Даже если вы еще не бывали на Алтае, наверняка среди ваших знакомых найдутся те, кому посчастливилось там уже побывать. Они и расскажут вам о том, как удивительно красивы пейзажи Горного Алтая: о бирюзовой воде Катуни, о запахе кедрового леса, о манящих белизной ледниках на горных вершинах. Количество туристов, отправляющихся на Алтай, с каждым годом растет. По предварительным оценкам, в 2012 году на Алтае побывает более 300 тысяч человек. Мест, куда не ступала нога человека, остается все меньше и меньше. Не погибнет ли под башмаком туриста эта природная жемчужина?

Гора Белуха

 

Интервью с Данилом Ивановичем Мамыевым — директором этно-природного парка «Уч-Энмек»,  руководителем общественного объединения «Школа экологии души «Тенгри»».

Беседовала Татьяна Ильина

Данил Иванович, как Вы думаете, в чем причина сейчас такого туристического бума на Алтае?

Одна из причин в том, что здесь, на Алтае, человек ощущает свою собственную ценность, значимость того, что он не просто так рожден. Сюда приезжает особенно много туристов из крупных городов, полных условностей. Когда я сам бываю в городе, я воспринимаю его как живую систему и, попадая в нее, становлюсь ее пленником. Когда я приезжаю в город и иду по улице, я перенимаю ритм тех людей, которые бегут куда-то, хотя у меня нет никаких дел, кроме двух-трех встреч, то есть целый день свободный. Я иногда себя останавливаю: куда я тороплюсь? Ведь мне некуда торопиться! Но когда я в потоке, я физически ощущаю, что мною управляет город. А когда человек приезжает на Алтай, он начинает воспринимать самого себя безо всяких условностей, появляется ощущение свободы. Он осознает свою планетарную значимость и ценность самого себя как индивидуума, как носителя чего-то такого, что нужно окружающей среде, людям, природе. А осознающий свою индивидуальную значимость человек не позволит собой распоряжаться современной системе управления людьми, которая старается как раз отнять у человека его индивидуальность и планетарную значимость. Сегодня идет борьба не за природные ресурсы, хотя и это есть, но за души людей. В этой борьбе участвуют все догматизированные системы, начиная от государства и кончая религиозными структурами.

Река Катунь

 

Расскажите, пожалуйста, об идее создания природного парка «Уч-Энмек».

Каракольский этно-природный парк “Уч-Энмек” создан в 2001 году на территории Онгудайского района Республики Горный Алтай в долине реки Каракол. Территория парка богата культурно-историческими памятниками разных эпох и священными для алтайцев местами. Здесь находятся древние скифские курганы и тюркские захоронения, наскальные рисунки, каменные изваяния и святыня алтайского народа — гора Уч-Энмек.

Я уроженец Каракольской долины, здесь вырос, учился и живу сейчас. По специальности я геолог, долгое время работал в Средней Азии, Кызылкумах, Тянь-Шане, Памире. В 80-х годах, когда началась перестройка, появилась некая свобода развития культуры коренных народов и их традиционного знания. Появилась и потребность адаптировать эти знания к современному человечеству. Как геолог, я имел непосредственное отношение к экологии. И мне стало понятно, что в современном понятии экологии отсутствует человек, точнее, он рассматривается только в конфликте с природой. Но экология — это не только охрана окружающей среды от человека. Чем больше мы создаем препятствий между человеком и природой, тем больше отдаляемся от нее, а значит, тем больше люди будут нарушать законы природы, потому что перестанут понимать ее язык.

Как создать новое, более широкое понимание экологии, предусматривающей какое-то место и для человека? Коренные народы Алтая хранят традиционные представления о том, что не только деревья, животные и растения, но и вся планетарная система — живая. И в этом планетарном организме есть особые точки, подобные акупунктурным точкам у человека. Но если у людей это сгустки нервных окончаний, то у планетарного организма — священные территории.

Мировой опыт показывает, что природа на священных землях остается нетронутой. Люди, жившие в таких местах, относились к земле как к священному объекту, поэтому очень мало охотились, очень мало вырубали, очень бережно обрабатывали землю. На одной из таких территорий мы и создали этно-природный парк, чтобы помочь человеку восстановить контакт с природой, учиться жить, не нарушая ее Законы и права.

На Алтае сейчас огромное количество туристических баз, предлагающих разнообразные экскурсии и фольклорные программы, включающие даже шаманские ритуалы. В чем особенность условий, которые Вы создаете для знакомства с Горным Алтаем? Какие знания получают туристы в парке «Уч-Энмек»?

Как природоохранное учреждение, мы пытаемся познакомить людей с нашей философией и традиционными знаниями через туризм и экскурсии. Однако мы стараемся не просто рассказывать, а создавать условия, в которых человек сам сможет понять законы природы, посещая священные места, или «места силы», как они обозначены в традиционной культуре.

Каракольская долина является священной территорией для алтайцев не столько потому, что здесь находятся древние святилища, ритуальные комплексы и захоронения, сколько потому, что многие поколения людей верили, что это место обитания духов природы — духов земли, неба, предков. Мои родители об этом никогда не говорили в открытую, особенно чужим: им это запрещалось. Но сегодня есть ученые, которые серьезно изучают алтайские традиции и не только не отрицают, но и научно подтверждают, что есть некие силы, которые современная наука пока не может объяснить, но может увидеть и зафиксировать. Мы, алтайцы, называем эти силы духами природы.

