Брать взятки чиновники умели во все времена. Человек на нынешнем этапе своей эволюции все еще достаточно слаб, чтобы самостоятельно противостоять искушению. Отсюда богатство форм использования служебного положения в личных целях, которое мы называем коррупцией. Можно ли ее победить? Можно.
Любое государство нуждается в управлении и в аппарате подавления (армия, полиция) для защиты и поддержания закона. Давая тем или иным членам общества в их руки власть и/или оружие, мы одновременно ставим их перед искушением использования власти и оружия в личных целях. В этом причина коррупции: мы наделяем человека силой и полномочиями, которые он может использовать для собственной выгоды.
Подобное неправомерное использование силы и власти для личной выгоды плохо для всех в государстве. Самих чиновников коррупция развращает: они падают в духовном смысле. Остальных коррупция лишает материальных благ и доверия к власти. Все в проигрыше, но никто не может избежать коррупции.
И дело здесь не в уровне развития общества, не в несовершенстве законов и не в строгости наказания. Дело в причине: человек слаб. И рано или поздно украдет, если представится подходящая возможность.
Так что же, коррупция неистребима? Не факт.
Просто для победы над ней нужно бороться не с последствиями, а с причиной. С корневой причиной коррупции. Насколько мне известно, из множества мудрецов только Платону удалось ясно определить эту причину и предложить радикальное средство против коррупции в государстве.
Причиной коррупции для чиновников (для тех, кто наделен властью и имеет право применять оружие) Платон видит возможность обладания частной собственностью. Если такая возможность у чиновника есть, ему есть ради чего брать взятки. Если у него нет частной собственности, личного интереса в занимаемой должности, то от взятки пользы не будет.
Поэтому в своей работе «Государство» Платон предлагает устранить частную собственность для сословий стражей и правителей. То есть для тех, у кого в руках оружие и власть. И перевести их на государственное обеспечение всем необходимым. Только необходимым.
Сразу возникает вопрос: зачем же тогда такой чиновник будет работать, если «заработать» в привычном смысле этого слова он ничего не сможет? — Ради служения государству и народу. Этот мотив должен быть единственным. Государственную должность, по Платону, имеет смысл занимать только тем, кто созрел для бескорыстного общественного служения.
Найдутся ли в государстве такие люди? Обязательно найдутся. Люди в массе своей разные, но среди них всегда есть некоторое количество тех, кто искренне и бескорыстно стремится к служению другим. Они и должны занимать государственные должности.
Готовы ли мы сегодня к такой системе? Думаю, что пока нет. Но шаги к ней делать можно и нужно. И первыми такими шагами могло бы стать ограничение привилегий и зарплат чиновников. Хочешь заработать и прославиться? — Иди в бизнес и на сцену. А на госслужбу — исключительно ради служения другим. Заработать там ты не можешь, не для того она придумана.
В этом случае, мне кажется, к государственной службе естественным образом подтянулись бы честные и благородные люди.
Скажете, мечты? Да, мечты. Но ведь любая реальность когда-то была мечтой!