Они не носили рогатых шлемов, и их суровый облик был, скорее, отражением дикой первозданной природы Скандинавского полуострова, а не жестокости варвара…
Крутые виражи развития народов и цивилизаций выносят на арену истории события, с трудом поддающиеся законам логики, но всегда занимающие свое законное место в цепочке следующих друг за другом поворотных моментов эпох. Так обитатели скандинавского полуострова загадочно и стремительно ворвались в VIII веке в историю cредневековой Европы из своего мирного земледельческого прошлого. C разрушения в 793 году монастыря на британском острове Линдисфарн началась эпоха викингов, которая продлилась почти три столетия.
Это было время, отмеченное многочисленными военными походами северных народов, живших на землях нынешних скандинавских стран и Исландии. Своими внезапными и опустошительными набегами они наводили ужас на жителей трех могущественных империй: Священной Римской, Византийской и простиравшегося к юго-востоку от Средиземного моря Арабского халифата.
Сегодня уже трудно определить происхождение названия «викинг». В старо-норвежском языке есть слово vikingr, которое переводится как «морской разбойник»; на рунических камнях, которые обычно ставились в память о людях, погибших в военных походах, викингом назывались сами эти походы... В других странах северные воины были известны под разными именами. На Руси их называли варягами, во Франции - норманнами, в Англии - датчанами.
И все же именно слово «викинг» вошло в современный международный лексикон и наиболее употребимо, когда речь заходит о народах, живших в эпоху средневековья на Севере Европы.
Суровые климатические условия проживания, вероятно, повлияли на характер скандинавов - волевой и целеустремленный. Они были открыты и готовы к любым поворотам судьбы, а многосторонние способности этих "варваров" средневековья вызывают удивление у современного человека. Викинги умели не только воевать. Они возделывали землю и пасли стада, охотились и выходили далеко в море за рыбой. Уже в первые годы нашей эры римские историки упоминают о скандинавах как об умелых мореплавателях. На их счету немало географических открытий и полная приключений история колонизации Исландии, Гренландии и Америки.
Часто одной из целей военных походов был поиск и освоение новых торговых путей, а их участникам приходилось выступать в роли воинов и купцов одновременно. Так основывались небольшие фактории и торговые станции скандинавов, в то время как крупные города викингов - Хедебю и Бирка - в Х веке представляли собой центры международной торговли. Здесь же находились целые кварталы искусных ремесленников, занимавшихся художественной обработкой железа и кости, гончарным и ювелирным делом, ткачеством, производством стекла, чеканкой монет. Было в почете и само воинское искусство викингов. Наемников с севера с удовольствием принимали к себе на службу многие правители Востока и Запада.
Сегодня невозможно сказать однозначно, какие события положили начало столь резким переменам в судьбе северных народов и их экспансии во все стороны света. Успехи ли в судостроительстве, позволявшие все большему числу викингов расстаться с замкнутостью островного существования и успешно преодолеть огромные морские пространства? Недостаток ли земель, пригодных для земледелия и скотоводства? А может, ими руководили желание развивать торговлю, жажда славы и богатства или стремление расширить границы политического могущества?
Так или иначе, в какой-то момент скандинавы почувствовали себя готовыми отправиться на завоевание новых земель. И исторический период, на который приходится активность викингов, оказался максимально благоприятным для осуществления их замыслов. Европа, разрозненная и ослабленная внутренними междоусобными конфликтами, была не в состоянии оказать достойный отпор набегам с севера.
Скальды, древние поэты скандинавов, повествуют в своих сагах о победоносных походах, об их бесстрашных и славных руководителях – конунгах, воспевают силу и мужество воинов. Викинги воевали честно и благородно - в соответствии с законами, которые были приняты в их обществе. Воинский кодекс чести запрещал им нападать на торговцев, женщин и крестьян; нельзя было атаковать воина, который уже с кем-то сражается.
Почитание закона для викингов не было просто соблюдением определенного свода норм и правил, существующих в любом обществе. Они видели в законе нечто большее - необходимое и непреложное, даруемое свыше.
Подобно тому как времена года сменяют друг друга в соответствии с законами природы, жизнь этих северных народов была подчинена своим циклам. В военные походы они отправлялись летом. До осени, как правило, возвращались домой. Зимой занимались хозяйством, готовились к предстоящим сражениям, приводили в порядок оружие. Весной чинили или строили корабли, приносили жертвы богам, у которых просили об удаче в летних походах.
