Онежская регата, которая вот уже 29 лет каждый год проходит на Онежском озере, — одно из самых известных и серьезных соревнований для яхтсменов России.
В этом году Онего (так издавна называют озеро) поразило даже опытных участников своим строптивым нравом.
...Онего замрет на мгновение, потом свежий ветер нагонит в Петрозаводскую губу тучи, и взметнутся над озером белые птицы-яхты с разноцветными парусами. Такой видят регату зрители. Одна из гонок на Онежской регате специально делается короткой: ее длина две или три мили со стартом возле пассажирского причала в Петрозаводске. Зрелищная, с множеством спинакеров — красавцев парусов, — она хорошо видна из города. А вместо знака, который нужно огибать яхтам, стояла в этом году лодка «Николай Святитель» — практически точная копия поморских судов, которые в старину ходили на Соловки, на Шпицберген и даже в Англию.
А для яхтсменов регата — это еще четыре гонки по 150–200 миль, долгая упорная борьба и, если позволит судьба, долгожданная победа.
Яхта «Улисс» уже много лет участвует в регате, всякий раз занимая призовые места. В этом году, финишировав первым в двух из пяти гонок, «Улисс» по сумме баллов занял третье место в «Онего-2000». Мы беседуем с членом экипажа «Улисса» Константином Макаровым.
• За последние годы количество участников регаты заметно убавилось. Кто сейчас в основном выходит на соревнования?
Сейчас, увы, все упирается в деньги, и парусный спорт — тот, каким он был, во всяком случае, — гибнет. Частично становится профессиональным. Студенческие яхт-клубы почти все вымерли. Сейчас в регате участвуют фактически только частные лица. Разные организации стали выставлять лодки в рекламных целях, спонсируя экипажи. Лодки неплохие, сделаны хорошо...
Я вот на «Улиссе» ходил матросом, слава богу, нашлось место в экипаже. А у нас лодка своя есть, «Ларк», такого же класса. Но она старая очень, у нас нет ни сил, ни средств привести ее в нормальный гоночный вид.
• Для участия в регате нужен какой-то взнос?
Стартовый взнос не очень большой — примерно по 600 рублей с человека и страховка. Основные расходы — это поддержание лодки. Надо платить за стоянку где-то в яхт-клубе, за то, что ее вытащат на зиму. Если лодка деревянная, то каждый год нужен какой-то ремонт. Как правило, если повезет с погодой, ремонт заканчивается в июне. То есть, как только снег стает, начинаются ремонтные работы, все выходные — вперед, вперед, особенно если лодка древняя. Это и времени, и денег, и сил требует. Потом, паруса изнашиваются, веревочки изнашиваются, парус вытягивается, теряет форму. Заказать новый парус, самый дешевый, — это 1000 долларов. Лет пять прошло — парус надо менять...
• Что для Вас главное в парусном спорте?
Вы знаете... Как писал еще Экзюпери, самое ценное — это узы, которые связывают людей между собой: самолет — не цель, а средство, не ради плуга пашет крестьянин. Я здесь нашел товарищество. Говорят, у альпинистов то же самое. Подниматься — это преодолевать конкретные трудности.
И вы не думайте, что каждый день есть опасность смерти, — это надо очень «постараться». А реальные трудности в другом. Да, есть картинка из журнала: яхта, парус, солнце, небо, девочки в купальниках... А на самом деле, как правило, холодно, мокро. Сидишь весь замерзший, переодеться сухого уже нет ничего. Жуткий недосып. Постоянно носом клюешь, и при этом надо еще держать себя в напряжении: чувствовать ветер, волну, чувствовать свой корабль и себя на нем, видеть, как идут другие. Это же гонка, и это напряжение надо держать изо дня в день.
Вот шторм. Звучит как романтика... В этом году на Онеге первая же гонка — волна около двух метров, ветер навстречу, и на тебя сверху ведро воды каждый раз, если не больше. В каюте никто не сидит, все на борту. И сутками так сидишь. Волна — бу-буух!.. бу-буух!.. Суставы деревенеют. Но наступает момент, и оно приходит — пронзительное чувство жизни! Объяснить это трудно.
• Получается, что главное — в усилии?
Нет, не только... Такого, как там, нигде не увидишь. Такая красота! В этом году я делал снимки. Вот это рассвет!
Я бы даже сказал, что красота — это во-первых.
Во-вторых, гонка — преодоление, борьба, жажда победить. Посмотрите на состав экипажей: контингент в основном мужской. Любому мужику важно почувствовать в себе героя, преодолеть какие-то трудности, подтвердить, что можешь.
А в-третьих — товарищество, ощущение экипажа. В тесном пространстве долгое время... У меня в 89-м году был целый месяц, когда я на сушу не выходил. И даже если это неделя, люди должны чувствовать и понимать друг друга. Должны быть близкими по духу, иначе переругаются. Человеку свойственно все, он на все способен. А там проявляются, как правило, лучшие человеческие черты.
Есть определенные правила, которые в этой среде нельзя нарушать. Например, нельзя не оказать помощь. И это понимает вся команда.
• Когда экипаж становится командой?
Когда какой-то член экипажа делает то, что может сделать другой, но он просто ближе и делает первым. И понимают друг друга практически с полуслова. Дух товарищества. Это вековая мечта человечества.
