Прелюдия и фуга до мажор открывает 1 том «Хорошо темперированного клавира», состоящий из 24 прелюдий и фуг. Весь этот цикл в двух томах сравнивают с моделью Вселенной (он охватывает все существующие тональности), а первая прелюдия и фуга — ее рождение, самое начало.

 

Сандро Боттичелли. «Благовещение». Фрагмент

 

Прелюдия очень проста, хрустальна в своём звучании и гениально организована по структуре. Она оставляет ощущение омовения в неземных водах («бах» переводится как «ручей»), от нее становится чисто и легко на душе, словно крылья ангела тебя укрыли. И действительно, одним из сюжетов, скрытых в первой прелюдии и фуге, является Благовещение: ангел прилетел к деве Марии сообщить ей благую весть о будущем рождении Спасителя.

Не случайно позднее Шарль Гуно наложил на эту прелюдию мелодию молитвы «Аве Мария», которая звучит так светло и органично.

Прелюдия — это подготовка, преддверие, шелест крыльев ангела, а фуга — это совершение, само слово ангела с четырьмя голосами. Эти голоса звучат одновременно, развиваясь и гармонично переплетаясь, и если услышать каждый из них, принять их, то пространство и время удивительным образом увеличиваются в объёме, мир становится неодномерным.

Это как в жизни: часто мы слышим лишь один голос, видим лишь одну картинку, на основе которой складывается наше мнение. Сознание ловит нас в эту ловушку: все окрашивается лишь одной краской, мрачной или, наоборот, радужной. Но мир многомерен, в нем нет только чего-то одного, всегда звучат несколько голосов одновременно. Их не так просто услышать сразу, а ещё сложнее объединить и привести к гармонии. Но мы видим, как это удается Баху.

Увидеть, услышать гармонию разных голосов и почувствовать свет, который объединяет их все и возносит над ними. Не это ли нужно сейчас?

А ещё очень нужны и молитва, и крылья ангела, и весть о спасителе...

Давайте послушаем.

И.С. Бах — Прелюдия и фуга до мажор

И.С. Бах — Ш. Гуно — Аве Мария

You have no rights to post comments