Вопросы общественной жизни викинги решали на тинге - общем собрании, в котором участвовали все свободные мужчины и женщины. Каждый район имел свой собственный тинг, который собирался весной и осенью под предводительством «глашатая закона» и жрецов годи и мог продолжаться в течение недели. Здесь устанавливали налоги, проверяли, у всех ли мужчин исправное оружие, совершали в присутствии свидетелей имущественные сделки, расследовали преступления, конфликты и споры. Решения тинга выполнялись беспрекословно, согласие с ними присутствующие выражали, потрясая оружием.
Следуя закону как воплощению традиции и необходимости в вопросах войны и мира, викинги умели подчинять личные интересы потребностям общества, а быть может, и вообще не очень разделяли эти понятия. Они заботились о бедных, возмещали убыток семьям, потерявшим дом или урожай. В обязанности молодых и сильных мужчин входило вспахивать землю стариков прежде своей собственной.
Когда король или конунг собирал воинов в поход, он посылал гонца с железной стрелой в разные концы своих владений. Каждый мужчина, видевший стрелу, должен был в пятидневный срок прибыть в полной боевой готовности на борт корабля. Постоянная готовность к активному действию была для викингов естественным и привычным состоянием. Возможно, истоки ее восходят к мифологии скандинавов, которая поражает своей первобытной суровостью и вместе с тем необычайной поэтичностью. Боги викингов - это боги-воины. Согласно легендам, они проводят время в сражениях с великанами. Почитая богов, викинги имели свой идеал Воина. С верой в него они не боялись смерти и мечтали покрыть себя славой, умереть на поле битвы. Они знали, что только настоящих героев ожидает достойная награда - отправиться в Валхаллу, рай для воинов, в сопровождении валькирий (мифических женских созданий, которые по велению главного бога скандинавского пантеона - Одина - решали судьбы воинских сражений и самих воинов).
Молодежь с детства овладевала боевым искусством: училась стрелять из лука, ездить верхом, плавать, охотиться с гончими, рубиться на мечах. И во время отдыха от ратных дел, занимаясь мирным трудом, викинги продолжали поддерживать себя в отличной физической форме. Для этого они часто устраивали рукопашные бои и поединки, играли в мяч, жонглировали ножами. Суровые воины на спор могли взобраться на отвесную скалу или спрыгнуть с утеса в море.
Мечтая о вечной жизни в Валхалле, викинги совершали подвиги на земле. Воинские подвиги.
Сплоченные и объединенные общими идеалами и общими представлениями о жизни и смерти, викинги являли собой пример единства во множественности и множественности в единстве. На высокоманевренных кораблях, самые большие из которых иногда достигали 50 м в длину, они представляли грозную силу, впечатлявшую не только своим военным искусством, но и силой своей символики и атрибутики.
Викинги придавали особый священный смысл всему, что было связано с битвой, одушевляли свое оружие и доспехи, давали им поэтические имена. Имена эти имели магическое значение и вырезались рунными знаками. Самыми ранними из них являются рунические надписи на наконечниках копий. Древнейшей из находок археологов можно считать наконечник копья, найденный в Овре-Стабу (Дания), возраст которого датируется второй половиной II века н.э. На плоскости наконечника ясно различимы руны имени, которое переводится как «Пронзающий».
В «Саге о Ньяле» упоминается копье, на которое было наложено особое, закрепленное рунами, заклятие: «У Халльгрима есть копье с широким наконечником, которое ему заколдовали: никакое другое оружие, кроме этого копья, не может его убить. Есть у этого копья еще одно свойство: если ему предстоит нанести смертельный удар, оно издает тонкий звон. Такая в нем чудодейственная сила».
Едва ли не самым грозным оружием во времена викингов являлись боевые топоры, или секиры. Их названия говорили сами за себя - «Гром щита», «Волчья рана», «Ведьма битвы».
О волшебном мече, на лезвии которого рунами было начертано имя Скавнунг, и о связанном с этим клинком заклятии повествует «Сага о людях из Лаксдаля»: «…Но такова природа этого меча, что солнце не должно освещать его рукоять и его нельзя обнажать в присутствии женщин. Если кто-нибудь будет ранен этим мечом, то рана не может зажить, если ее не коснуться чудодейственным камнем, который есть при мече».
Сегодня в каждой норвежской или исландской семье есть томик знаменитого «Круга земного» - цикла саг, автором которого историки считают исландского поэта Снорри Стурлусона (XIII век). Вот что писал в прологе к этому огромному сочинению сам Стурлусон: «В этой книге я велел записать древние рассказы о правителях, которые были в северных странах... как я их слышал от мудрых людей... Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой...»
