С детства меня завораживает идея вечного движения и вечного двигателя. Как физик я понимаю, что вечный двигатель невозможен, но как философ я знаю, что он должен быть: у наблюдаемого в природе движения должна быть причина, должен быть источник. Поскольку во всех философских традициях мир, бытие вечны, то и источник должен быть таковым. Но как его найти?
Некоторые любопытные идеи может подсказать философская традиция. Еще в VI в. до н. э. Парменид сформулировал так называемые «предикаты Бытия»: по сути, описал свойства Бога. Одним из его ключевых свойств является неподвижность: Богу нет необходимости двигаться. Ему некуда двигаться, потому что он совершенен, не развивается и уже есть везде. Он недвижим. И при этом он источник всего в этом мире, в том числе — и движения.
Но как недвижимое может стать причиной движения?
Логически это понять невозможно, и Зенон немало иронизировал над безуспешными попытками это сделать. В своих апориях он наглядно показывал, что движение, существующее в чувственном мире, для ума отсутствует. У него стрела летит и покоится одновременно, так как она покоится в каждый момент времени, но при этом мы видим ее перемещение. Формально такого быть не может.
Любопытное объяснение этому парадоксу дает Аристотель. У него Бог также неподвижен, но является первопричиной, источником всякого движения в мире материи. Как? — Как возлюбленный является причиной движения любящего, объясняет Аристотель. Да, действительно, это мы уже можем себе представить: неподвижный возлюбленный может привести в действие любящего.
Аристотель считает, что материя не может двигать себя сама. Но все в мире стремится к собственной первопричине, стремится познать самого себя. А поскольку первопричиной всего является Бог, то весь мир устремлен к нему и начинает двигаться в результате этого стремления. Любовь к Богу, считает Аристотель, заставляет мир двигаться. Для большинства творений она инстинктивна, но только человек способен сознательно ее пережить.
Мне это напомнило образ магнита. Ведь неподвижный магнит способен привести в движение кусочки металла. Если продолжить аналогию, то идеалы, своего рода «духовные магниты», тоже могут заставить двигаться этот мир. И получается, что действительно любовь — это то, «что движет Солнце и светила», как писал Данте.
Хотите сдвинуться с места? Ищите свой магнит, свой идеал, свою точку притяжения.