Конечно, бывают трения. Самое главное, на воде спасает железный закон: слово капитана — последнее, обсуждению не подлежит. (Подлежит, но потом.) В экипаже все добровольцы. И раз пошел — знаешь, на что, берешь на себя обязанность.
• Что такое хороший капитан?
Первое: должна быть квалификация, мастерство. Второе: должна быть ответственность, капитан отвечает за все и за всех. Третье: капитан должен быть всегда спокоен, не должен психовать, не должен срываться на команде. Он не должен быть рабовладельцем, но при этом должен требовать выполнения команд. И обязательно подавать пример. Все эти три качества должны быть одновременно.
• Когда, в какой момент соревнований наступает кульминация?
А это даже не обязательно гонки. Однажды мы перегоняли лодку. Вроде бы перегон, но мы шли практически в гоночном режиме, то есть днем и ночью. С потерями экипажа, как говорится, не считаться: вперед, вперед! Сами себе устроили веселую жизнь. Зато потом... Мы входили в Петрозаводск на рассвете. Вот он открывается, этот город. Это сладкое чувство... У того же Экзюпери в «Ночном полете» это великолепно описано — чувство завоевателя. Вот он, наш город, мы его завоевали. Пробились через трудности и сражения. И идешь по городу — он твой. Первым делом побриться, в баню, в кафе какое-нибудь зайти...
• Какие еще черты характера нужны для парусного спорта?
Для меня первейшая черта — альтруизм: человек не гребет под себя. Ну и все ценности, которые из этого вытекают. И то, что человек «болен» этим делом. Мы все здесь «легко- и тяжелораненные».
Наталья Чуличкова,
Елена Белега
Из истории регаты
1972 год — первая Онежская регата. Соревнования представляют собой одну гонку (100 миль), в ней участвует 8 яхт.
80-е годы — на соревнования прибывают до 200 яхт.
1994 год — регата приобретает статус чемпионата России.
2000 год — с 23 июля по 4 августа в акватории Онежского озера проходит 29-я регата «Онего-2000». В ней участвует 41 лодка. Яхты выходят на старт пять раз, общая протяженность гонок около 500 миль.
За что любят Онего постоянные участники регаты, так это за погоду. Онего всегда показывает свой норов. Нынешняя регата видела все: дождь с ветром силой 14–17 м/с, шквалы, волны в полтора-два метра. Впервые в истории Онежской регаты в ходе одной гонки сразу девять яхт сошли с дистанции из-за поломок. Обошлось без жертв, хотя не все лодки после ремонта смогли продолжить гонки. Но именно в этом году участники окрестили регату «Солнечной» за мгновения яркого солнца и полного штиля.
А еще мы говорили о...
...парусе.
«Парус — это все! Я бы даже сказал больше: это душа. Это как символ дружбы, потому что он одному не принадлежит и зависит от каждого. Парус — это то, что нас объединяет, как для верующих Бог. Это и посредник с природой и с людьми. Это и мечта, и объединение всего. Он живой».
...ветре.
«Парус и ветер — это неразделимо. Самые тяжелые гонки, когда нет ветра, Чкисляк“. Сидишь и мучительно ловишь каждое дыхание. Еще особое искусство его поймать: он не везде дует одинаково, — выбрать удачный курс. Ветер — это все».
...волне.
«Волна — это не плохо, она играет такую же роль, как и ветер. Знаете, как можно на волне покататься! Надо сесть на волну. Она живое существо. Одну, другую поймать... Лодка встает на дыбы, пена летит во все стороны — и летишь. Это полет».
В старину, когда судно входило в порт, ему требовался лоцман. Лоцманов, как правило, было много. Они разворачивали паруса своих маленьких лодок и устремлялись к судну. Кто доходил первым, тот и вел корабль в порт. До сих пор, если встретятся две парусные лодки, обязательно начнут выяснять, кто быстрее.
Исторически первыми появились олимпийские гонки. Они короткие, всего одна или две мили. Может быть, первыми их участниками и были те самые лоцманы, которые проводили корабли в порты. Сейчас на так называемых олимпийских гонках ходят на небольших лодках со строго оговоренными размерами — олимпийских шверботах. Еще бывают крейсерские гонки, в которых участвуют крейсерские яхты — большие лодки, способные выходить в океанские воды. Дистанции крейсерских гонок существенно длиннее — сотни и даже тысячи миль.
Почти полтора столетия назад крейсерская яхта «Америка» пересекла океан и приняла участие в гонках вокруг острова Вайт (около Великобритании) — колыбели английского и мирового парусного спорта. Когда на горизонте появились первые паруса, на вопрос королевы Виктории «Кто первый?» английский офицер, всматриваясь в бинокль, ответил: «Первый — ЧАмерика“». — «А второй?» — «Второго нет...» — горизонт был чист. Экипаж «Америки» получил из рук королевы кубок — чашу, которую поместили в Нью-йоркском яхт-клубе. С тех пор соревнования за обладание самым престижным трофеем в международном парусном спорте так и называют: «Кубок Америки». Кубок проводится раз в четыре года. Это красивейшие дуэльные гонки. За всю историю гонок американцы уступали победу лишь два раза, и в том числе на прошлом, 29-м Кубке Америки — в нем победила команда Новозеландской королевской парусной эскадры из Окленда. Поэтому в 2000 году очередные гонки проходили в Новой Зеландии. Победила в них вновь команда хозяев.