Скандинавы очень дорожат своей историей и знают многие песни из древних саг наизусть. Может быть, этот интерес человека нашей эпохи к своему прошлому сродни тому интересу, с которым суровые воины, собираясь за пиршественным столом, вдруг забывали обо всем и внимали песне поэта. Они восхищались подвигами богов, легендарных героев и бесстрашных конунгов - своих предков. Им было с кого брать пример, кому соответствовать. И разве могли они совершить страшный грех - потерять смелость в сражении? Саги не слагают про трусов. И если ты знаешь, что своими делами остаешься в памяти будущих поколений, разве позволишь себе оказаться недостойным?
Иногда поэтический дар пробуждался и у самих воинов, а привычное следование воинскому долгу и целеустремленность помогали добиваться победы не только на поле битвы. Так, одна из саг повествует о Харольде Хардрагаре (Харольде Храбром) — знаменитом конунге викингов, который посватался к дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Получив отказ от русского князя, якобы на основании недостаточно богатого приданного, Харольд отправился в Византию, где поступил на службу к византийскому правителю. Как повествует сага, все свое жалование он посылал на хранение к Ярославу. Когда же истек срок его службы, он вернулся на Русь и добился-таки руки русской княжны. На обратном пути знаменитый конунг-воин сочинил стихи, которые впоследствии стали образцом нетрадиционного для скальдической поэзии жанра любовной лирики. Эти стихи были знамениты и в России и выдержали более полутора десятков вольных переводов.
Вы други видали меня на коне?
Вы зрели, как рушил секирой твердыни,
Летая на бурном питомце пустыни
Сквозь пепел и вьюгу в пожарном огне?
Железом я ноги мои окрыляя,
И лань упреждаю по звонкому льду;
Я хладную влагу рукой рассекая,
Как лебедь отважный по морю иду…
А дева Русская Гаральда презирает. (перевод Батюшкова.)
Суровый мир средневековой Европы с его многочисленными и жестокими войнами стал достоянием истории. Прошли времена, когда слава добывалась на полях сражений, а честь защищалась с оружием в руках. Но значит ли это, что, обращаясь к прошлому, мы вправе не замечать за конкретными историческими событиями то, что актуально во все времена? Ведь история, не повторяя в точности событий и фактов, обязательно время от времени возвращается к их внутренней сути, но уже на новом витке спирали, с учетом накопленного человечеством опыта.
Враги бывают не только внешние. Разве не приходится нам сражаться с собственной ленью, стереотипами. Равнодушием? Согласитесь, порой нам бы очень пригодилась способность викингов действовать, преодолевая сомнения, страх и нерешительность, их бесстрашие и верность внутреннему Закону. В наследство грядущим поколениям средневековые викинги оставили доказательство того, что для тех, кто хочет достичь своей цели, нет ничего невозможного.
ВСТАВКИ:
Находки в погребальных курганах Норвегии, изучение затопленной флотилии кораблей в устье Роскильде-фьорда, многочисленные изображения кораблей викингов на голландских поминальных стелах и сведения из различных письменных источников свидетельствуют о мастерстве скандинавских корабелов, имевших, без сомнения, богатую традицию еще задолго до начала эпохи викингов.
Античному миру были хорошо известны мореходы Севера. Римский историк Тацит писал: «Форма их кораблей отличается тем, что с обеих сторон у них находится нос, что дает им возможность когда угодно приставать к берегу; они не употребляют парусов, а весла не прикрепляют к бортам одно за другим... так что грести ими можно и в ту и в другую сторону, смотря по надобности».
В VIII веке мало кто из современных народов мог сравниться с викингами в искусстве мореплавания. Их боевые корабли - дракары - представляли собой, как правило, одномачтовые парусники из дуба с четырехугольным парусом, шестиметровыми веслами (на корабле их было от 10 до 30 пар) и большим рулем, при помощи которого один человек мог легко управлять судном даже при сильном шторме. Длина корабля обычно не превышала 20-25 м, а ширина в средней части составляла около 5 м. Парус на съемной мачте использовали при движении в открытом море. Он повышал скорость корабля и делал возможными дальние рейды. Экипаж дракара мог достигать 80 человек. При боевых действиях парус быстро убирали и переходили на весла: в условиях сражения кораблям была необходима высокая маневренность.
