Когда мы приезжаем в незнакомый город, нас встречает шумный аэропорт, суматошный вокзал или просто автобусная станция. Первым делом мы устремляемся в центр, ведь там, как правило, сконцентрированы основные городские достопримечательности. Деловито бегаем по улицам, сверяясь с путеводителем или слушая пояснения экскурсовода, спешим, пытаясь охватить все, и уезжаем довольные: вот и познакомились с очередным новым городом.
Но состоялась ли встреча с ним? Ведь душа города так просто не открывается.
Сердце Великого Новгорода – Софийский собор. И, как правило, гости знакомятся в первую очередь с ним. Но когда-то, в давние и не очень давние времена после долгого пути к городу люди почему-то медлили, не спешили войти, останавливались на особых местах – поклонные горы есть не только в Москве, - смотрели на город, слушали звон колоколов, молились, молчали. Так было всегда.
К Новгороду обычно приходили по реке. Волхов – часть знаменитого пути древности – пути «из варяг в греки и из грек». Сегодня нам трудно преобразиться в древних варягов-викингов, заморских «гостей»-купцов или княжескую дружину с киевского юга и проплыть весь этот путь по-настоящему, на ладьях. Но все же так хочется прийти к Софии не с пустыми руками и не с пустым сердцем. И маленькое путешествие совершить все-таки можно – путешествие не только в пространстве, но и во времени, путешествие реальное и не только.
Ведь в Новгороде очень трудно понять, где кончается былина и начинается реальность, где кончается сказка и начинается миф. Вот стоит церковь Бориса и Глеба. Это ее поставил былинный Садко - богатый купец Сотко Сытинич. Вот Великий мост. Под ним – против течения - проплывал Перун, свергнутый только что крещенными новгородцами и славший им свои проклятия.
Пролог в Перыни
Там, где Волхов берет свое начало, где его воды рождаются из вод Ильмень-озера, есть место, которое и поныне выделяется особой красотой и тишиной. Здесь не только начало реки, но и начало истории, вернее праистории Новгорода.
Это Перынь. Сейчас здесь скит, в котором с XIII века сохранилась удивительной красоты церковь Рождества Богородицы. Но священным это место было и прежде.
Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1635 году, передает легенду о вечно горящем огне на святилище Перуна. Капище было похоже на огромный, больше 20 метров в диаметре, цветок с восемью лепестками. В центре стояло деревянное изображение божества, а в восточном лепестке горел неугасимый огонь, о котором должен был заботиться особый жрец.
Идол Перуна, бога-громовержца, змееборца, покровителя княжеской власти, скорее всего, был поставлен здесь в то время, когда князь Владимир пытался объединить разноплеменную Русь на основе единой языческой веры. Но еще в те времена, когда пришли сюда словене, когда стал складываться здесь их племенной центр, будущий Новгород представлял собой лишь сгусток поселений, сгруппированных вокруг Перыни. И тогда, возможно, поклонялись здесь другому божеству - тому самому Змею, Ящеру, летописному «коркоделу», которого победил Перун. Звали его Волхов. Он дал свое имя реке.
Врата над Волховом
Рельеф новгородской земли не поражает своим разнообразием - равнина, реки, леса. Но наиболее значимые точки города и его окрестностей видны издалека. Они выделены, четко очерчены, они являются главными ориентирами на пути. На поворотах Волхова, замыкая собой прямые участки реки, поставлены крупнейшие в новгородской архитектуре XII века сооружения. Каждый поворот реки открывает новую страницу новгородской истории.
Плывущим к Новгороду по Ильменю в створе Волхова раскрывается Георгиевский собор (1119) Юрьева монастыря. Даже если вы ничего не знаете о его истории, то сразу поймете, что строился он князьями и для князей - суровый, строгий, мощный. Заказчиком был князь Всеволод Мстиславович, а вот зодчим... В средние века имя строителя, иконописца, мастерового никогда не выделялось, ведь настоящий Творец - Бог, а люди лишь Его орудие. Но имя новгородского зодчего до нас дошло: «А трудился мастер Петр». Это имя вошло во все учебники, ведь Георгиевский собор стал вторым по значимости храмом города после Софии.
За следующим поворотом Волхова открывается новый ориентир - Рюриково городище. Когда-то здесь, в княжеской резиденции, стоял огромный, монументальный храм Благовещения, воздвигнутый в 1108 году Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха. Это его двойником на другом берегу станет выстроенный немного позднее Георгиевский храм, и словно ворота образуют они над Волховом, заставляя подготовиться, собраться, настроиться на встречу с главным - Софией. Но Благовещенский собор был разрушен Симеоном Гордым еще в середине XIV века.
В IХ-Х веках Новгород ничем особенно не выделялся среди русских городов. Кто княжил в Киеве, то владел и Новгородом и ставил здесь князем одного из своих сыновей. Князья здесь менялись часто, ибо они видели в Новгороде лишь плацдарм для овладения великокняжеским престолом. Авторитет их падал, и в результате в 1136 году в городе произошло восстание, которое закончилось провозглашением «вольности в князьях» и выходом из-под власти Киева. Однако совсем без князя нельзя. И вече призывало его как верховного судью и военачальника, заключало с ним договор - «ряд», согласно которому князь обязался "Новгород держати в старине по пошлине". А когда становился неугоден, его изгоняли - "указывали путь". Князья обосновалось на древнем Рюриковом городище.
