Что такое «байопик»?
Это слово переводится просто — «фильм-биография». Самый знаменательный байопик вышел на экраны в 1941 году, это был фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», который признали лучшей (с кинематографической точки зрения) картиной всех времен и народов. По-видимому, многим режиссерам не дает покоя эта слава, вот и за призы Американской киноакадемии в 2005 году будут соревноваться сразу четыре фильма-биографии.
Законы жанра
У байопика как продукта американской культуры есть свои законы и штампы. Правомерен вопрос: а как же «Михайло Ломоносов», «Александр Невский», «Эль Сид»? Отличие в том, что в фокусе байопика — личность, как правило, вольной морали и сложных отношений с законом. Такой человек живет опасно, ярко искрит и быстро сгорает. Это жизнь длиной... в полнометражный фильм, где есть традиционная схема: тяжелое детство, буйное взросление, поиск себя, физическое увечье или психическая травма, муки творчества, криминальные опыты, наркотики и пышные похороны. Жанр менялся — от «карамельной» «Жажды жизни» середины 50-х, повествующей о судьбе Ван Гога (с Кирком Дугласом в главной роли), и скандального фильма Оливера Стоуна «Дорз» о рок-кумире Джиме Моррисоне до многочисленных фильмов-биографий последнего времени, словно предлагающих зрителю подсмотреть за знаменитостью в замочную скважину («Али» — о боксере Мохаммеде Али; «Фрида» — о мексиканской художнице Фриде Кало; «Девушка на миллион долларов» — о реальной девушке-боксере; «У моря» — о джазовом исполнителе 50-х Бобби Дэрина).
Потенциальные оскароносцы
Кто же они, экранизированные герои, соревнующиеся за золотые статуэтки? Позвольте представить: Говард Хьюз — инженер, авиатор, миллионер, плейбой, киноман (фильм «Авиатор», 11 номинаций на «Оскар»); Рэй Чарльз — легендарный чернокожий слепой музыкант, пионер ритм-н-блюза, соул-музыки («Рэй», пять номинаций); Джеймс Барри — английский писатель, автор «Питера Пэна» («Волшебная страна», семь номинаций); Коул Портер — американский композитор, автор знаменитых мюзиклов и музыки к кинофильмам («Любимчик», одна номинация).
Уже скоро станут известны победители, но не будем судить о качестве этих фильмов по количеству их наград. Любители джаза получат удовольствие от фильма «Рэй», знатоки американских мюзиклов и популярных мелодий — от «Любимчика». К сожалению, за кадром в них осталось самое интересное — творческий поиск, внутренняя работа героев. Но ведь фильм снимается не для того, чтобы мы просто послушали музыку... А нам как будто рассказали о «неформатной» личности на стандартном и гладком киноязыке. На фоне трех остальных претендентов, сделанных по традиционным лекалам, «Авиатор» выглядит летающим монстром из фантазий Говарда Хьюза. Три часа на экране сменяют друг друга эпизоды нуворишного сумасбродства героя Америки, наводя на мысль, что фильм сделан не для зрителя, а ради золотой статуэтки. После просмотра этих кинолент невозможно отделаться от ощущения, что чего-то им очень не хватает.
Кстати
Как это ни парадоксально, но недавний фильм «Александр» Оливера Стоуна, провалившийся, по мнению многих кинокритиков, в нашем прокате, также байопик: он акцентирует спорные и двусмысленные в прочтении режиссера стороны жизни Александра Великого. Быть может, это и стало ошибкой создателей фильма: не стоит подглядывать за великим человеком в замочную скважину байопика.
Учись плавать!
Фильм-биография — это всегда интересно. Это всегда рассказ о победах и поражениях, удачах и опыте личности неординарной. Нам хочется узнать, что волновало, что вело сильного человека по его, как правило, нелегкой жизни. И хорошо, если после просмотра остаются вопросы. Раз стало интересно, раз не согласен с трактовкой — ищи дополнительные источники, читай книги. Строй свою картинку, получай новый опыт в пространстве культуры, не ограничиваясь кино. Учись плавать!
Евгения Марковская