Ее картины дарят особый аромат детства. Под их очарованием хочется просто посидеть, что-то вспомнить, может быть, порадоваться или погрустить. И отправиться дальше, в свой большой мир, но вдохнув что-то родное и живое…
Нино, расскажите, пожалуйста, о себе.
Мне 45 лет. Родилась я в советское время, когда все было по-другому. Ностальгия по детству есть, конечно же. По Советскому союзу ее нет, но там были моменты особенные. Наверное, потому что это было детство. Мне очень не хватает того времени, я скучаю по нему. По людям, которые тогда окружали меня, а сейчас их нет. Это у меня чересчур. Ностальгия по детству меня наполняет, поэтому, наверное, я столько рисую детство. Детство у меня было спокойное, нормальное, беспроблемное. Но не могу сказать, что без переживаний — там была смерть бабушки.
Сейчас у меня есть мама, и папа, и старший брат. Я родилась в Тбилиси и всю жизнь здесь прожила. Я не представляю, как жить в другой стране, никак не могу. Я домашний человек, не могу без дома. Без родных, без друзей не могу. У меня две дочери: старшей 19 лет, младшей — 11. Старшая уже студентка. Есть супруг, мой любимый человек, который понимает меня без слов.
Что для вас мир детства?
Это когда больше свободы, больше свободного времени, больше мечтаний, приключений. Дети очень много воображают. У них совсем другой мир, более интересный. Думаю, я немножко осталась там. Мне хорошо чувствовать себя опять ребенком.
Трудно ли быть взрослым, оставаясь ребенком? Как это сочетается у вас? Что это вообще значит для взрослого, для вас — быть ребенком?
Для меня даже легче быть ребенком, в каком-то смысле. Я понимаю те детские чувства, которые теряют взрослые. А я не хочу это все терять. И мне не трудно, наоборот, мне хорошо быть в детстве. У меня это сочетается очень естественно. Я часто говорю: «Мне кажется, я там осталась». Как будто я чувствую эти детские переживания, детские мысли, обиды. Мне кажется, я понимаю детей во всем. Поэтому, наверное, у меня такие картины, они передают жизнь детей. Потому, наверное, у меня всё естественно получается. Мне очень часто говорят: «Как тебе удалось найти дорогу, по которой ты идешь? Молодец! Как ты ухитрилась!» Но это не так. Я не искала специально и не думала, как бы создать такие картины трогательные, трогать души людей. Это смешно для меня. Я не искала, я просто сидела и рисовала. А когда сделала выставку, многие люди на ней расплакались. Так что это естественно. Потому и нравится. Я рада, что это так. «Быть ребенком» — это очень важно для меня. Это счастье для меня.
Вы сохраняете связь с детством, а ваши дети? Как им удается поддерживать эту связь? Вы помогаете им сохранять эту связь? Как?
Моей старшей дочке 19 лет. В свои 19 лет я была таким ребенком! Она более серьезная, я думаю. Хотя у меня тоже были свои вопросы, проблемы. Она сейчас сталкивается с нечестностью и многим другим. Мы как-то привыкаем к этому, когда взрослеем. Для нее это очень тяжело переносить. Я разговариваю с ней, говорю, что она привыкнет, но она не хочет привыкать.
Я помогаю своим дочкам, но, может быть, больше не словами, а действием своим. Как я сама живу, что делаю. В будущем, я думаю, они хотя бы чуть-чуть будут похожи на меня. Потому что это не плохо, наверное.
Когда смотришь на ваши картины, где изображены бабушки и дедушки, возникает ощущение, что старость — это теплота, гармония с собой и окружающим миром. Расскажите, кто они — старые люди на ваших картинах.
Многие замечают, что я рисую детей и стариков. Среднего возраста людей очень мало. Один мой друг сказал, что я рисую для людей, которые смотрят на свое детство и на свое будущее. Потому их там нет, потому что именно они смотрят на эти картины. А что касается бабушек и дедушек... Это очень печально, когда человек уходит. Понятно, что это жизнь, что так и должно быть. Но грустно, когда уходят люди. У меня это все от моих бабушек и дедушек, они для меня очень большую роль сыграли. Бабушка и дедушка с материнской стороны очень долго были со мной. Наш дедушка, папа моей мамы, умер в 96 лет, так что моя старшая дочка тоже его помнит. И я его часто рисую — дедушка идет с внучкой, они еще там по рельсам идут, это я с дедушкой. Мне лет пять было, отрывками помню. Я часто рисую моих бабушек и дедушек, иногда они физически на них не очень похожи, но то тепло, те чувства, которые они давали мне, это осталось. Я очень скучаю по ним.
Сегодня в мире много жестокости, насилия, эгоизма… Какие ценности, как вам кажется, позволяют не так тяжело воспринимать этот мир?
Для меня это не так трудно. Это элементарные вещи для меня: любить друг друга, понимать друг друга, помогать друг другу. Если так растет ребенок — это хорошо. Насилие видно, понятно, но благодаря любви дети могут не смотреть в его сторону. Если в человеке есть любовь. Я так думаю.
Нино, ваша страна — горная страна. Что вам дают горы?
Горы — это тоже естественно для меня. Когда ты родилась и везде и всегда видишь только горы, по-другому не может быть. Если бы я жила где-то на ровном месте, где не было бы гор, наверное, мне было бы не по себе. Конечно, человек ко всему привыкает, но с ними мне защищённее. Я думаю, что горы охраняют и берегут. Они очень важны для меня, я их очень люблю. Но в каком-то смысле и боюсь. Высоких гор, да. Я люблю туда ездить, но всегда что-то меня удерживает, какой-то страх. Может быть, перед величием гор.