Мы даем туристам первоначальные знания для общения с природой, знакомя их с традиционными церемониями алтайцев. У нас в традиции нет никаких догм или специальных правил для проведения церемоний. На самом деле есть одно единственное правило — умение читать знаки. Для нас церемония — это попытка установить контакт с миром, основанная на восприятии мира как живой сущности. Из поколения в поколение передается простое знание, например, с какими словами разжечь костер или зачерпнуть воду из родника.

Например, в алтайской традиции есть церемония завязывания ленточек на деревьях. Когда я спрашивал туристов, зачем они вяжут ленточки на деревьях (к тому же неправильно), то получал ответ, что так они просят о благословении на дорогу или о здоровье себе и близким. Получается, люди хотят что-то получить. Но в традиционных культурах всегда говорилось, что церемонии проводятся для того, чтобы отдавать, а не брать. Вся наша церемония состоит в благодарении. А за что человек хочет благодарить и как — это его внутреннее решение. По крайней мере, он должен быть честным перед самим собой. При посещении священных мест, таких как Каракольская долина, всегда важно настроиться, быть искренним и открытым.

Часть нашей работы в парке заключается в том, чтобы людям объяснить, что невозможно бесконечно брать и нужно уметь отдавать, а отданное когда-нибудь вернется — сегодня или завтра, нам или нашим детям. Современные люди приучены воспринимать время на уровне только одной своей жизни. Алтайцы знают о своих поколениях, о прошлых и будущих, и живут частично и для них, а не только беспокоясь о  сегодняшнем дне.

В своих статьях Вы пишете, что Алтай — это храм под открытым небом. Во многих религиях для иноверцев вход в храм закрыт, но вы приглашаете туристов на священную территорию, вы их ждете. Нет ли противоречия между увеличением потока туристов и сохранностью в чистоте той территории, которую вы оберегаете?

Думаю, что нет. То, что мы называем сегодня экологической катастрофой, связано с состоянием всей планеты Земля. И наука это тоже понимает. А планета, как и любой живой организм, как и человек, имеет свое магнитное поле. Магнитное поле Земли — это не только понятие, о котором говорят физики, но это и сознание Земли, поле, создаваемое всеми жившими и живущими; их энергия накапливается в магнитном поле на планетарном уровне. В нем, как на диске, записана жизнь всей планеты. Такое накопление происходит через особые места — священные территории, сравнимые с акупунктурными точками на теле человека., Когда мы болеем, то стараемся на них как-то воздействовать — нажимаем, массируем, мажем мазью и т. д. И нашей больной планете Земля тоже требуется такое воздействие. Причем церемонии, которые проводились нашими предками в течение многих поколений в разных точках планеты, как раз и были тем воздействием на эти особые точки планетарного организма. Но это должна быть не церемония, проводимая у домашнего очага, а церемония-паломничество. Человек пришел к священному месту, постоял, поблагодарил — и это уже церемония, потому что человек активизировал эту «точку», отдавая часть своей энергии. Нашей планете Земля сегодня не хватает человеческой энергии. Мы у нее больше берем, чем отдаем. И одна из задач нашего парка — создать для людей такие условия, чтобы они могли лечить Землю, отдавая ей энергию, которую мы в столь больших количествах потребляем.

Мультинские озера

 

Если благодарность может быть церемонией как некой формой отдачи энергии, то тогда  туристическая поездка с целью благодарности, особенно в проблемные зоны, такие как плато Укок, например, будет реальной помощью?

Туризм как паломничество усиливает энергию конкретной территории, чтобы она могла сопротивляться тем людям, которые ее разрушают. Бесполезно бороться по тем правилам, которые предлагает нам современная система, лучше усиливать защитные силы земли через священные территории традиционным способом. И, возможно, в этом современная значимость и важность традиционного знания.

Что бы Вы пожелали тем людям, которые собираются на Алтай? Что-то их тянет, но куда и зачем...

Умение читать знаки — это, наверное, основа, которая нужна для тех, кто приезжает на Алтай. Нет никаких заранее определенных правил. Просто нужно стараться воспринимать знаки, которые приходят извне: через пение птиц, через ветер — холодный он или теплый, как меняется, пошел ли дождь.

И еще, человек должен быть позван самой местностью. Кому-то во сне приснилось, кого-то друзья позвали, кто-то в магазине случайно наткнулся на какую-то книжку, открыл, прочитал две фразы, и ему захотелось на Алтай. Конечно, есть находчивые люди, которые говорят, что их позвали. Кто-то придумывает свои истории и легенды. Мы не говорим, что в этом случае нельзя ехать, но нужно иметь в виду, что могут быть свои особые трудности на Алтае. Ведь мы-то, алтайцы, знаем, если внутри что-то не так, это проявится вовне. Любой обман и неискренность несут с собой соответствующую энергию, которая взаимодействует с энергетикой священной земли и становится видимой для духов местности.

Панорама Каракольской долины

Комментарии   

+4 #1 Илья Левашов 06.11.2012 14:31
Спасибо за интервью!

You have no rights to post comments