Впечатления
Остров. На острове грозная гранитная скала, а на скале — величественный монастырь с устремлённым в небо готическим храмом. Вокруг острова — не вода, а песчаные дюны, но каждый день со стен аббатства можно наблюдать, как преображается весь ландшафт, — как идёт прилив.
Мы стоим на высокой террасе, вниз обрываются мощные стены и скалы. Совсем недавно мягкие линии песков подчёркивались переливами жёлто-бежевого, светло-серого, голубого, белого. Фотографы так любят снимать эти абстрактные картины, говорят: вот они, настоящие цвета Нормандии — изысканные в своей простоте и тонкости. На глазах пески темнеют, набухают влагой — и появляется вода, она несёт в себе те же пески и те же цвета, только тёмные и какие-то тяжёлые. И белые чайки.
Время приливов и отливов меняется день ото дня. Но люди, которые приезжают полюбоваться Сен-Мишелем, специально планируют, подгадывают, поднимаются на стены, чтобы увидеть это явление природы. Впрочем… можно сказать, что это обычный прилив.
Легенды
С давних времён Мон Сен-Мишель окружён легендами. А с XII века он стал очень известным местом паломничества. И хотя остров находится очень близко от материка — примерно в двух километрах, в те давние времена он был символом жизни удалённой, суровой и окружённой опасностями. Частые туманы, непогода, сложный ритм приливов и отливов, зыбучие пески — всё это превращало остров в почти недоступный.
Вообще для французов в ходе бурных исторических поворотов Мон Сен-Мишель стал занимать примерно такое же место, как для нас Соловки, — суровая природа как будто выковывала характеры людей, непокорные и неприступные, здесь же раскрывались многие таланты, появлялись чудесные мастера, томились в изгнании неугодные… Место-святыня и место-тюрьма.
Предания говорят о том, что давно-давно здесь жили кельты. Кстати, острова тогда как такового ещё не было, а была гранитная гора. Она считалась священной и находилась под покровительством друидов. Так же как и островок Томблен, «остров Елены», расположенный недалеко от Сен-Мишеля и тоже окружённый ореолом загадочной древности.
Изменилась природа в заливе. Гору постепенно окружила вода, её назвали Монт Томб, «Могильный холм»… И она начала буквально притягивать к себе отшельников.
А с VIII века этот кусочек суши окончательно стал островом и получил название Мон Сен-Мишель — в честь святого Мишеля (Архангела Михаила), Князя небесной армии. По легенде, именно здесь он победил змия. В Апокалипсисе от Иоанна говорится о драконе с семью головами и десятью рогами, который угрожал Деве и новорождённому Младенцу. Скульптура святого Михаила, отреставрированная и укреплённая на шпиле одноимённого собора на высоте 170 метров, сейчас является символом острова, гордостью и нормандцев, и бретанцев. Воин с прекрасным лицом юноши закован в доспехи, в руках у него огненный меч.
Появление первой церкви на острове тоже легенда. Недалеко находился город Авранш, где в 708 году епископу Оберу (ставшему спустя века святым Обером, очень почитаемым здесь) однажды ночью явился Архангел Михаил и приказал на скале, которая уже почти полностью была окружена водой, построить церковь и посвятить ему. По легенде, Обер начал строительство только после третьего явления Михаила, когда тот в гневе ударил своим пальцем по голове медлительного епископа.
Ещё одна легенда рассказывает, как верующие люди откликнулись на призыв святого Михаила, как чудесным образом, благодаря Божественному промыслу, ребёнок сдвинул камень, и на острове был открыт святой источник.
История
В 966 году, после того как Нормандия приняла христианство, герцог нормандский Ричард I пригласил сюда монахов-бенедиктинцев, они-то и основали здесь аббатство.
В XI веке началось строительство основного здания, и длилось оно до 1520 года.
С XII века остров стал центром паломничества. Популярность и авторитет аббатства именно как святого места невероятно выросли.
С 1469 года открыт Орден Святого Михаила.
С конца XVI века аббатство постепенно приходило в упадок.
Потом здесь была тюрьма…
С XIX века Мон Сен-Мишель упоминается как памятник культуры. Сейчас он внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Чудо
Одно из любимых всеми мест в аббатстве — Ля Мервей, «Чудо». Этот архитектурный ансамбль в готическом стиле был создан в XIII столетии за 17 лет!
Три яруса, на каждом по два огромных зала с высокими готическими сводами, стрельчатыми окнами, порталами, переходами. Внизу залы для раздачи подаяния и кладовые, выше — большой зал для приёма гостей и рыцарский зал, а на третьем ярусе — трапезная и сад для медитаций.
Это сооружение поражало тогда, в XIII веке, поражает и сейчас, в наш «продвинутый» XXI, — невольно удивляешься: как эта громада из камня продолжает вздымающуюся скалу, как такая объёмная конструкция остаётся устойчивой и неуязвимой?..
Говорят, что это чудо инженерной мысли, чудо по своей продуманности, включая световые и акустические эффекты. И это чудо красоты!
Открытый сад наверху — место для уединения монахов. Он окружён лёгкой крытой галереей с тонкими колоннами, изящными арками, ажурной резьбой — кажется, он плывёт в пространстве между небом и землёй.
Предполагалось, что строительство будет продолжаться, и поэтому в галерее сада оставлен большой проход «в никуда». Сейчас он закрыт прочным стеклом. Получилось необычное тройное окно арочной формы, которое начинается от самого пола. И вот — ты находишься высоко-высоко в галерее, под тобой этажи Ла Мервея и сама скала, за спиной трогательный сад с цветами, а впереди, от самых твоих ног, простирается залив с переливающимися песками и огромным небом.
Через это окно мы смотрели на залив во время дневной экскурсии, сюда приходили вечером, к закату, и наблюдали захватывающее зрелище прилива, здесь мы оказались даже ночью, в очаровании подсветки, под звёздным небом, когда тут шёл концерт и звучала виолончель… А потом мы возвращались по двухкилометровой дамбе, соединяющей сейчас остров с материком, и то и дело останавливались, оборачивались и никак не могли насмотреться на это освещённое в темноте прожекторами, улетающее в небо творение природы и рук человеческих.