Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Мы привыкли к тому, что на площадях, в скверах, во дворах Москвы стоят, как старые знакомые, памятники. Иногда мы даже не вглядываемся в них, не помним их черты, назначая встречи: на Тверской у Пушкина, на Чистопрудном у Грибоедова. А ведь памятник — не только ориентир в пространстве города, прежде всего это произведение искусства, явление культуры своего времени, а также работа Мастера.
Много ли их в Москве? Какие из них мы любим, какие помним? Памятник («память») — что это такое, о чем он должен нам напоминать?
Долгий путь проделал памятник, прежде чем попал на городскую площадь. Идолы древних богов языческих святилищ, сфинксы и величественные статуи фараонов Древнего Египта, боги и герои, атлеты и воины Древней Греции — все это обобщенные идеальные образы.
Остро индивидуальный, реалистический, психологический скульптурный портрет (императоров, полководцев, мыслителей) рождается в античном Риме, тогда же появляется тип конного памятника. Позже Средневековье отворачивается от светского искусства и вновь обращается только к сакральной сфере. Проходят столетия, прежде чем мастера Возрождения в Италии, опираясь на древнеримское наследие, возрождают традиции светских памятников.
Когда Русь приняла христианство, древние идолы разбивались, сбрасывались в Днепр, Волхов... Кто знает, сколько их еще лежит на дне рек? Православная церковь на долгие семь с половиной веков отвергла скульптуру как принадлежность язычества и «латинства». Высшей честью, которой мог удостоиться смертный, было погребение в стенах собора. На Руси такая форма «памятника» была единственной до второй половины XVIII в., когда Россия научилась не презирать земное бытие, не противопоставлять его небесному Закону, а стремиться внести в него красоту и гармонию. Сознание людей уже было готово к тому, чтобы воспринять образы конкретных людей как отражение вечного идеала.
С памятника Петру I в Петербурге началась новая история пластического искусства в России. В Москве первый скульптурный памятник — Минину и Пожарскому — был установлен на Красной площади (1818), вторым был бюст Ломоносова (1877) перед новым зданием Московского университета на Моховой, а третьим — памятник Пушкину на Тверском бульваре (1880).
Памятник не появляется только по замыслу и вдохновению художника, он всегда отражает дух времени. Какие же памятники появятся в Москве в нынешнем году?
Планируется открыть памятники Окуджаве, Булгакову, Тургеневу, Карамзину, Мандельштаму, Шолом-Алейхему, Сурикову, Дюма и футболисту Нетто.
Вдохновившись питерским памятником Чижику-пыжику на Фонтанке, «Комсомольская правда» устраивает конкурс на лучший памятник Муму (в 2002 г. повести «Муму» исполняется 150 лет).
Памятник Михаилу Булгакову, конечно же, будет установлен на Патриарших прудах. Это будет скульптурная композиция по роману «Мастер и Маргарита» (автор Александр Рукавишников): сам Михаил Булгаков в образе Мастера сидит на сломанной скамье, Иешуа уходит по воде пруда, в котором забьет фонтан в виде огромного примуса с изображениями Воланда и его свиты.
Памятник Булату Окуджаве (автор Георгий Франгулян) будет стоять в Плотниковом переулке: скамейки, стол, арки, и из них выходит Окуджава (через арку арбатского дворика — в вечность). А от фигуры Окуджавы будет забегать во двор бронзовая тень. Он ушел, но он с нами.
Дополнительно:
Первый скульптурный памятник Москвы — памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому: нижегородский купец Минин вручает меч еще не оправившемуся от ран полководцу Пожарскому, призывая его возглавить ополчение и спасти Отечество. Это лучшее творение прославленного скульптора И.П. Мартоса, выигравшего конкурс и доказавшего, что памятник должен находится не в Нижнем Новгороде, как предполагалось, а в Москве, и именно на Красной площади, где народное ополчение принимало капитуляцию польских интервентов, где с Лобного места князь Пожарский провозгласил освобождение столицы.
Самый знаменитый памятник Москвы — памятник Пушкину на Тверском бульваре. Это еще и один из самых любимых портретов великого поэта. Памятник сооружен на пожертвования — «из народного сердца», как писали в то время. В списках — фамилии крестьян, мелких купцов, приказчиков; рядом с крупными пожертвованиями — «скромные лепты в несколько копеек». Автор — Александр Михайлович Опекушин. Марина Цветаева писала: «И если я до сих пор не назвала скульптора Опекушина, то только потому, что есть слава большая — безымянная. Кто в Москве знал, что Пушкин — Опекушина? Но опекушинского Пушкина никто не забыл никогда. Мнимая неблагодарность наша — ваятелю лучшая благодарность».