На бескрайних просторах Индийского океана, недалеко от южной оконечности Индостана, есть остров, очертаниями напоминающий слезу. Размером эта «слеза» с Ирландию, и за всю историю существования острова произошло здесь множество удивительных событий, отголоски которых можно встретить еще и сегодня.
По преданию, остров является осколком горы Меру, который откололся, когда Бог ветра Вайю слишком сильно подул на нее.
Когда-то в доисторические времена остров процветал, и говорят, что даже последние бедняки ели на золотой посуде. А владел в это время островом повелитель ракшасов десятиголовый демон Равана, и был он великим и непобедимым, потому что десять тысяч лет он предавался суровой аскезе, и за это получил в награду неуязвимость от богов и демонов и стал повелителем трех миров. Он даже сделал лестницу из планет к своему трону, а богов заставил прислуживать ему по хозяйству. Кончилось все это не очень хорошо: остров сжег Хануман, а Равана был повержен Рамой, о чем и повествует древний индийский эпос «Рамаяна».
Есть на острове и гора — европейцы назвали ее пик Адама, — на ее вершине которой находится углубление, по форме напоминающее отпечаток огромной ноги, размером 160 х 75 см. Христиане и мусульмане считают, что именно здесь Адам впервые ступил на землю, когда его изгнали из рая, индуисты — что это след Шивы, а буддисты — что здесь побывал Будда. Но для последователей всех четырех мировых религий это место безусловно является священным.
Есть здесь и удивительная гора Сигирия, совсем не похожая на конусообразный пик Адама. Когда приближаешься к Сигирии, кажется, что какой-то неведомый великан по какой-то непонятной прихоти положил на ровную землю огромный валун размером с гору. Когда-то на этой горе находился царский дворец, а позднее — монастырь.
И, наверное, самое молодое из местных чудес — это священное дерево Бо. Появилось оно в истории острова всего приблизительно 2250 лет назад и считается самым древним посаженным человеком деревом на земле.
А началось все, когда царевич Сидхартха из рода Шакьев медитировал под деревом Пипал (Ficus religiosa). В этот момент на него снизошло просветление, и он стал Буддой. С тех пор буддисты всего мира особо почитают этот вид деревьев.
Пипал (на хинди), или ашваттха (на санскрите), издревле почитается в Индии как священное дерево. Считается, что в нем обитает бог Вишну, а листья этого дерева при малейшем дуновении ветра издают звуки, подобные музыке древнего музыкального инструмента. В Индии с незапамятных времен именно под сенью этих деревьев медитировали мудрецы и святые. Листья ашваттхи имеют форму сердечка с вытянутым хвостиком.
По преданию, спустя неделю после просветления Будда, преисполненный благодарности, не мигая взирал на священное дерево. В буддизме Дерево Бодхи символизирует три мира и связь между ними, являясь моделью мироздания: небесный мир — крона, земной мир — ствол и мир подземный — корни.
А спустя некоторое время Будда предсказал, что через 250 лет после его ухода в Нирвану родится царь, который распространит учение Будды по всему миру. И действительно, в предсказанное время родился будущий царь Ашока, расширивший границы царства от Афганистана на западе до Бирмы и Камбоджи на востоке и до Шри-Ланки на юге. Ашока был известен своим жестокосердием, но, по одной из многочисленных легенд, встретив отшельника (говорят, что это был сам Будда) после кровопролитного сражения, в котором погибли сотни тысяч людей, он поклялся, что никогда больше не поднимет свой меч с неправедными намерениями.
Сын и дочь Ашоки (по другим источникам, это были его брат и сестра) распространили буддизм по всему Цейлону. Принцесса Сангхамитта, дочь царя Ашоки, прибыла на Шри Ланку с членами монашеской общины и привезла с собой саженец священного дерева, под которым Будда обрел просветление. Росток был посажен в парке столицы Анурадхапуры, а рядом возник храм. Случилось это в декабре, и в полнолуние декабря в память об этом событии буддисты Шри Ланки отмечают праздник прибытия саженца дерева Бодхи.
Еще при жизни Ашоки на дерево совершались покушения, и царю пришлось воздвигнуть вокруг дерева Бодхи трехметровую стену, но через 50 лет после его смерти священное дерево все-таки было уничтожено радикальными противниками буддизма. И в первый раз теперь уже со Шри-Ланки, из Анурадхапуры, был привезен и тайно посажен отросток священного дерева. Через 800 лет дерево вновь было уничтожено последователями индуизма, и вновь из Анурадхапуры был доставлен саженец дерева. Но в 1876 году и оно дожило свой век, и вновь на Шри-Ланку была направлена экспедиция за веточкой священного дерева Бо.
В Анурадхапуре судьба первого ростка дерева Бодхи тоже была не совсем безоблачной.
Буддизм быстро распространился на Шри-Ланке. Сингальские цари бережно хранили буддийские традиции и поддерживали общины. Вплоть до Х века в хрониках постоянно встречаются упоминания о различных празднествах и жертвоприношениях, посвященных священному дереву. Кто-то из царей обносил дерево каменными оградами, другие улучшали почву, чтобы дерево лучше росло. Во время бесконечных войн с тамилами Анурадхапура была разрушена, столица была перенесена в другое место, и город постепенно поглотили джунгли. В XIX веке город снова обнаружили, и оказалось, что дерево Бо продолжает расти. Несколько лет назад дерево Бо переболело и чуть не погибло, но все, к счастью, обошлось. И теперь близко к нему подойти могут только монахи. Но и сегодня его листья поют свою загадочную песню, а дерево вдохновляет миллионы людей, оживляя своим присутствием события глубокой древности...
P.S. В этом году, в начале февраля, была проведена торжественная церемония отрезания веточки от священного дерева Бо. Ее с большими почестями поместили в позолоченную шкатулку и на самолете перевезли в Индию, чтобы посадить 17 февраля в Бодхгае, где царевич Сидхартха обрел просветление...