Во время локдауна кому-то из вас, возможно, попадалась на глаза небольшая повесть Э. М. Фостера «Машины останавливаются». Причина оживления интереса к книге в потрясающей способности автора предвидеть будущее. Повесть вышла в свет в 1909 году, за пять лет до ужасных событий Первой мировой войны. Она описывает мир будущего, в котором люди отгородились в своих комнатках и общаются друг с другом с помощью экранов, или нажимают на кнопки, чтобы вызвать ощущение звука, запаха или цвета.
Все это не только напоминает наш недавний опыт изоляции, но и одно более глобальное явление. Речь идет о цифровизации (внедрении цифровых технологий в разные сферы жизни), которая была ещё ускорена пандемией коронавируса.
Во время локдауна практически вся активность перешла в цифровой формат: общественные мероприятия, семейные события, университетские занятия и даже званые обеды — всё переместилось в зум и подобные онлайн-платформы. Как в истории Форстера, мы не перестали общаться, но наше общение изменилось: «Я вижу кого-то, похожего на тебя в экране, но не вижу тебя. Я слышу кого-то похожего на тебя в телефоне, но не слышу тебя».
Надо отметить, что и до пандемии это явление активно развивалось, особенно среди молодых людей, которые большую часть времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми и становятся все менее опытными в реальном общении друг с другом. Еще раньше, до появления интернета, телевидение пошатнуло традиции семейных обедов. Далее, с развитием технологий, в каждой детской появился телевизор (а теперь и компьютер или ноутбук с интернетом).
С развитием искусственного интеллекта (ИИ) цифровизация стала ещё более изощренной и сложной. Для всего есть приложение в смартфоне: для свиданий и планирования путешествий, банковского дела и поддержания физической формы. Да, приложения упрощают жизнь, делают все легко доступным, нацелены на большую эффективность и прибыльность в бизнесе. Есть приложения по автострахованию, которые анализируют степень повреждения автомобиля и рассчитывают сумму страховой компенсации. Во многих случаях эксперты уже не нужны. Разрабатываются приложения для больниц, которые оценивают состояние пациентов, а значит, снижают нагрузку на врачей и медсестёр во время обходов.
Всё это полезно, однако есть как минимум два «но»: «расчеловечивание», дегуманизация и потеря конфиденциальности, то есть угроза безопасности личных данных и угроза контроля. Это вызывает крайнюю озабоченность у некоторых руководителей внутри цифровой индустрии, например, Тристана Харриса, ведущего участника документального фильма 2020 года «Социальная дилемма», бывшего сотрудника Google.
Фильм показывает, как алгоритмы увеличения продаж и расширения рынка изменяют и контролируют то, что и как человек думает. Люди, которые слишком много времени проводят в интернете, могут легко оказаться в новостном туннеле, где будут получать только ту информацию, которая им понравится и с которой они согласятся. В конечном итоге они приходят к мнению, что их взгляд на мир — единственно верный. Такое положение вещей опасно. Оно приводит к поляризации в обществе и, возможно, даже насилию в отношении тех, кто осмеливается думать иначе.
Есть ещё одна опасность. Технологии в руках государства вручают ему контроль над собственными гражданами. Например, в Китае во многих сферах уже применяют систему «социального доверия»: ваш рейтинг доверия снижается, если вы не соответствуете определенному набору требований. Это влечет сложности с устройством на работу и неприятие со стороны окружающего общества (кстати, то же самое происходит в книге Форстера). И проблема не в самих технологиях, а в том, как человечество их использует: неизбежно в ущерб нравственности, до тех пор, пока в мире все решают деньги.
Плюсы технологий и приложений очевидны: одни развлекают, другие экономят время. Вместе с этим именно человек и его выбор может сделать жизнь адом или раем на Земле. Давайте не забывать об этом.
Перевела Елена Молоткова
Оригинал статьи: https://library.acropolis.org/the-digitalization-of-society/