Корабли викингов имели достаточно низкую и почти горизонтальную кромку бортов. Небольшая осадка позволяла им приставать к берегу даже в мелководье и подниматься по течению рек, а сшитые из узких гибких пластинок борта судна приобретали особую эластичность, благодаря которой выдерживали сильные удары волн в открытом океане.
Нос и корма скандинавских дракаров круто поднимались над водой - обычно их венчала резная деревянная голова дракона или другого мифологического животного. Вместе с вывешенными вдоль борта, словно защитная чешуя, разноцветными щитами и движущимся в такт длинным рядом весел такой корабль походил на грозное морское чудовище и часто одним своим внешним видом приводил в ужас противников викингов.
Более сотни кораблей могли участвовать в крупных морских сражениях, которые нередко случались и между разными скандинавскими племенами. Они сопровождались ревом рогов и страшным шумом. На корабли иногда даже брали наковальни и кузнечные инструменты, чтобы во время боя чинить оружие.
Были у викингов не только узкие и легкие боевые ладьи, но и, более вместительные суда, с высокими и широкими бортами, на которых, по всей видимости, скандинавские купцы отправлялись в торговые походы, а викинги-переселенцы - со своим скарбом и скотом - в путешествия к новым землям. Эти суда имели и другой внешний вид - более строгий, что подобало, скорее, торговому судну.
Во время плаваний норманны ориентировались в основном по солнцу, звездам, и хорошо изученной за многие годы морских путешествий береговой линии. Вместе с тем в исландских сагах встречаются упоминания о неком «солнечном камне» и о «камнях-водителях». Неизвестно пока, каково было их истинное предназначение, но вполне можно предположить, что они помогали скандинавам ориентироваться в открытом море.
В IX веке у викингов не было недостатка ни в надежных кораблях, ни в бесстрашных мореплавателях. Дух открытий, жажда странствий, риск преодоления опасности, интересы коммерции, да и просто человеческое любопытство вдохновляли скандинавов на путешествия к неведомым землям.
Викинги господствовали в Северном и Балтийском морях. Им были хорошо известны воды Средиземного моря и Северной Атлантики. По течениям рек суда викингов проникали вглубь европейского континента, доходили по Днепру и Волге до Черного и Каспийского морей по знаменитому водному пути «из варяг в греки».
Двигаясь на Запад, норманны, возможно, уже знали о существовании там островов от кельтских мореплавателей. Шетландские, Оркнейские и Фарерские острова впоследствии были для них местами промежуточных остановок на пути через Атлантику.
В 874 году первые норвежские переселенцы обосновались на юго-западном побережье Исландии, там, где выбивались на поверхность горячие источники. Приближаясь к острову, мореплаватели еще издали увидели облака пара над берегом и назвали открывавшийся перед ними залив «Заливом дымов». Именно так переводится с исландского название нынешней столицы Исландии - Рейкьявика. Колонизация Исландии прошла довольно быстро. Уже к 930 году все пригодные для жизни земли были заняты.
В 986 году большая группа переселенцев от берегов Исландии отправилась к острову Гренландия. Из 25 кораблей из-за шторма лишь 14 достигли цели. Оставшиеся в живых 400 человек организовали на острове поселение. Со временем их число возросло до 6 тысяч человек. Выжить в условиях острова было непросто, а любое путешествие к нему превращалось в тяжелое испытание. Саги полны сказаний о кораблекрушениях, о судах, выброшенных на дикие берега, и об отчаянных переходах по дрейфующим льдам. Потомки первых поселенцев на протяжении 20 поколений вели борьбу за существование в условиях сурового и открытого всем ветрам кусочка земли на самом краю нынешней цивилизации. Не выдержав ужесточения климата, последние викинги покинули Гренландию в 1410 году.
В самом конце первого тысячелетия, задолго до Колумба, скандинавские мореплаватели впервые высадились в Северной Америке. Они назвали эту землю Винланд - «Страна винограда». Находки археологов, рунические камни, оставленные в разных местах, раскопанное древнее поселение скандинавов на острове Ньюфаундленд дают основания предполагать, что на американском континенте было несколько десятков стоянок викингов, которые жили там некоторое время.
Многочисленные сведения о географических открытиях викингов содержатся в исландских сагах. Скандинавским путешественникам и купцам принадлежат древнейшее описание Белого моря, рассказы о русских городах и князьях, подробные карты и лоции для плавания у берегов Балтийского моря и многие другие географические и научные свидетельства, помогающие нам сегодня воссоздавать образ эпохи.