Появление Интернета и стремительный рост скорости соединения сделали возможным просмотр видео почти в любой точке мира. Все преподаватели от садовника до академика сразу же выложили свои обучающие курсы в сеть. Никогда в истории человечества образование не было таким всеобъемлющим и доступным. Но чуда не произошло. Почему?
Мы все учились понемногу...
Чего сегодня только не предлагается для желающих чему-либо научиться. Причем на реально высоком, профессиональном уровне. Просто глаза разбегаются!
— Научный метод Шерлока Холмса: Наблюдай, аргументируй, оценивай
— Гениальность. Одаренность. Посредственность
— Мультироторный беспилотник своими руками
— Генетические коды цивилизаций
— Генеалогия русского патриотизма
— Как быстро и легко снять свой первый видеоролик
— Теории денег. От ракушки до биткоин
— Как слушать классическую музыку
Самые лучшие курсы, самые известные преподаватели, самые престижные учебные заведения, самые востребованные навыки.
В любое время, в любой точке мира, в любом количестве.
Ну разве не круто?!
Дежа-вю
Он-лайн обучение — самый новый, самый современный, самый перспективный способ донесения знаний.
Никто не спорит. Но что-то все-таки это напоминает, не находите?
Да-да, это уже было.
Было, когда появились компьютеры. Все библиотеки мира на одном компакт-диске! Эврика, теперь заживем!
Было, когда появился Интернет. Невероятно! Доступ к любой информации из любой точки мира! Теперь для образования уже никогда не будет границ!
Но прошло время, а мир не стал в разы образованней. В мире не стало больше гениев. Даже грамотных людей не стало существенно больше. А вот безграмотность прогрессирует: мессенджеры провоцируют безграмотную речь.
В чем же дело?
Лечить больного, а не болезнь
Мне кажется, мы в очередной раз хотим наступить на уже знакомые грабли. Конвейерное производство, оптовые продажи и глобализация приучили нас воспринимать человека как стандартизованную часть мира. Поэтому у нас товары под стандартные потребности, кино по жанрам, медицина лечит болезни, а не больных.
А это, к счастью, не так. Люди разные.
Нельзя одной и той же таблеткой вылечить всех людей. Нельзя по одной и той же книге научить всех людей. Даже одну и ту же еду вряд ли все захотят есть.
Люди разные. И им нужен индивидуальный подход.
В одной моей любимой книге автор очень просто и красиво говорит об этом:
Я сижу на террасе в своем любимом кафе, потягиваю кофе и читаю книгу. Случайно я поднимаю голову и вижу проходящих мимо людей. Я не устаю наслаждаться уникальностью каждого из них — всеми этими размерами, формами, цветами, манерами, характерами. Это просто чудо! Невозможно отыскать кого-нибудь, кто бы в точности походил на читателя этого предложения или на его сочинителя. Начиная от Большого взрыва и до самой смерти Вселенной никогда не было и не будет точно такого человека, как вы. Поэтому путь каждого человека к состоянию будды также уникален. Неповторимость нашего пути — одна из причин того, почему так важно иметь гуру или общаться с ламой, способным быть индивидуальным наставником.
Каждому человеку нужен индивидуальный учитель. Проблема образования должна, как мне кажется, решаться не только со стороны знаний: увеличения их количества, стандартизации и упрощения доступа к ним. Она должна решаться еще и со стороны человека: нужно уметь понять его исключительные потенциалы и помочь ему их должным образом раскрыть. Человека нужно почувствовать, увлечь, стать для него авторитетом и мотивировать на работу.
Одним словом, человеку для обучения и пробуждения нужен живой пример. Поэтому со временем потребность в хороших учителях, мне кажется, будет только расти.
Он-лайн курсы дадут нам доступ к информации. К большому количеству информации. И это здорово. Но это далеко не все, что нужно для настоящего образования. Как писал Плутарх, «разум — это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо разжечь». А сделать это может только живой человек.