом спорта.
На соревнованиях по спортивному у-шу |
2. Спортивное единоборство. Этот вариант у-шу также сейчас активно продвигается под названием "у-шу саньда" и стоит в одном ряду с такими современными спортивными единоборствами, как кикбоксинг, М1, миксфайт и прочими. Основные различия − в правилах.
3. Восточная оздоровительная гимнастика. Плавные движения рук, рассуждения об энергии, которой можно вылечить чуть ли не все болезни, и определенное эстетическое действие − все это позволяет расширить сознание, да и просто вырваться из современного безумного ритма.
Использование практики у-шу в оздоровительных целях в медицинском исследовательском центре |
4. Духовный путь, включающий элементы "чудодейственного даосизма" и даже открывающий возможность обрести бессмертие.
Каждая из этих версий имеет своих приверженцев и последователей. Большинство из них уверены в своей правоте или, по крайней мере, в наибольшей актуальности в современном мире именно того варианта у-шу, который они практикуют. Следует также сказать, что у-шу – одно из явлений, породивших огромное количество мифов и самых нелепых слухов и выдумок.
Давайте попробуем рассмотреть у-шу с нескольких сторон, следуя иногда принципу «от противного» − то есть определив, чем оно не является.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Слово «у-шу» переводится с китайского как «воинское искусство». На одном из южных диалектов китайского языка оно звучит как кунг-фу, а в разные периоды времени было известно также как цюань-шу (кулачное искусство), го-шу (национальное искусство) и под другими названиями.
С происхождением различных стилей и направлений у-шу связано множество легенд и историй. Причем за давностью лет их подлинность зачастую установить трудно, так как они в основном передавалась устно, а письменных свидетельств сохранилось мало.
Тем не менее, попробуем вкратце описать основные категории людей, которые практиковали и развивали у-шу:
- Армия. Стоит только заметить, что речь идет не о простых солдатах, а о военачальниках. Первые часто набирались из крестьян, и сроки их обучения были невелики. Кроме того, им требовалось не столько изощренное индивидуальное мастерство, сколько навыки сражения в строю. Те же, кто становились командирами, как правило, обучались воинскому ремеслу с детства и были настоящими мастерами боевого искусства, имея при этом и высокий уровень общекультурных знаний. Действительно, целый ряд направлений у-шу возводит свою родословную к тому или иному легендарному полководцу.
- Охранные агентства. Они получили широкое распространение в Китае в средние века. Основным средством доставки товаров были караваны, и услуги по их охране оказались широко востребованными. Так возникло целое сословие - бяо ("охранники караванов"). Для этих людей у-шу было профессией и способом заработать на жизнь.
- «Странствующие среди рек и озер». Так в средневековом китайском рыцарском романе (у-ся) называли своеобразный класс людей, к которому относили как странствующих воинов, так и просто разбойников. Успехи и тех и других также во многом зависели от уровня владения у-шу.
- Тайные общества. За свою долгую историю Китай пережил множество войн, смен одних правящих династий другими. В результате появлялись различные тайные общества, ведущие борьбу как против очередного захватчика, так и против той или иной правящей династии. В их среде также было востребовано воинское искусство как одно из основных средств достижения целей. Изучая биографии многих известных мастеров у-шу, мы можем найти сведения об их принадлежности к тому или иному тайному обществу.
- Монастырское у-шу. Наиболее известны в наши дни стили, вышедшие из монастыря Шаолинь (или декларирующие свое происхождение от его знаменитых монахов-воинов), а также стили, зародившиеся в даосских монастырях в горах У-Дан. Многие из них имеют не только хорошо разработанную систему приемов ведения боя, но и глубокую философскую базу, а также комплекс сопутствующих умений (оздоровительных практик, медицинских знаний и других).
Выступление "шаолиньских монахов" |
МНОГООБРАЗИЕ НАПРАВЛЕНИЙ У-ШУ И ПОПЫТКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО СТИЛЕЙ
Направлений у-шу так много, что четкой и всеобъемлющей классификации стилей этого боевого искусства не существует до сих пор. Хотя попытки систематизации неоднократно предпринимались, зачастую они приводили к еще большей путанице и рождению новых мифов и легенд.
Так, например, выделяют «внутренние» и «внешние» стили. Согласно этому делению, для «внешних» стилей характерно ярко выраженное силовое ведение поединка. Основной упор в тренировке делается на развитие физической силы, быстроты реакции, крепости костей и сухожилий. Типичным представителем этого направления обычно называют шаолиньцюань (боевое искусство монахов из легендарного монастыря Шаолинь), образ которого у нас сложился на основе псевдоисторических китайских кинобоевиков, а также благодаря широко распространившимся по всему миру шоу с выступлением "шаолиньских монахов".