В древние времена эта возвышенность была окружена болотами и протоками, которые создавали ощущение острова. В середине IX века здесь было укрепленное поселение с пристанью. Раскопки показали, что в нем жили скандинавы, занимавшиеся войной, торговлей и ремеслом: были найдены восточные монеты, скандинавские гривны с привесками в виде молоточков Тора-громовержца, фигурку валькирии, подвески с магическими рунами... Может быть, именно здесь в 859 году обосновался легендарный Рюрик, придя с дружиной из Ладоги и назвав это место Хольмгард ("Островград"). А вскоре на более просторном левобережье возник Новый город - Новгород...
Врата над Волховом – символическая граница города - пройдены. Строгость пропорций, лаконичность форм, ясность художественного замысла подчеркивают главное назначение княжеской власти: обеспечить защиту, спокойствие тем, кто в городе.
Торговая сторона
И вот наконец после поворота у Городища раскрывается панорама Новгорода. Прямо по оси движения видна София. Но ближе к нам, на правой стороне реки, открывается храм Николы на Ярославовом дворище, предположительно построенный все тем же мастером Петром и тоже впечатляющий своей монументальностью. Вся эта композиция - ось реки и вставшие по обоим берегам храмы - отражает сложившуюся с самого начала городскую структуру, да и всю судьбу Новгорода. В отличие от других русских городов люди селились не в одной его части, а сразу по обоим берегам реки - потом они станут называться Софийской и Торговой сторонами.
Торговая – на то и торговая, чтобы шумел здесь многоголосый торг, чтобы к берегу приставали корабли и со скандинавского запада, и с киевского юга, и даже с арабского востока. Здесь в одной из церквей хранились эталоны мер, свершался торговый суд. Здесь же находилась древняя княжеская резиденция - Ярославово дворище, венчал которую Никольский собор. Рядом на звон вечевого колокола собирались горожане со всех пяти “концов” города. Это средоточие жизни города, самая живая и активная его часть.
Мы привыкли к тому, что исторический центр города остается на своем месте веками, что храмы строятся как бы наследуя один другому: ветшает или сгорает старый – на его месте возводят новый. Но в Новгороде мы наталкиваемся на удивительный факт: вся городская система – улицы, площади, городские усадьбы, даже переулки - сохранялась практически неизменной почти тысячу лет. А там, где раскинулись заливные луга, и теперь неизменна граница города. Даже сегодня, несмотря на двухсотлетние попытки “реорганизовать”, “выпрямить” и “благоустроить”, легко можно представить себе, бродя по улочкам Новгорода, как здесь было “тогда”.
«Где Святая София, там и Новгород"
И вот перед нами новгородский Кремль. Как главную драгоценность, охраняют его стены и башни Софийский собор – символ, святыню, духовный центр Новгорода Великого. “Где Святая София, ту Новгород”, - так говорили в древности. “Положим головы или изомрем честно за Святую Софию”, - клялись новгородцы перед боем.
Дубовый храм “о тринадцати верхах” был заложен здесь при князе Владимире в 989 году, одновременно с киевской Десятинной церковью, сразу после принятия новой веры. А в 1045 году взамен сгоревшего Ярослав строит нынешний Софийский собор – первый каменный храм, построенный русскими мастерами и не уступающий по красоте и величию киевскому образцу.
Новгородскую феодальную республику иногда сравнивают с Афинами – городом-полисом. Видят сходство и в политическом устройстве, и в административном делении, и в расцвете на этой основе всех областей жизни. Но есть и еще что-то, что объединяет эти два города-государства, разделенных тысячами лет и километров. Это покровительство Мудрости, дающей возможность людям жить в гармонии друг с другом и с Небом. Афине, греческой богине Мудрости, был посвящен весь город и главный его храм – Парфенон, храм Афины-Девы, Афины-Парфенос. Новгородскую землю собрала вокруг себя София – божественная Мудрость.
Мы привыкли к этому названию – собор Святой Софии. Но вдумайтесь: ведь если в сердце города – посвящение не святому или празднику, а высочайшему принципу – Мудрости, то город этот просто не может не быть особым. К ней идут, о ней помнят, за нее сражаются.
Эпилог в Антониевом
...Сентябрьской ночью 1106 года некий римлянин по имени Антоний вдруг оказался в далекой, неведомой ему новгородской земле. Тайну своего путешествия он хранил, и только после его смерти узнали, что чудесным образом, на камне, где искал он уединения, приплыл он из далекого Рима, за два дня совершив путешествие, на которое обычно купцам требуется полгода. На том месте, где камень прибило к берегу, основал он скромную обитель - маленькую деревянную церковку во имя Рождества Богородицы, а рядом - келью для монахов...
Так возник в Новгороде знаменитый Антониев монастырь, что стоит на берегу Волхова в трех километрах ниже Кремля. Деревянная церковь здесь просуществовала недолго. Случилось еще одно чудо, благодаря которому у Антония Римлянина нашлись деньги на строительство нового храма: рыбаки выловили в реке бочку с драгоценной церковной утварью, которую когда-то, еще в Риме, бросил в море сам Антоний, желая освободиться от богатства. Строил его, скорее всего, все тот же мастер Петр. Это тот самый Рождественский собор, который сохранился до нашего времени. Его трехглавие появляется на следующем после Кремля повороте реки, отмечая конец города.
Вот и закончено наше путешествие по Новгороду. Но не закончен путь к Софии, как нет конца реке, на которой она стоит.