Что вы впитали из культуры Грузии? И как это отражено в вашем творчестве?
У нас в культуре очень большую роль играет семья. Очень большую роль играет институт бабушек и дедушек. В моём детстве этого больше было, сейчас люди не всегда живут вместе. Я думаю, что для ребёнка очень важно, чтобы дома были бабушка и дедушка. Потому что очень многому учишься у них. Ребенок по-другому растет, в большей любви. Они ведь совсем из другого мира. Я думаю, это очень важно. И, наверное, в моих картинах это отражается. Еще, наверное, важно, что мы древний народ. Я с детства очень любила древние храмы. Мне это тоже очень близко.
Сейчас в моде все «суперсовременное», «новое, самое новое, и еще новее...», а вы обращаетесь в каком-то смысле к прошлому, и тем не менее ваши картины притягивают людей. В чем секрет? Почему?
Потому, наверное, что этих взрослых людей — и моих ровесников, и людей старше — картины наводят на ностальгию. Ностальгию по своему детству. Однажды молодой человек задал вопрос: «Объясните, какое время вы рисуете?» Я очень коротко ответила: «Это время моего детства». Это и есть секрет, потому что, наверное, нет таких людей, у которых бы не было ностальгии, которые не скучали бы по своему детству.
Каждая картина — это труд не только физический, но также души и сердца. Откуда вы черпаете силы и вдохновение?
Я часто рисую. Вдохновение приходит по-разному. Бывает, что я придумываю картину. Иногда я много думаю. Но очень часто бывает, когда что-то сразу как будто промелькнет, и я вижу, что этот сюжет получится так, как я хочу. По-разному бывает. Вот, например, у меня дочка ходит на фортепьяно в музыкальную школу. Там был концерт, где выступали маленькие скрипачи. Они какие-то особенные. Я там сидела, и уже знала, какую нарисую картину. Есть у меня такая картина, «Первый концерт» называется. И у всех сразу начинаются воспоминания: кто-то ходил на музыку, вспоминают себя и т. д. Ничего особенного, простые такие сцены из жизни, но неожиданно получается, что у многих людей это вызывает такое чувство. Я не ожидала. Оказывается, это дефицит сегодня.
Что для вас главное в людях?
Главное качество для меня — это доброта. Надо понимать человека, который рядом, быть с ним, когда ему тяжело. Честность. Не люблю нечестных людей. Не люблю, когда люди смеются над другими. Это у меня с детства. Особенно дети. Когда ребенок смеется над другим ребенком, мне сразу плохо становится.
Ваши пять особенных книг.
Я очень люблю Маркеса «Сто лет одиночества». Книга такая, что после нее хочется что-то начать делать в плане искусства. Вторая моя любимая книга — Экзюпери «Маленький принц». Из грузинских — Амирэджиби Чабуа «Дата Туташхиа». Есть небольшая книга, но тоже моя любимая — Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». И, думаю, Харпер Ли «Убить пересмешника». Она проблематичная, в ней много всего. А еще из любимых — Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
Что такое для вас гармония?
Гармония на данный момент — это моя семья. Я нахожусь в гармонии со своей семьей сейчас. Но если глобально, хорошо было бы, чтобы было меньше того, о чем мы слышим сейчас. Всего, что сейчас происходит по всему миру. Это рядом, это везде. Куда катится этот мир, правда непонятно. И люди не научились что-то менять. Жизнь ведь короткая очень. А мы что творим! Ужасно просто. Тут как раз и нужна любовь. Любви не хватает.
В творчестве гармония, когда есть сюжет, ты настроена, муза пришла. Можно рисовать часами. И когда заканчиваешь работу, ты чуть-чуть доволен. Довольным быть не совсем хорошо. Не надо, чтобы художник был всегда доволен. Я очень редко довольна собою. Очень многое мне не нравится. Но если я поработала и смотрю на картину, не раздражаюсь чем-то, это и есть гармония. Что-то получилось.
Нино, в нашем журнале мы часто задаем вопрос: в чем смысл жизни человека? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Часто задумываешься, и, кажется, нет никакого смысла. Бывают такие моменты. Но столько всего хорошего в этой жизни бывает! Есть и плохое, но есть красивое и хорошее, доброе. Надо любить, наверное. Смысл жизни в любви, наверное, любить друг друга. Жизнь уходит, и что остается? Смысл жизни — любовь.
Родилась Нино Чакветадзе в Тбилиси в 1971 году.
1986-1990 — Художественное училище им. Я. Николадзе
1990-1996 — Тбилисская государственная академия художеств, факультет живописи
С 1997 года — член Союза художников Грузии
Выставки:
«5 художников», Караван-сарай, Тбилиси (1993)
«Грузинские художники», Эрфурт, Германия (1994)
Групповая выставка, Грузинский художественный музей (1996)
Выставка выпускников 1996 года Тбилисской государственной академии художеств, Национальная галерея Грузии (2003)
Персональная выставка, TMS галерея, Тбилиси (2004)
Персональная выставка, галерея «Хобби», Тбилиси (2011)
Персональная выставка, галерея «Ванда», Тбилиси (2013)
Групповая выставка, галерея «Ванда», Тбилиси (2014)
Персональная выставка, Грузинский государственный музей театра, музыки, кино и хореографии, Тбилиси (2014)
«Рождественская выставка», Грузинский государственный музей театра, музыки, кино и хореографии, Тбилиси (2014)
Персональная выставка, галерея TBC банка, Кутаиси (2015)
Персональная выставка «Мишки из детства», галерея «Nocha», Тбилиси (2015)
Персональная выставка «Цветы», галерея «Nocha», Тбилиси (2016)