Во «внутренних» стилях у-шу основной упор делается не на физическую силу и мощь, а на так называемую «внутреннюю работу», развитие скрытых потенциалов человека, в том числе на загадочную энергию ци. Поскольку внутреннее содержание во многих традициях считается более ценным, чем внешняя форма, постольку и внутренние стили считаются более глубокими и утонченными, чем внешние. К наиболее известным «внутренним» стилям обычно относят тайцзицюань, багуачжанцюань и синъицюань.
Поэтому именно «внутренние» стили наиболее модны в наше время. Причем они обросли такими невероятными теориями, которые даже в самых смелых фантазиях не могли прийти их основателям. Это течение − «внутреннее у-шу», − как и йога, в основном превратилось в очередную «духовную» разновидность фитнеса.
Между тем деление на «внутренние» и «внешние» стили достаточно условно: существует много примеров, которые нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Так, например, та же «внутренняя работа» и системы упражнений цигун присутствуют в большинстве сохранившихся традиционных стилей у-шу, которые принято относить к «внешним». Причем во многих из них очень большое внимание уделяется развитию мягкости и расслабленности, что свойственно, по идее, как раз «внутренним» стилям. Более того, многие бы удивились, если бы имели возможность увидеть не современное, а традиционное обучение такому классическому «внутреннему» стилю, как тайцзицюань: физические нагрузки были далеко не маленькими. И наоборот, не меньшим откровением стала бы встреча с некоторыми традиционными направлениями воинского искусства монахов Шаолиня: там есть и мягкие, плавные, перетекающие движения, и внутренние практики, что разительно отличается от образа, сложившегося у нас по фильмам.
Часто говорят о подражательных стилях у-шу. Считается, что в их основе − подражание повадкам различных животных, птиц и даже насекомых, о чем свидетельствуют сами названия: байхэцюань (Кулак Белого Журавля), хусин цюань (Кулак формы тигра), танланцюань (Кулак кузнечика-богомола) и другие. Существует множество легенд, рассказывающих о том, как основатель того или иного подражательного стиля создал его, случайно увидев, например, схватку журавля со змеей или богомола, бросающегося на добычу.
Пожилой мастер стиля богомола |
Здесь стоит отметить, что, хотя «подражательные», или, как их еще называют, «звериные» стили у-шу действительно существуют, их гораздо меньше, чем представлено в гонконгских боевиках. Большая часть из того, что сейчас можно найти в Интернете и книгах, − в чистом виде новоделы нашего времени, специально созданные для нужд кинематографа или различных спортивных шоу. Гораздо большее распространение в традиционных стилях у-шу нашли отдельные приемы или формы (серии движений) внутри какого-то направления, связанные с тем или иным животным (как, например, двенадцать форм животных в синьицюань).
Необходимо отметить, что важна не столько внешняя схожесть движений у-шу с движениями животного, сколько эффективность этих приемов в борьбе (ведь анатомически человек мало схож с тигром или журавлем, не говоря уже о змее). И далеко не всегда можно опознать, с каким животным ассоциируется то или иное движение. Тем более что существуют действия, связанные с легендарными животными: драконом, птицей Тай, фениксом и другими. Иными словами, копировались не столько внешняя сторона движений, сколько некие принципы (например, атаки) или внутренние образы, которые могли быть использованы человеком.
ФИЛОСОФИЯ У-ШУ
Часто считается, что философскую базу любого стиля у-шу составляет либо буддизм, либо даосизм, либо конфуцианство, и что эти религиозно-философские течения определяют также теорию и практику каждого направления. Согласно одному распространенному мнению, основой «внешних» стилей является буддизм, а «внутренних» − загадочный даосизм.
Однако это верно лишь отчасти. Главным образом потому, что представление о буддизме, даосизме и конфуцианстве в Древнем Китае как о противоборствующих религиозно-философских системах не совсем соответствует истине. Хотя иногда определенная конфронтация взглядов возникала, в целом гораздо более сильными были тенденции синтеза. Особенно явно это проявлялось среди простого народа. До сих пор можно встретить в одной деревне святилища разных религий − как языческие храмы предков, так и христианские церкви. Более того, и сегодня многие люди считают совершенно нормальным делать подношения богам разных религий. Достаточно часто можно встретить совершенно немыслимые с точки зрения европейца сочетания богов и доктрин под крышей одного храма.
Тот же практичный подход часто обнаруживается и в философских доктринах разных направлений у-шу. Один стиль может включать в себя упражнения и элементы и буддизма, и даосизма, и конфуцианства. При этом сами адепты не всегда могут сказать, откуда пришел тот или иной метод. Главное, что он работает.
