Скажите, пожалуйста, вас никогда не удивляло, что в XXI веке, в период установившейся в большинстве стран демократической формы правления Англия все еще сохраняет монархию? Зачем Великобритании ее королева? Ведь это колоссальные расходы на содержание самой королевы, ее двора, церемониальные мероприятия и прочее.
Если бы это была не Англия, а, скажет, какая-то не самая передовая в экономическом и культурном смысле африканская страна, мы бы не удивились и списали бы это на «отсталость». Но Британию назвать «отсталой» язык как-то не поворачивается: финансовый центр, одна из самых сильных экономик, страна с богатейшей культурой. Так зачем им этот «пережиток прошлого»?
В каком-то смысле на этот вопрос по-английски остроумно отвечает спектакль «Аудиенция», поставленный Питером Морганом в 2013 г. в лондонском театре Гилгуд. Постановка очень оригинальная. По замыслу автора, в ней нет практически никакого сюжета: все время зритель наблюдает, как английская королева встречается с премьер-министром.
Есть в Англии такая традиция. Не обязанность, не закон, а именно традиция: раз в неделю королева принимает премьер-министра, выслушивает его доклад и делится с ним своими соображениями. Казалось бы, что в этом может быть интересного и как из этого сделать спектакль? Не спешите.
Вся соль в том, что королева одна, а премьер-министры меняются. Со времени коронации королевы Елизаветы в 1952 г. их сменилось уже целых 12 человек. Представляете, королева одна, а первые лица государства, определяющие и направляющие ее политику, постоянно разные. Они представляют разные партии, разные сословия, у них разное образование, разные нравы и, самое главное, это просто очень разные люди. И очень сложные люди, как подчеркивает в спектакле сама королева. Очень сложные люди в очень сложных обстоятельствах, вынужденные принимать очень сложные решения. И им очень непросто во всех смыслах: в политическом, в экономическом, в социальном, и, что часто сбрасывается нами со счетов, в самом обычном человеческом. Ведь они же люди.
«Аудиенция» с Хелен Миррен в кино
На своем верховном посту эти люди отвечают за всё в стране, но при этом часто могут быть растеряны и... банально одиноки. И в спектакле королева Елизавета II говорит, что для того, чтобы выстоять, им нужна опора, нужен эталон, который не меняется. Эталон, к которому они могли бы стремиться и на который равняться. И задача королевы — быть этим эталоном.
Времена меняются, ценности колеблются, политики приходят и уходят, общество развивается. Мир в целом очень нестабилен и изменчив. Но в этом океане нестабильности должно быть что-то прочное и неизменное. По версии авторов спектакля, это — традиционные ценности, которые охраняет королева. Она служит только этому: стоит на страже традиции.
И — поддерживает все новых и новых премьер-министров.
PS. Спектакль стоит посмотреть. Есть оригинальная версия, которую показывает TheatreHD, есть фильм и есть русская адаптированная версия в Москве в «Театре Наций» с Чуриковой в главной роли.