Если вы хотите увидеть жизнь во всем ее многообразии и со всеми возможными контрастами, вам нужно ехать в Индию. Здесь живут самые богатые и самые бедные люди, здесь одинаково уважаются наука и религия, здесь прекрасно уживаются седая древность и современные технологии, а смог городов соседствует с чистым горным воздухом Гималаев. Индия безгранична в своих проявлениях, и поэтому нашу фоторубрику мы решили посвятить лишь одной из граней ее богатого наследия: пещерным храмам.
Остров Элефанта. Храм Шивы
Шива — третий аспект знаменитой триады индуизма, Тримурти: Брахма — Вишну — Шива. Брама является творцом сущего, Вишну поддерживает Жизнь, Шива разрушает старые формы, чтобы жизнь развивалась далее в новых. Из трех богов к людям ближе всего Шива, так как он связан с конкретными проявленными формами; этим обусловлено огромное количество посвященных ему храмов на всей территории Индии. Один из них находится недалеко от Мумбаи на острове Элефанта.
Элефанта — древнее и загадочное место, о возрасте и происхождении которого дискуссии ведутся и поныне. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» Е. П. Блаватская пишет: «...Хронология пещерных храмов Индии должна остаться для археологического мира навеки загадкой, начиная от браминов, которые уверяют туристов, будто элефантскому храму 374 000 лет, и кончая Фергюсоном, доказывающим, что этот храм был высечен чуть ли не в XII веке по Р. Х. Куда ни загляни в историю, всюду одни гипотезы, мрак. И, однако же, о Гхарипури упоминается в эпической поэме Махабхарата, написанной, по мнению Колебрука и Уилсона, задолго до царствования Кира. В другой древней легенде говорится, будто храм Тримурти на Элефанте построен еще сыновьями Пaнду, изгнанными по окончании войны, воспетой в Махабхарате — между династиями Солнца и Луны — восторжествовавшею расой Солнца: раджпуты (потомки последнего) воспевают еще до сей поры победу свою над врагами. Но и в их народных песнях нет ничего положительного. Прошли и еще пройдут столетия, а вековая тайна так и умрет в скалистой груди пещеры…»
Эллора
Эллора — это деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер и многочисленные замки причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию. Создание пещер датируется примерно VI–IX столетиями нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, пять пещер к северу — джайнские.
Елена Петровна Блаватская, хорошо знающая эти места, их историю и предназначение, пишет в «Разоблаченной Изиде»:
«Теперь легко понять, что землекопы Эллоры, строители древних пагод, архитекторы Копана и развалин Центральной Америки, развалин Нагкон-Вата и остатков древнего Египта были если и не одной и той же расы, то по меньшей мере были одной и той же религии, религии, которая преподавалась в старейших мистериях.
…
С прекрасным островом не было никакого сообщения по морю, а лишь по подземным ходам, известным только главам школ; эти ходы простирались по всем направлениям. Традиция указывает на многие величественные руины Индии — Эллора, Элефанта и пещеры Аджанты (хребет Чандор), которые когда-то принадлежали вышеупомянутым школам, и с которыми были соединены такими подземными ходами».
Про подземные ходы местные гиды говорить затрудняются. Но ощущение какой-то невероятной древности в буддийских храмах Эллоры присутствует точно. И Будда, изображенный там, не похож на «обычных» Будд. Он имеет более европейские черты лица и всегда изображается с опущенными ногами.
Аджанта
Аджанта — буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра.
Это удивительное место представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов и апсидой в торце) и вихара (общежития буддийских монахов, квадратные в плане залы, окруженные с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу).
Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни древней Индии во всем ее разнообразии. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — со II века до н.э. по V век н.э.