ВОИНСКАЯ МОРАЛЬ И ЭТИКА
Кроме философской базы как таковой, нельзя не сказать о такой немаловажной составляющей у-шу, как У-Дэ. Применительно к рассматриваемым нами вопросам это сочетание можно перевести как "воинская этика" или "воинская мораль".
Само слово "У-Дэ" записывается двумя иероглифами. "У" обычно переводится как "воинское", "воинственное", "Дэ" обозначает в том числе "этикет", "справедливость", "честность", "бескорыстие", "скромность".
Перемещения по кругу и изменение позиций по триграммам инь-ян - отличительная черта стиля багуачжан |
"Изучая воинское искусство, прежде всего нужно иметь воинскую добродетель (У-Дэ). У-Дэ является первейшим.
Изучая кулак, не стремись к славе.
Изучение кулака – это осуществление Дао. От Дао ни на мгновение невозможно отлучиться. Если можно разлучиться – то это не Дао".
"Воинская добродетель (У-Дэ) словно гора тяжела, деньги и положение (как) солома ничтожно легки".
Когда говорится о понятии У-Дэ, часто упоминают также другую пару понятий, идущих в связке, - "Вэнь-У", то есть "Гражданское и Военное". Традиционно считается, что именно сочетание гражданского и военного – непременное условия достижения высокого У-Дэ, как и вообще настоящего мастерства в у-шу.
"Совершенствоваться в воинском, искренностью завоевывая дружбу"
"Кулак на Дэ стоит, не иметь Дэ – не иметь кулака."
"Вэнь полагается на Сердце, У почитает добродетель. "
Если говорить о воинской морали, то, несомненно, именно в ней нашла отражение морально-этическая составляющая конфуцианства. Достаточно простые требования, предъявляемые к человеку, практикующему у-шу, отражают заповеди каждого члена общества: честность, почитание родителей и старших, учителей.
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
"Почитать Учителя, пестовать мастерство, потерять благосостояние семьи".
Совершенно особенное место в у-шу, как и во многих других традиционных системах передачи учения, занимают отношения «учитель-ученик». Настоящий учитель это не просто преподаватель, передающий набор техник и знаний, это человек, становящийся для ученика вторым отцом не только в переносном, но и в буквальном смысле. Он дает ученику возможность заново родиться, встать на путь познания не только изучаемого искусства, но и познания себя и окружающего мира, путь внутренней и внешней трансформации.
Показательно, что и в самом китайском языке есть очень четкая градация различных учителей и учеников.
Сюэшен – ученик-студент или просто занимающийся чем-то. Таких учеников не связывают с учителем никакие обязательства. И со стороны учителя не предполагается строгой моральной ответственности относительно того, что он передает своим ученикам. Обычно такое обучение происходит за деньги, а ученики являются источником материального существования своих учителей. Те, кто обучал у-шу, часто занимались им профессионально, зарабатывали своим искусством на жизнь, преподавая, например, в армии или в охранных бюро.
Лаоши – учитель, но учитель в самом обиходном смысле этого слова. Наставник, преподаватель в той или иной сфере деятельности. Применимо не только к у-шу. Например, школьный учитель – тоже по-китайски "лаоши".
Шифу – Учитель с большой буквы. Учитель как отец.
Туди, дицзы – принятый ученик. Ученик, "вошедший во врата" учения. В отличие от сюэшенов, которых у учителя в течение жизни могло перебывать огромное количество, принятых учеников, как правило, было совсем немного. Это те, кому учитель передает традицию своего стиля у-шу во всей его полноте, кто станет продолжателем учения. Принятый ученик, со своей стороны, берет на себя обязательства по отношению к учителю как к отцу и заботится о нем в течение своей жизни.
Мастер одного из "внутренних" стилей у-шу |
Становится понятно: насколько важен выбор своего настоящего шифу, учителя, настолько же важен и ответственен для учителя выбор того, кто станет его принятым учеником. Ведь такой ученик не только входит в семью учителя (зачастую его фамилия заносится в семейные хроники) и находится рядом с ним, но и получает доступ ко всем тайнам у-шу, а некоторые из них способны нанести большой вред людям, если попадут в недобрые руки. Как правило, учитель долго − обычно не меньше трех лет, а часто и больше, − присматривается к ученику, чтобы составить впечатление о нем как о человеке, о его моральных и этических качествах. Недаром говорят: "Найти хорошего учителя сложно, а найти хорошего ученика − еще сложнее".А в текстах многих школ у-шу отдельное внимание уделяется наставлениям относительно того, кого можно брать в ученики, а кого нет.
Настоящее обучение у-шу отличается от занятия у инструктора по фитнесу. И дело не только в том, что передается. Некоторые учителя традиционного у-шу говорят: "Если учитель вам что-то показывает, а вы просто повторяете движения вслед за ним, − это не обучение. Настоящее учение передается изо рта в рот, от сердца к сердцу". Конечно, принцип такого настоящего обучения характерен не только для у-шу.
СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ У-ШУ
"Изучение кулака подобно жизни, всю жизнь практикуй кулак, не прекращая".
"Путь тайцзи велик, глубок, подобно морю, тонок, подобно волоску, отнюдь не сочинение о способности достичь превосходства. Это Путь постижения души и сознавания природы (син). Прозревая и совершенствуя этот Путь, тщательно шлифуя, - растить мудрость, навечно сохраняя благородный дух".
Что же позволило у-шу дожить до наших дней? Ведь реальная необходимость в умении владеть мечом или копьем давно осталась в прошлом, да и техника боя без оружия требуется в современных условиях очень редко и далеко не всем. Существует целый спектр различных спортивных единоборств, в которых можно быстро достичь результата, подтверждаемого различными поясами и разрядами, а бокс дает неплохие навыки самообороны. Для поддержания здоровья и для любителей восточной экзотики есть не менее широкий выбор различных направлений фитнес-йоги, цигуна.
Еще нужно иметь в виду, что традиционное у-шу переживает далеко не лучшие времена. Настоящих мастеров остается все меньше, и все меньше людей готовы тратить силы, время и многим жертвовать ради серьезных занятий. Подобным образом обстоит дело и в самом Китае: традиция постепенно выхолащивается, и у-шу превращается в спорт или шоу для заезжих иностранцев. Но все же есть еще настоящие учителя, и в некоторых местах сохраняется глубокое понимание этого воинского искусства.
Чем же у-шу стало со временем? За несколько веков оно вобрало в себя, кроме различных приемов боя, философию и внутренние практики, выработало определенное мировоззрение и этику поведения. Появился термин У-Линь, обозначающий «сообщество, мир воинских искусств».
Несомненно, это Путь, во многом уникальный и не похожий ни на какой другой. Конечно, есть свои отличия и между направлениями у-шу. В одних все ограничивается прикладными навыками, в других − моралью и этикой (ведь воспитание честных и порядочных людей, способных противостоять несправедливости и встать на защиту своей семьи, страны − уже совсем не мало). Есть и такие направления, которые вобрали в себя внутренние практики и философию и стали Путем во всей его целостности. И, хотя у-шу и называют порой «малым путем» (с точки зрения, например, школ внутренней даосской алхимии), несомненно, что из его среды вышло много выдающихся мастеров не только боевых искусств, но и мастеров жизни.
Вместе с тем, у-шу как Путь всегда имел искренних последователей. Есть они и сегодня. Как любой настоящий путь, он требует от человека очень многого. Не случайно практику у-шу раньше иногда называли «горькой». Тому, кто выбирает этот путь, недостаточно проводить два раза в неделю по паре часов в фитнес-зале. Потребуются серьезные перемены в жизни, придется отдавать действительно много сил, времени, сердца искусству и пути, который человек для себя выбрал. Тогда и сам человек, и окружающий его мир неуловимым образом меняется. А у-шу становится его неотъемлемой, если не важнейшей, частью.
СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ У-ШУ?
Нужно сразу же сказать, что найти сейчас секцию традиционного у-шу достаточно сложно, хотя и возможно. Даже многие из тех, кто позиционируют себя как "традиционщики", по сути, ими не являются. Часто они об этом даже не подозревают. Их самих уже так учили. К сожалению, многое действительно было утеряно, многое искажено в угоду существующим интересам и потребностям окружающего мира. Но основной вопрос, пожалуй, в том, что вы действительно ищете для себя. Пусть группа тайцзицюань, на которую вы придете, практикует на самом деле что-то очень мало похожее на тот тайцзицюань, каким он был когда-то, но вам там хорошо, интересно с людьми, которые там занимаются, вам нравится ваш тренер, и вы чувствуете себя лучше – тогда, может быть, и стоит туда походить. Очень немногие действительно хотят и будут искать то, что требует большего, чем занятия два раза в неделю в уютном зале. Хорошо это или плохо - каждый решает для себя. В конце концов, мы всегда находим то, что хотим найти, и получаем то, что готовы отдать. В наш век информации достаточно просто найти множество вариантов занятий – от йоги и цигуна до самых разнообразных предложений по у-шу. Не всегда просто во всем этом сориентироваться, особенно неискушенному человеку, но все же всегда можно найти то, что в данный момент вам нужно. И самым универсальным является совет: «Ищите не стиль у-шу, ищете учителя».
Использованы материалы с http://daixinyiquan.ru и "Ван Юнцюань: избранное о кулачном искусстве", пер. Константинов Виктор. Цитаты – оттуда же.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи